Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 17 февраля 2019 года, 17:51

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Медицинское право и фармацевтика

№ 12 (1056) Медицинское право и фармацевтика от 20/03/18 (Тема номера: Медицинское право и фармацевтика )

Вызов врачу

В любом медицинском учреждении – частном или государственном – врач должен быть лучшим, чтобы пациент подписал с ним декларацию на медобслуживание, которое оплатит государство

Тимофей Макаренко
Специально для «Юридической практики»

Права граждан в сфере здравоохранения Украины обеспечивают Конституция Украины и другие законы, нормы которых закрепляют, регулируют и защищают право человека на охрану здоровья, а также устанавливают обязанности, связанные со снижением уровня распространения заболеваний и укреплением здоровья населения.

 

Право каждого

Конституция Украины закрепляет за каждым украинцем право на охрану здоровья, медпомощь и медицинское страхование. В Основном Законе также четко определено, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.

Нормативным документом, регулирующим отношения в сфере здравоохранения, является Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19 ноября 1992 года, в котором определены права пациентов медицинских учреждений и гарантии этих прав.

Несмотря на правильные и «красивые» нормы, бесплатное медицинское обслуживание в Украине для граждан в большинстве случаев недостижимо. Мало того, что каждый обратившийся за медпомощью должен за свой счет покупать лекарственные препараты, шприцы, капельницы, бахилы и многие другие товары, так еще надо и «задобрить» врача. В противном случае пациент рискует столкнуться с полным безразличием или, того хуже, с хамством.

Конечно же, есть специалисты, влюбленные в свою профессию и получающие удовольствие от предоставления помощи нуждающимся, да и клятву Гиппократа никто не отменял. Но обратившийся за помощью без денег в лучшем случае получит квалифицированную бесплатную консультацию и рецепты народной медицины, большего врач попросту сделать не сможет.

Согласно статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на наивысший достижимый уровень физического и психического здоровья.

Участвующими в этом Пакте государствами для полного осуществления данного права должны быть приняты меры, которые включают мероприятия, необходимые для снижения уровня заболеваемости населения, показатели которой являются критериями оценки качества работы медицинских учреждений и системы здравоохранения в целом. Именно уровень заболеваемости становится основной причиной смертности, временной или стойкой утраты трудоспособности.

В связи со сложившейся в сфере здравоохранения ситуацией для создания эффективного механизма финансирования медуслуг и приобретения лекарственных средств за счет казны, а также для обеспечения сохранения и восстановления здоровья украинцев нынешнее правительство взяло курс на реформирование медицины.

В этой статье попробуем разобраться с юридическими аспектами того, на что может рассчитывать каждый украинец, обратившись в медучреждение за помощью после внедрения медицинской реформы.

 

Реформа гарантирует?

В рамках медреформы 19 октября 2017 года Верховная Рада приняла Закон «О государственных финансовых гарантиях в медицине». Суть этого законодательного акта заключается в том, что государство переходит от содержания сети медицинских учреждений, оказывающих бесплатные услуги, к закупке услуг в этой сети. Кроме того, принятый закон вводит понятие «программы государственных гарантий медицинского обслуживания населения».

Государство гарантирует полную оплату необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением экстренной медицинской помощи, первичной, вторичной (специализированной), третичной, паллиативной медпомощи, медицинской реабилитации, медицинской помощи детям до 16 лет, а также с сопровождением беременности и родов.

Ежегодно парламент будет утверждать программу медицинских гарантий вместе с государственным бюджетом на следующий год в размере не менее 5 % ВВП Украины. Расходы на программу таких гарантий защищены статьями расходов бюджета. Соответственно объем услуг в программе медицинских гарантий будет зависеть от размера финансирования из государственного бюджета. Отдельно за счет государственного бюджета осуществляется финансовое обеспечение программ общественного здоровья, мероприятий по борьбе с эпидемиями, проведения медико-социальной экспертизы, деятельности, связанной с проведением судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз и других программ в сфере здравоохранения, которые обеспечивают выполнение общегосударственных функций в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Деньгами бюджета будет распоряжаться Национальная служба здоровья. Учреждения первой медицинской помощи Украины в первом полугодии 2018 года должны пройти процесс реорганизации из бюджетных в коммунальные некоммерческие предприятия, и только после этого они смогут заключить контракт с Национальной службой здоровья.

Кроме того, в рамках медицинской реформы принят Закон Украины «О повышении доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности».

Новация этого закона связана с введением телемедицины — комплекса действий, технологий и мер, применяемых при оказании медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме, особенно если расстояние и время являются критическими факторами для оказания медицинской помощи.

Оказание медицинской помощи с применением телемедицины осуществляется путем телемедицинской консультации, телемедицинского консилиума, телеметрии, домашнего телеконсультирования, выполнения медицинских манипуляций и операций.

Минздрав также планирует создать сеть ангиографов (система рентгеноконтрастной ангиографии для сердечно-сосудистой диагностики), чтобы из любой точки страны к ближайшему аппарату можно было доехать в течение двух часов.

По информации, размещенной на официальном сайте Министерства здравоохранения Украины, в июне 2018 года должна начать свою деятельность Национальная служба здоровья Украины, в июле 2018-го начнется финансирование учреждений первичной медицинской помощи по новой модели, в 2019-м — реформа на уровне специализированной помощи (врачи-специалисты), а в 2020 году — реформа на уровне высокоспециализированной помощи (стационарное лечение в больницах).

Итак, согласно новым законам и внесенными правкам в другие законодательные акты, каждый украинец с апреля 2018 года может в любом медицинском учреждении выбрать терапевта, педиатра или семейного врача, подписать с ним декларацию, а деньги за медобслуживание заплатит государство.

Однако медицинские услуги и лекарственные препараты, не включенные в «программу государственных гарантий», не оплачиваются за счет бюджетных средств. Формально получается, что законодательно закрепили платную медицину, что противоречит статье 49 Конституции. Кроме того, статья 22 Конституции говорит о том, что при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод.

В связи с тем, что программа предусматривает перечень не всех медицинских услуг, а только гарантируемых государством, группа депутатов Верховной Рады Украины подали представление в Конституционный Суд Украины с просьбой признать неконституционным Закон Украины «О государственных финансовых гарантиях в медицине».

Каждое из правительств Украины старалось решать проблемы управления сферой здравоохранения. Получится ли у нынешнего? Сможет ли перенаправление финансовых потоков из Минздрава на счета Национальной службы здоровья оптимизировать предоставление медицинских услуг? Как говорится, поживем — увидим. А украинцам, имеющим права на гарантированную государством бесплатную медицину, придется пока самостоятельно заботиться о своем здоровье и надеяться, что в случае признания реформы медицины конституционной они получат максимальное количество медицинских услуг за государственный счет.

 

МАКАРЕНКО Тимофей — юрист ЮФ Hillmont Partners, г. Киев


Комментарий

Права человека в медреформе

Елизавета БЕЛЕЙ, юрист ЮФ «Антика»

Главным новшеством можно назвать значительное расширение прав пациентов и предоставление об­-
щественности возможности осуществлять контроль за деятельностью и руководством медицинских учреждений посредством создания специальных надзорных органов.

Так, Закон предусматривает возможность создания общественных наблюдательных советов при учреждениях здравоохранения. Основным направлением деятельности таких советов будет общественный контроль за соблюдением прав и обеспечением безопасности пациентов, соблюдением учреждением здравоохранения требований законодательства при осуществлении медицинского обслуживания населения, этических принципов и законодательных требований осуществления медицинского обслуживания. Кроме того, общественные наблюдательные советы наделяются функцией контроля и будут иметь доступ к финансово-хозяйственной деятельности учреждения здравоохранения. Такие широкие полномочия общественного контроля должны способствовать существенному снижению количества случаев финансовых злоупотреблений со стороны руководства медицинского учреждения и улучшению качества предоставления пациенту медицинских услуг.

Согласно Закону, государственные органы и учреждения здравоохранения обязаны содействовать реализации права граждан на участие в управлении здравоохранением.

Надлежащая реализация предложенных нововведений должна стать существенным шагом на пути к успешному реформированию системы здравоохранения, что в результате обеспечит значительное повышение стандартов медицинского обслуживания населения.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 12 (1056) от 20/03/18 Текущий номер

Медицинское право и фармацевтика

№ 12 (1056)
Отрасли практики

От суммы не зарекайся

Судебная практика

Полный вред

Тема номера:

В свете фарм

Частная практика

Советы Европы

Новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»…

качественно и эффективно регулирует отношения участников

реальных проблем не решает

окончательно нивелирует необходимость Хозяйственного кодекса Украины как правового акта

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА