Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 16 ноября 2018 года, 20:02

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Медицинское право и фармацевтика

№ 12 (1056) Медицинское право и фармацевтика от 20/03/18 (Тема номера: Медицинское право и фармацевтика )

Процедурный кабинет

Если раньше реорганизацию медучреждений оспаривали на основании статьи 49 Конституции Украины, то теперь указывают на несоблюдение процедуры или ошибки в оформлении документов

Елена Хитрова
Специально для «Юридической практики»
С началом практического этапа медреформы и созданием Национальной службы здоровья Украины для автономизированных больниц появится еще больше возможностей

Медицинская реформа в Украине открывает новые возможности для медучреждений. Больницы, которые не реформируются и останутся в статусе бюджетных учреждений, не смогут на 100 % использовать эти возможности. По этой причине сейчас многие из них начали процессы реорганизации — преобразования в коммунальные неприбыльные предприятия.

Украинские медучреждения могли преобразовываться в коммунальные предприятия и до реформы, чтобы расширить свои полномочия в управлении. Но с началом практического этапа медреформы, с созданием Национальной службы здоровья Украины (НСЗУ) для автономизированных больниц появится еще больше возможностей, а НСЗУ будет преимущественно с ними (наряду с частными клиниками и отдельными врачами-предпринимателями) заключать контракты на оказание медпомощи населению. Как показывает опыт других стран, больницы, работающие по таким правилам («деньги идут за человеком»), начинают активно развиваться, отказываться от лишних затрат и привлекать больше пациентов. То есть люди обращаются туда, где лучше, а возможность улучшать сервис и повышать качество медицинской помощи появится у автономизированных больниц. Государство свой потенциал реформирования планирует основывать именно на них.

 

Оппоненты

Как и у любых других изменений, у медицинской реформы есть оппоненты — люди, желающие оставить все как есть.

В Украине уже были случаи, когда те, кто не согласен с изменением статуса больницы и ее реорганизацией, обжаловали соответствующее решение местного совета в суде. Раньше решения местных советов о реорганизации медучреждений оспаривали на основании статьи 49 Конституции Украины, устанавливающей запрет на сокращение сети учреждений здравоохранения. Теперь же, после принятия так называемого закона об автономизации, в качестве причины отмены решения в исковых заявлениях часто указывают несоблюдение процедуры, нарушение регламента или ошибки в оформлении документов во время принятия решений о реорганизации больниц.

Так, к примеру, во Львове в 2017 году автономизацию начали коммунальные стоматологические клиники. Представители профсоюзов обжаловали решение городского совета в суде, ссылаясь на то, что ограничится доступ к медицинским услугам для населения и что городской совет не имел права принимать решение об изменении статуса больниц. Подобные ситуации наблюдались в Винницкой, Черновицкой, Ровенской и других областях. Даже если решение о реорганизации не удастся отменить в суде, этот процесс может приостановиться на долгие месяцы. На разрешение такой ситуации обычно уходит немало материальных средств из местного бюджета, времени и человеческих ресурсов, которые могли бы использоваться более
эффективно.

Профсоюзные комитеты, главные врачи, депутаты, общественные и пациентские организации — кто угодно может обжаловать в суде решение об автономизации больницы. На такой шаг решаются люди, которые не хотят потерять материальный и социальный капитал, появившийся у них благодаря именно нереформированной медицине. Но есть и те, кто просто не понимает сути медреформы, ее целей и не знает, чего ожидать, поэтому противостоит изменениям в медицине.

 

Кто же чаще всего активно выступает против автономизации больницы?

Чиновники и депутаты: их нередко волнует, что главврач получит неограниченные полномочия, а они утратят контроль над больницей вообще. Многих беспокоит, что материальные возможности больницы в их регионе ухудшатся в новых условиях финансирования. Другие же хотят заработать социальный и политический капитал на противостоянии медреформе и даже строят на этом свои избирательные кампании.

Главные врачи больниц: они могут бояться, что потеряют должность, или обжалуют решение о реорганизации по каким-либо другим причинам. К примеру, в Полтаве именно главврач Полтавского областного центра МСЭК обжаловала в суде решение облсовета о реорганизации этого медучреждения. Свой иск она обосновывала нарушением регламента облсовета при принятии решений об автономизации и нарушением ее трудовых прав. Суд отказал в удовлетворении иска. В то же время ресурсы облсовета, потраченные на судебные разбирательства, могли быть использованы для решения более важных проблем. Кроме того, главврачи иногда саботируют процесс автономизации больницы, ограничивая и искажая информацию о нововведениях для персонала.

Персонал больницы (от врачей до кочегаров) и профсоюзы тоже могут выступать против изменений. Опять же, это чаще всего связано с тем, что люди не понимают, как теперь по новым правилам они станут работать и жить. Врачи переживают, что будет, если пациенты их не выберут, а, например, административная команда боится сокращений. Профсоюз медработников одного из районов Черновицкой области требовал в суде отменить решение местного совета об изменении статуса районной больницы, указывая на нарушение норм Закона «О местном самоуправлении в Украине», ссылаясь на то, что не были проведены общественные слушания и не учитывалось мнение общины при принятии депутатами решения о судьбе больницы.

Еще одна группа потенциальных противников автономизации больницы — местные жители. Чаще всего такая позиция формируется у тех, кто не знает, какие изменения планируются и к какому результату они должны привести. Люди не могут увидеть в реформе преимуществ для себя — не хватает информации из авторитетного источника.

 

Рекомендации к действию

Следует начинать готовиться к автономизации задолго до оформления самого факта реорганизации.

Полезным будет изучение регламента местного совета, чтобы действия в процессе принятия решения об автономизации точно ему соответствовали.

Особое внимание следует уделить общественным слушаниям и обнародованию проектов решений, если это предусмотрено регламентом вашего местного совета.

Необходимо детально продумывать алгоритм автономизации и прописывать устав автономного учреждения так, чтобы как можно меньше факторов ограничивали развитие больницы.

 

ХИТРОВА Елена — партнер практики «Медицина и фармация» ЮФ ILF, г. Харьков


Мнение

Образовательная кампания

Евгения ОЧЕРЕТЬКО, юрист практики здравоохранения и фармацевтики
АО Arzinger

Ограничение круга лиц или оснований для обжалования автономизации больниц не приведет к уменьшению количества жалоб. Автономизация означает, что бюджетные деньги будут попадать в больницы напрямую, и лица, заинтересованные в сохранении существующего механизма финансирования больниц, в любом случае станут искать возможность затянуть изменение их статуса, чтобы не потерять привычные способы обогащения.

Для борьбы с саботажем реформы необходимо в первую очередь провести соответствующую разъяснительную работу среди должностных лиц, осуществляющих автономизацию, чтобы они не допускали ошибок и не давали оснований для обжалования. Также важно проводить образовательные кампании среди населения и профсоюзов. Необходимо разъяснять, что автономизация предоставит больницам большую свободу в решении управленческих и хозяйственных вопросов, что в свою очередь должно привести к оптимизации использования ресурсов, направляемых на развитие соответствующей больницы, в том числе на удержание и привлечение лучших
специалистов.

 

Финансовая эффективность

Елизавета БЕЛЕЙ, юрист ЮФ «Антика»

Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения» предлагает совершенно новый подход к финансированию медицинских учреждений за счет бюджетных средств. Так, медицинские учреждения первичного звена будут получать финансирование от Национальной службы здоровья Украины согласно тарифу оказания первичной медицинской помощи за каждого пациента, который подпишет декларацию с врачом этого учреждения. Кроме того, в течение переходного периода также будет предоставляться финансирование на пациентов, которые были ранее приписаны к врачу, но еще не заключили с ним декларацию.

В целом Закон позволит комплексно урегулировать деятельность медицинских учреждений и ввести механизм финансирования учреждений здравоохранения, способный обеспечить переход от морально устаревшего и неэффективного финансирования койко-места к финансированию медицинской услуги, непосредственно предоставляемой конкретному пациенту.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 12 (1056) от 20/03/18 Текущий номер

Медицинское право и фармацевтика

№ 12 (1056)
Отрасли практики

От суммы не зарекайся

Судебная практика

Полный вред

Тема номера:

В свете фарм

Частная практика

Советы Европы

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА