Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 23 сентября 2018 года, 09:29

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Налоговое право

№ 15 (1059) Налоговое правоот 10/04/18 (Тема номера: Налоговое право)

Резиденция спасла

Налогоплательщик может уменьшить размер налога на проценты по займам от нерезидента, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц

Виталий Тымчук
Специально для «Юридической практики»
Займы от нерезидентов можно получить под более низкий процент, чем действующие банковские ставки

Сегодня практически любой бизнес осуществляет налоговое планирование, неотъемлемой частью которого являются процессы, связанные с получением в том или ином виде займов в иностранной валюте от нерезидентов разных юрисдикций. Действующее законодательство Украины позволяет бизнесу без особых затруднений наряду с банковским кредитованием получать займы в иностранной валюте от нерезидентов. И такой возможностью очень часто пользуются налогоплательщики, ведь нередко займы от нерезидентов можно взять под более низкий процент, чем действующие банковские ставки. Кроме того, данные займы пополняют оборотные средства налогоплательщика и позволяют ему осуществлять налоговую оптимизацию.

На практике займы от нерезидентов чаще всего оформляются как поворотная финансовая помощь нерезидента конкретному налогоплательщику. При этом такие займы получаются бизнесом под небольшие проценты и на длительное время. Нередко бизнес годами не возвращает займы нерезиденту из-за государственной политики и по собственным причинам, связанным с хозяйственной деятельностью, при этом в обоих случаях необходимо не только пролонгировать договор о получении иностранных займов, но и зачислить проценты по такому займу в основную сумму первоначально полученной финансовой помощи.

 

Зачисление процентов

Зачисление процентов по займу, полученному от нерезидента, в основную сумму финансовой помощи является обязательной налогооблагаемой операцией, согласно статье 141 Налогового кодекса (НК) Украины, и должно осуществляться независимо от способа выплаты процентов.

Вышеуказанного мнения целенаправленно придерживается во многих индивидуальных налоговых консультациях Государственная фискальная служба (ГФС) Украины с целью обеспечения налогообложения доходов нерезидентов в виде процентов по предоставленным кредитам/займам, если такие проценты не выплачиваются нерезиденту, а учитываются в увеличении суммы займа/кредита.

В частности, подпунктом 14.1.206 пункта 14.1 статьи 14 НК Украины определено, что процентами является доход, который платится (начисляется) заемщиком в пользу кредитора как плата за использование вовлеченных на определенный или неопределенный срок средств или имущества. В соответствии с подпунктами 141.4.1 и 141.4.2 пункта 141.4 статьи 141 НК Украины доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, облагаются налогами в порядке и по ставкам, определенным этой статьей. Безусловно, есть и проценты по займам, которые платятся в пользу нерезидента. В свою очередь любой налогоплательщик, который осуществляет в пользу нерезидента выплату процентов за ранее полученный заем, обязан удерживать налог по ставке в размере 15 % из суммы процентов по займу, который платится в бюджет во время выплаты процентов, если иное не предусмотрено положениями вступивших в силу международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.

 

Позиция ГФС

ГФС Украины утверждает, что проценты по займам от нерезидента являются доходами нерезидента с источником их происхождения из Украины и подлежат налогообложению согласно положениям пункта 141.4 статьи 141 НК Украины независимо от способа выплаты такого дохода, в том числе путем зачисления таких процентов в счет увеличения основной суммы займа.

Собственно, никто и не ставит под сомнение вышеуказанную позицию налоговиков, ведь непосредственная уплата налога по ставке 15 % должна осуществляться именно во время выплаты дохода нерезиденту (процентов за полученный заем). Это четко обозначено пунктом 141.4 статьи 141 НК Украины. И поскольку при зачислении процентов по займу в основную сумму финансовой помощи никаких выплат априори не осуществляется, а происходит увеличение основной суммы займа и трансформация процентов в тело займа, именно в этот момент и необходимо фиксировать и осуществлять уплату налога на доход нерезидента, полученный на территории Украины.

 

Момент уплаты

Фискальные органы целенаправленно уклоняются от точного ответа о моменте уплаты налога в соответствии с пунктом 141.4 статьи 141 НК Украины в случае трансформации процентов по займу в основную сумму займа. Но не стоит забывать, что любые изменения в договоре займа с нерезидентом должны сначала пройти государственную регистрацию, процесс которой регулируется Положением о порядке получения резидентами кредитов, займов в иностранной валюте от нерезидентов и предоставления резидентами займов в иностранной валюте нерезидентам утвержденным постановлением Национального банка Украины (НБУ) № 270.

Таким образом, налог на доходы нерезидента в виде процентов по займу необходимо платить только после осуществления государственной регистрации в НБУ соответствующего дополнительного соглашения к основному договору займа о переводе процентов по займу в тело основной суммы займа.

 

Уменьшить налог

Также налогоплательщикам не стоит забывать о возможности уменьшить размер налога, который установлен по ставке 15 %, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты.

Согласно пункту 103.1 статьи 103 НК Украины, применение правил международного договора Украина осуществляется путем освобождения от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины, уменьшения ставки налога или посредством возврата разницы между уплаченной суммой налога и суммой, которую нерезиденту необходимо уплатить в соответствии с международным договором Украины.

Основанием для применения пункта 103.1 статьи 103 НК Украины является предоставление нерезидентом получателю займа соответствующей легализованной в надлежащем порядке справки, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой Украина заключила международный договор. В противном случае резидент обязан облагать налогом зачисленные проценты по займу от нерезидента в тело основной суммы займа по ставке 15 % в соответствии с законодательством Украины.

 

ТЫМЧУК Виталий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев


Комментарии

Момент уплаты

Павел ШОВАК, старший юрист ЮФ Asters

Законодательство четко определяет, в каких случаях у налогоплательщика или его налогового агента возникает обязательство уплаты налога. В случае с налогом на доходы нерезидентов (пункт 141.4 НК Украины) таким событием является выплата дохода нерезиденту. Именно при выплате дохода у резидента Украины (налогового агента) возникает обязательство удержать налог и перечислить его в бюджет. С этим связано и то, что на практике такой налог называют налогом у источника выплаты (англ. withholding tax). Насколько нам известно, ряд развитых государств (например, Нидерланды, Финляндия, Бельгия), как правило, связывают возникновение налогового обязательства с выплатой дохода за пределами государства.

Налоговые органы могут применять разные подходы к толкованию понятия «выплаты», но следует помнить, что при разночтениях налогового законодательства должно применяться толкование, которое более благоприятно для налогоплательщика.

Поэтому есть основания полагать, что ни сам факт перевода накопленных процентов в основную сумму займа, ни тем более регистрация изменений к договору займа в Нацбанке не должны приводить к обязательствам по налогу на доходы нерезидентов. Однако обязанность уплаты налога в части ранее конвертированных процентов может возникать при погашении займа.

 

Не ранее регистрации

Вадим АВДЕЕВ, юрист Lavrynovych & Partners Law Firm

Целиком логична позиция, согласно которой уплата налога на доходы нерезидента при переводе процентов по займу от кредитора-нерезидента в сумму тела такого займа должна осуществляться не ранее проведения Национальным банком Украины регистрации соответствующего дополнительного соглашения между заемщиком и кредитором.

В обоснование такой позиции можно привести нормы пункта 1.16 положения НБУ, утвержденного постановлением № 270 от 17 июня 2004 года, согласно которым изменения к договору займа в части суммы займа должны предусматривать их вступление в силу не ранее регистрации в НБУ.

Соответственно, до момента проведения регистрации дополнительное соглашение о переводе процентов в тело займа не может считаться вступившим в силу, что, в свою очередь, означает отсутствие правовых оснований для уплаты суммы налога на доходы нерезидента.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 15 (1059) от 10/04/18 Текущий номер

Налоговое право

№ 15 (1059)
Отрасли практики

Прекрасное далеко

Судебная практика

Смять арест

Тема номера:

Все свободны

Частная практика

Квалифпереоценивание

Какой ваш любимый вид спорта?

Плавание в законах

Забег по судам

Вольная борьба с коррупцией

Перетягивание клиента

Спорт здесь неуместен

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА