Улучшение инвестиционного климата — задача номер один для развития экономики Украины. В первую очередь, конечно, акцент делается на законодательство, которое, к слову, с каждым годом все больше соответствует европейским и мировым стандартам в различных сферах. Например, в прошлом году существенные усилия были направлены на принятие пакета законодательных актов, регулирующих корпоративное управление компаниями.
Еще одно направление, на которое неоднократно обращало внимание Министерство экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), — государственно-частное партнерство и возможность заключения концессионных договоров в определенных сферах. Напомним, что профильный закон о концессиях был принят еще в 1999 году. Сегодня правительство предлагает парламенту принять новый документ, соответствующий мировым стандартам. Речь идет о проекте Закона Украины «О концессии» (№ 8125) (Законопроект).
Отметим, что реформу концессионного законодательства МЭРТ инициировало еще в конце 2016 года. А спустя год представители министерства заявили, что работа над законопроектом еще продолжается, и положительных прогнозов относительно ее завершения не представили. Тем не менее через шесть месяцев соответствующий законопроект был одобрен Кабинетом Министров Украины и подан на рассмотрение парламента. Следует отметить, что законопроект разрабатывался при поддержке Европейского банка реконструкции и развития.
«Настоящий Закон определяет правовые, финансовые и организационные основы реализации проектов на условиях концессии с целью модернизации инфраструктуры и повышения качества общественно значимых услуг», — говорится в преамбуле к документу.
В пояснительной записке в основном речь идет о гармонизации концессионного законодательства и законодательства о государственно-частном партнерстве (ГЧП). К слову, отмечается, что в Украине ни один масштабный проект на условиях концессии не был реализован.
Примечательно, что сам Законопроект определяет понятие концессии как форму государственно-частного партнерства. В частности, это форма, которая заключается в предоставлении концессиедателем концессионеру права на создание, строительство или управление объектом концессии. Кроме того, под этим понятием подразумевается и передача концессионеру большей части операционного риска, в том числе риск спроса или риска предложения.
Законопроектом также вводится норма, в соответствии с которой положения Закона Украины «О государственно-частном партнерстве» не применяются к регулированию отношений концессии, кроме случаев, определенных настоящим Законом.
Установлен перечень проектов, к которым нормы закона не будут применяться. В частности, речь идет о проектах, в которых частный партнер получает полное возмещение осуществленных им инвестиций от государственного партнера. И еще одно направление — проекты, не предусматривающие создания, строительства или управления объектом концессии.
Срок концессии не может быть менее трех лет и более 50 лет и определяется с учетом ряда факторов. В частности, речь идет о сроке эксплуатации объекта концессии и сроке его амортизации, сроке, обоснованно необходимом концессионеру для возмещения инвестиций, вложенных в объект концессии (с учетом расходов, понесенных в связи с привлечением долгового финансирования), и получения определенного уровня прибыли. Кроме того, это срок, обоснованно необходимый для достижения целей и задач концессии, учитывающий также характеристику сферы и социальную важность проекта, осуществляемого на условиях концессии.
Статьей 6 Законопроекта предусмотрено, что выбор концессионера происходит путем проведения концессионного конкурса или по результатам прямых переговоров. Законопроект детально прописывает все процедуры проведения конкурса, а также предусматривает возможность обжалования его результатов. Установлено, что споры, возникающие в связи с концессионным конкурсом, решаются в судебном порядке. При этом, согласно статье 21 Законопроекта, право на обжалование имеют исключительно претенденты и участники конкурса.
Для прямых переговоров предусмотрены исключительные случаи, а именно:
1) необходимость обеспечения национальной безопасности и обороны;
2) возможность выполнения работ (оказания услуг) одним лицом (в случае ноу-хау, наличия авторских прав и т.п.);
3) получение положительного заключения по результатам проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства в форме концессии. Решение о заключении концессионного договора без проведения конкурсной процедуры возможно лишь по решению Кабинета Министров Украины с учетом вышеупомянутых исключительных случаев.
Примечательно, что Главное научно-экспертное управление Аппарата Верховной Рады Украины раскритиковало данное положение документа, указав, что такие нормы содержат коррупционные риски. В частности, отмечается, что применение прямых переговоров «не способствует прозрачности концессионной деятельности. Особенно это касается предусмотренного в статье 22 Законопроекта порядка заключения концессионного договора путем проведения прямых переговоров с арендатором государственного имущества. Предложения данной статьи ведут к возможности преобразования арендатора государственного имущества в концессионера вне всякого конкурса. Считаем, что договор концессии объекта государственной собственности целесообразно заключать только после выполнения договора аренды на этот объект по результатам конкурса среди претендентов, желающих стать концессионерами».
Установлены документом и особенности регулирования для различных видов концессии, в том числе концессии на рынках, находящихся в состоянии естественной монополии, и концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог.
«Для целей разработки предложения об осуществлении государственно-частного партнерства в форме концессии, включая концептуальную записку или технико-экономическое обоснование проектов, осуществляемых на условиях концессии, конкурсной документации, и проведения других мероприятий концессиедатель может привлекать советников», — предусматривает статья 24 Законопроекта. Такие советники могут быть привлечены на конкурсной основе в установленном правительством порядке.
В вопросе рассмотрения споров разработчики документа предусмотрели возможность для сторон концессионного договора свободно выбирать механизмы их разрешения. К ним относятся медиация, которая не обязывает проводить экспертную оценку, обращение в национальный и международный коммерческий или инвестиционный арбитраж. Важным положением статьи, регламентирующей данный вопрос, является следующее: концессиедатель не может быть освобожден от ответственности (иметь государственный иммунитет) в случае разрешения споров на основании концессионного договора, прямого договора или другого договора, касающегося осуществления концессии.
Кроме того, Законопроект предусматривает внесение изменений в значительное количество нормативных актов. В частности, из Хозяйственного кодекса Украины исключаются ряд статей: статья 407, регламентирующая основы концессионной деятельности, статья 408 «Концессионный договор», статья 409, предусматривающая прекращение предприятия, имущество которого передается в концессию и пр. Норма, устанавливающая понятие концессии, приведена в соответствие с законопроектом.
Содержащийся в Кодексе административного судопроизводства Украины перечень дел, на которые распространяется юрисдикция административных судов, расширяется. В него предлагается включить споры с субъектами властных полномочий по поводу проведения анализа эффективности осуществления государственно-частного партнерства и споры, возникающие в связи с объявлением, проведением или установлением результатов конкурса по определению частного партнера или концессионного конкурса.
Отметим, что в случае принятия данного Законопроекта два действующих нормативных акта теряют силу: это Закон Украины «О концессии» (1999 года) и Закон Украины «О концессии на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог».
К слову, несмотря на негативное заключение Главного научно-экспертного управления Аппарата Верховной Рады Украины, где указано, что в предложенном виде данный документ управление не поддерживает, профильный комитет 21 марта с.г. одобрил законопроект и рекомендовал парламенту принять его в первом чтении. И уже на следующий день законопроект был включен в повестку дня текущей сессии.
И эксперты, и представители профильного министерства ожидают принятия существенных изменений в концессионное законодательство, поскольку новые механизмы, приведенные в соответствие с международными стандартами, позволят обеспечить реализацию качественных проектов и, как следствие, привлечение международных инвесторов для улучшения инфраструктуры страны.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…