Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 сентября 2018 года, 08:54

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 15 (1059) Налоговое правоот 10/04/18 (Государство и юристы)

Экономические поступления

В парламент поступили три законопроекта, направленные на создание нового правоохранительного органа, который будет осуществлять расследование экономических преступлений

Светлана Тарасова
«Юридическая практика»

Бизнес давно ожидает завершения комплексной налоговой реформы, что должно обеспечить предсказуемость и стабильность налогового регулирования. А главный вопрос, который сегодня ставит налогоплательщик перед компетентными органами, касается реформирования налоговой службы. Процесс этот сдвинулся с мертвой точки, но продвигается очень медленно.

Еще одна сфера, на которую постоянно обращают внимание налогоплательщики, — создание нового правоохранительного органа, который будет осуществлять расследование экономических преступлений, что в перспективе должно привести к минимизации давления на бизнес. Попытки на законодательном уровне обеспечить формирование и полноценное функционирование этого органа делаются с регулярной периодичностью, но результата по-прежнему нет.

Очередная попытка урегулировать этот вопрос вылилась в целых три альтернативных законопроекта, поданных на рассмотрение парламента на протяжении нескольких недель: «О Национальном бюро финансовой безопасности» (рег. № 8157 от 19 марта с.г.) под авторством группы народных депутатов во главе с Ниной Южаниной, «О Национальном бюро финансовой безопасности» (рег. № 8157-1 от 20 марта с.г.) под авторством группы народных депутатов во главе с Андреем Журжием и «О правовых основах организации и деятельности Финансовой полиции» (рег. № 8157-2 от 3 апреля с.г.), автором которого выступила группа народных депутатов во главе с Татьяной Остриковой.

Примечательно, что во всех трех пояснительных записках делаются ссылки на нормативные акты 2015 года, в том числе на предписания коалиционного соглашения, предусматривающие отказ от карательной модели налогового контроля.

Во всех трех документах говорится о создании единого органа, на который возлагается функция выявления, пресечения, расследования и раскрытия преступлений в сфере финансовой безопасности государства. Несмотря на то что законопроекты направлены на реализацию одной цели, они различны в вопросах правового регулирования.

Так, например законопроектами № 8157-1 и № 8157-2 предусмотрено, что деятельность Национального бюро финансовой безопасности (НБФБ) или Финансовой полиции направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через министра финансов Украины. В свою очередь законопроект № 8157 устанавливает, что НБФБ подотчетно Верховной Раде Украины и Президенту Украины.

Не сошлись авторы законопроектов и в вопросе максимального количества работников этого органа. Так, например, в последнем документе, зарегистрированном в парламенте, предлагается установить планку в количестве 1500 человек. Законопроект № 8157 предполагает максимальную численность не более 4000 сотрудников. «Предельная численность личного состава НБФБ не может превышать 3000 человек», — устанавливает другой документ.

Следует отметить, что во всех законопроектах предусмотрено положение о гарантиях независимости органа. В частности, единогласно авторы законопроектов устанавливают запрет на вмешательство органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц, политических партий, общественных объединений, других физических или юридических лиц в деятельность нового правоохранительного органа.

В одном из законопроектов акцент сделан на внедрении аналитической функции, которая, по мнению авторов, позволит существенно изменить подход к расследованию экономических преступлений. Речь идет о первом поданном документе, которым, в частности, предусматривается в числе функций НБФБ составление аналитических выводов и рекомендаций для госорганов с целью повышения эффективности принятия ими управленческих решений по регулированию отношений в сфере публичных финансов. В третьем проекте — о создании Финансовой полиции — обращается внимание на аналитическую функцию нового органа: детально прописаны процедуры составления аналитических документов. Примечательно, что авторы проекта среди оснований для внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований называют аналитико-информационный документ.

Различаются проекты  и в части формирования нового органа, в том числе касающейся проведения конкурса. Так, например, законопроект № 8157-1 предусматривает, что руководитель, первый заместитель и заместитель НБФБ, руководитель главного подразделения внутреннего контроля назначаются на должность Кабинетом Министров Украины по предложению министра по результатам открытого конкурсного отбора. Для проведения конкурса министр создает конкурсную комиссию, в состав которой входят девять членов: три человека, предложенные общественным советом при НБФБ; лицо, определенное парламентом по представлению комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, оперативно-розыскной деятельности; лицо, определенное Верховной Радой Украины по представлению комитета, к предмету ведения которого относятся вопросы системы налогообложения, общегосударственные налоги и сборы; лицо, определенное министерством; лицо, определенное Национальным агентством по вопросам государственной службы; лицо, предложенное съездом адвокатов Украины; лицо, предложенное Всеукраинской конференцией работников прокуратуры. Отметим, что созыв съезда адвокатов и конференции работников прокуратуры — достаточно трудоемкий процесс, который может привести к существенному затягиванию формирования конкурсной комиссии.

Альтернативным законопроектом под авторством группы народных депутатов во главе с Ниной Южаниной предлагается возложить функцию по организации и проведению конкурса на квалификационно-дисциплинарную комиссию центрального аппарата НБФБ. В состав комиссии также входят девять членов, однако субъекты формирования весьма ограничены: по три человека от парламента, правительства и Президента.

Отметим, что существенные правки предлагается внести в Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы Украины.

Но, вероятно, до тех пор, пока не будет единой позиции у парламентариев в этом вопросе, положительных результатов по запуску и полноценному функционированию нового органа, который будет осуществлять расследование экономических преступлений, ожидать не стоит. Более того, существует большой риск, что и эти законодательные инициативы также будут отложены в долгий ящик.


Мнение

Бизнес-вопрос

Мария Золотарева, руководитель практики налогового и таможенного права АО «Вдовичен и Партнеры»

Запрос бизнеса для государства, считаю, прост: создайте условия, при которых бизнес может работать в рамках качественного закона. Внесенные в парламент законопроекты предполагают существенно отличающиеся подходы к пониманию правового статуса Национального бюро финансовой безопасности.

При анализе законопроекта № 8157 создается впечатление (если говорить об отечественной правоохранительной системе в целом), что НБФБ может существовать как «государство в государстве».

Действительно, заложена база для функционирования данного органа как аналитического центра с полным спектром аналитических действий и результатов для противодействия экономическим преступлениям, что кардинальным образом меняет существующую идеологию расследования преступлений в сфере экономики. Но при этом «подводным камнем» становятся возможности получения информации для аналитики, а они, скажем так, почти безграничны. Для примера: раскрытие банковской тайны для НБФБ не требует принятия судебного решения — основанием служит запрос данного органа. Барьером при совершении неправомерных действий и, как следствие, неправомерного давления на бизнес выступает личная ответственность работников НБФБ. Ни для кого не секрет, что ответственность государственного служащего в нашей стране — это формула со многими неизвестными. И аналитика НБФБ может выступать эффективным механизмом противодействия и профилактики экономических преступлений, но нельзя отрицать и то, что ее использование может стать фактически «шантажом» для бизнеса со стороны государства.

Что касается законопроекта № 8157-1, то я бы назвала его более взвешенным. НБФБ действует в системе органов исполнительной власти как профессиональный орган по борьбе с экономической преступностью, о необходимости существования которого давно говорится не только в бизнес-среде, но и в кулуарах власти. Но уйдут ли в историю незаконные методы и приемы работы, принятые на вооружение еще налоговой милицией и вызывающие претензии у бизнеса, с приходом нового органа — покажет только время.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 15 (1059) от 10/04/18 Текущий номер

Налоговое право

№ 15 (1059)
Отрасли практики

Прекрасное далеко

Судебная практика

Смять арест

Тема номера:

Все свободны

Частная практика

Квалифпереоценивание

Какой ваш любимый вид спорта?

Плавание в законах

Забег по судам

Вольная борьба с коррупцией

Перетягивание клиента

Спорт здесь неуместен

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА