Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 23 февраля 2019 года, 03:24

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Репортаж

№ 12 (1056) Медицинское право и фармацевтика от 20/03/18 (Репортаж)

Болевой порок

Участники II Legal FMCG & Retail Forum рассказали о болевых точках отраслей и способах исправления недостатков правового регулирования

Кристина Пошелюжная,
Алексей Насадюк
«Юридическая практика»

aЧто на самом деле волнует компании, работающие в сферах FMCG и Retail, какие правовые ограничения следует учитывать при планировании и проведении маркетинговых и рекламных кампаний, на что обращать внимание при оформлении договорных отношений и как эволюционирует институт защиты прав потребителей, выясняли на II Legal FMCG & Retail Forum — мероприятии «Юридической практики», посвященном анализу глобальных правовых тенденций и направлений развития рынка ритейла и FMCG. Генеральным партнером форума выступила Spenser & Kauffmann, FMCG-партнером — группа компаний «Хенкель в Украине».

 

Конкурентный анализ

В начале форума выступил Юрий Терентьев, председатель Антимонопольного комитета Украины (АМКУ). Он презентовал специальный доклад «Проблемные вопросы в сфере ритейла», ознакомив участников с глобальными тенденциями и зарубежным опытом регулирования рынка розничной торговли и роли антимонопольных ведомств. Говоря об исследованиях рынка как основном инструментарии АМКУ, г-н Терентьев рассказал о рынках, исследования которых проводились в 2017 году (рынки подсолнечного масла, сахара, мяса куриного). Причинами интереса Комитета именно к этим рынкам стали их экспортоориентированность, ограниченное количество крупных игроков, влияние внешней конъюнктуры. Председатель АМКУ подчеркнул, что исследования рынков будут продолжаться и в 2018 году. В частности, планируется проведение исследования проблемных вопросов взаимодействия торговых сетей и поставщиков, осуществляющих деятельность в сфере ритейла.

В продолжение своего выступления г-н Терентьев рассказал о подходах Комитета к согласованным действиям. Для АМКУ приоритетным является развитие вторичного законодательства, в котором будут отображены алгоритмы надлежащего поведения бизнеса в той или иной ситуации. В качестве примера докладчик привел Типовые требования к вертикальным согласованным действиям, принятые АМКУ в прошлом году. Что касается горизонтальных согласованных действий, то председатель АМКУ отметил интенсификацию украинского рынка M&A, повышение правовой культуры украинского бизнеса и одновременно повышение доверия к АМКУ. Эта тенденция свойственна и ритейл-рынку.

 

Болевые точки: Retail

Участникам форума был предложен новый формат обсуждения — детальный анализ наболевших проблем в формате открытого диалога. Что на самом деле волнует участников рынка ритейла, обсуждали Майя Святашова, руководитель юридического отдела налоговых вопросов и интеллектуальной собственности ООО «Ашан Украина Гипермаркет», Анна Мишенкова-Данелюк, начальник юридического отдела ООО «Эпицентр К», Ирина Дячук, руководитель отдела правового обеспечения операционной деятельности Fozzy Group, Андрей Чехонадский, глава департамета претензионно-исковой работы «Ритейл Групп». Модерировал сессию Валентин Загария, управляющий партнер Spenser & Kauffmann.

Майя Святашова ознакомила с новыми подходами Национального банка Украины (НБУ) к ведению кассовой дисциплины и позицией налоговых органов по этому вопросу. «Технические ошибки квалифицируются налоговыми органами как нарушение кассовой дисциплины с применением штрафных санкций», — отметила спикер, назвав положение НБУ первым шагом к решению проблемы. Г-жа Святашова также рассказала о других проблемных вопросах взаимодействия ритейлеров с налоговыми органами.

Анна Мишенкова-Данелюк остановилась на такой «болевой точке» ритейла, как потребительское кредитование, представив опыт сотрудничества с банками (до появления специального закона, положения, защищающие потребителей, включались в договоры торговой сети с банками), а также проанализировала основные положения Закона Украины «О потребительском кредитовании».

О проблемах, связанных с оборотом монет мелкого номинала, говорила Ирина Дячук. По ее словам, с конца прошлого года ведется диалог о прекращении оборота монет мелкого номинала (1, 2, 5, 25 копеек) — правила округления сумм чеков при этом должен установить НБУ. Для ритейлеров это будет означать изменение определенных операционных процессов, также возможно возникновение ряда налоговых рисков.

В продолжение дискуссии Андрей Чехонадский проанализировал некоторые аспекты правоприменительной практики, имеющей значение для ритейл-рынка в контексте защиты бизнеса, и выразил уверенность, что новый Верховный Суд должен сформировать новые правовые позиции, а не «наследовать» предыдущую судебную практику. Г-н Чехонадский также поделился опытом взаимодействия с налоговыми органами.

 

Болевые точки: FMCG

Что на самом деле волнует FMCG-рынок, выясняли Ольга Лукьянова, руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель в Украине», Николай Рехлицкий, юрисконсульт по вопросам интеллектуальной собственности, маркетинга, конкурентного права Samsung Electronics Ukraine, Анна Жарова, управляющий юридическим и комплаенс-направлением ООО «Филипс Украина», Дмитрий Федечко, руководитель юридического направления в странах Центральной Европы Kimberly-Clark. Модератором дискуссии выступил Алексей Кот, управляющий партнер ЮФ «Антика».

«FMCG — это один из самых высоко конкурентных и давно сформированных рынков», — отметил модератор, открывая работу сессии.

Николай Рехлицкий прокомментировал особенности адаптации промокампании к местному рынку и национальному регулированию. Он напомнил о существующих в Украине законодательных ограничениях относительно сравнительной рекламы, использования оружия, моральности и рассказал об отличиях других юрисдикций, продемонстрировав в качестве примера рекламные ролики, снятые для других государств.

Правовые особенности заключения контракта с селебрити стали темой доклада Ольги Лукьяновой. Она, в частности, обратила внимание на необходимость урегулирования вопросов ­интеллектуальной собственности: должен быть заключен лицензионный договор; продакшн-агентство не может требовать передачи ему прав интеллектуальной собственности; также нужно правильно распределять оплату между звездой и рекламным агентством.

Проблематике контрафакта и «серого» импорта было посвящено выступление Анны Жаровой. Она подчеркнула необходимость постоянного мониторинга рынка и рассказала о возможных мерах реагирования на выявленные нарушения. «Обращайте внимание, на каких ресурсах и какие продукты вы покупаете. По возможности покупайте у официальных представителей», — рекомендовала г-жа Жарова.

В продолжение обсуждения проблемы «серого» импорта выступил Дмитрий Федечко. По его словам, данная проблема приобрела достаточно большой масштаб и касается фактически каждого. Этот тезис получил подтверждение в виде множества вопросов из зала и активной дискуссии.

 

Рекламные ходы

Взгляд юристов на актуальные тенденции в маркетинге и рекламе презентовали на форуме участники профильной сессии, модерируемой Ольгой Лукьяновой, руководителем юридического отдела, офицером по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель в Украине».

О гранях допустимого в рекламе и маркетинге с точки зрения правового регулирования рассказала Виктория Огрыза, руководитель юридического департамента PepsiCo in Ukraine, приведя примеры «неудачных» рекламных компаний, отозванных впоследствии (при этом компаниям пришлось принести официальные извинения). Г-жа Огрыза также прокомментировала различие подходов и аргументов маркетологов и юристов при создании рекламного продукта.

Юлия Семений, партнер ЮФ Asters, остановилась на нюансах сравнительной рекламы, озаглавив свою презентацию «Игра на грани фола». Докладчик продемонстрировала рекламные материалы, нарушающие требования украинского законодательства, а также привела примеры «рекламных войн», формально находящихся в правовом поле.

Елена Сучик, начальник юридического отдела ООО «Метро Кеш энд Керри Украина», проанализировала вызовы для юристов в контексте Digital Marketing. Она, в частности, обратила внимание на необходимость соблюдения законодательства о защите персональных данных, прав интеллектуальной собственности, законодательства о рекламе, а также рассказала о правовых аспектах использования ботов в «цифровом» маркетинге.

Елена Волхонская, старший юрист по вопросам маркетинга British American Tobacco Ukraine, поделилась опытом продвижения продукции на «темном» рынке — жестко регулируемом бизнесе, реклама которого полностью запрещена. В случае табачной продукции это законодательные требования к полному раскрытию ингредиентов, дизайну упаковки, ограничения относительно общения с потребителем, исключительно лицензионный оборот продукции, запрет на потребление в общественных местах и т.д. «С потребителем мы можем общаться только в контексте закона о защите прав потребителей», — констатировала докладчик.

В завершение сессии выступил начальник отдела контроля за рекламой и ­соблюдением антитабачного законодательства Государственной службы Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей Олег Кобельков. Он рассказал о практике контроля за соблюдением законодательства о рекламе, приведя статистику выявленных нарушений и наложенных штрафов, а также прокомментировал некоторые тенденции судебной практики в спорах с участием Госпотребслужбы.

 

Договор дороже денег

«Некачественная работа с договорами может привести к негативным последствиям в виде, например, антимонопольных штрафов», — обратила внимание партнер, руководитель практики пищевой промышленности, антимонопольного и конкурентного права АО Arzinger Лана Синичкина, открывая сессию «Договорные отношения». Она рассказала о судебных перипетиях, сопровождающих нашумевшее некогда «дело ритейлеров». В 2015 году АМКУ оштрафовал 18 ритейлеров и компанию «АС Нильсен» за антиконкурентные согласованные действия на общую сумму более 200 млн грн. Компаниям удалось отменить это решение в судах.

Арендные правоотношения в ритейле проанализировала заместитель директора юридического департамента ООО «ЭКО» Ольга Мыцык. Что обязательно нужно проверить при заключении договора аренды? Право собственности, государственную регистрацию права собственности, наличие имеющихся арендаторов и наличие судебных споров, установить, были ли предыдущие арендаторы на объект, а также проверить полномочия арендодателя и представителя арендодателя на заключение договора аренды.

«FMCG vs Retail: трудности перехода» — с такой темой выступила юрисконсульт группы компаний «Хенкель в Украине» Иванна Олещенко. Докладчик проанализировала нюансы односторонних, «ценных» и «неслучайных» условий. Так, односторонними условиями могут быть: односторонняя ответственность за невыполнение договора, право расторжения договора в одностороннем порядке, подтверждение осуществления хозяйственной операции в одностороннем порядке. Такие условия, как отметила Иванна Олещенко, противоречат основному правовому принципу договора о юридическом равенстве сторон.

Электронный документооборот в ритейле: как идти в ногу с IT-прогрессом? Ответ на этот вопрос знает СEO Intecracy Deals Александр Вернигора. Он подчеркнул, что интерес к электронному документообороту со стороны бизнеса в последнее время значительно повысился. Какие выгоды получит бизнес? Г-н Вернигора подсчитал: в 4–6 раз сокращается длительность подготовки и согласования договора, в 2–2,5 раза увеличивается процент согласованных в срок договоров, в 8–10 раз уменьшается время поиска договора и сопутствующих документов, в 3–4 раза уменьшаются затраты на ведение документооборота.

Юрисконсульт ООО «Эпицентр К» Сергей Коваленко рассказал об особенностях заключения ВЭД-контрактов, сосредоточившись на нюансах собственного импорта. Он отметил, что в законах Украины нет четкого перечня существенных условий ВЭД-договора или контракта, есть только приказ 2001 года тогдашнего Министерства экономики № 201, которым было утверждено положение, определяющее форму таких контрактов. Положение содержит довольно широкий перечень существенных условий, но этот перечень не носит обязательного характера.

 

Клиент всегда прав?

Последняя сессия форума была посвящена защите прав потребителей. Модератором сессии выступил управляющий партнер АО «Коннов и Созановский» Алексей Иванов.

Перспективы развития коллективного иска в Украине проанализировал партнер, руководитель практики судебного процесса и разрешения споров Spenser & Kauffmann Сергей Пушко. Он выделил признаки коллективного иска (численность потерпевших, тождественность требований всех соистцов, одинаковые основания иска, общий позитивный результат для группы соистцов) и отметил, что украинское законодательство уже содержит институт коллективного иска для защиты неопределенного круга потребителей. Но без внесения изменений в законодательство (и предоставления юрфирмам права представлять интересы соистцов по коллективному иску) перспектив в Украине этот институт иметь не будет.

Нюансы судебной практики в делах о защите прав потребителей раскрыл руководитель группы претензионно-исковой работы ПАО «Ритейл Групп» Андрей Чехонадский. Чем грозит бизнесу недопуск служебных лиц Госпотребслужбы к проведению проверки? Согласно законодательству, за создание препятствий должностным лицам субъекты хозяйствования несут ответственность в размере от одного до десяти процентов стоимости реализованной продукции за предыдущий календарный месяц. На практике, по словам спикера, Служба запрашивает информацию в местном органе фискальной службы о месячном обороте конкретного налогоплательщика и штрафует почему-то именно на 10 %. Но это неправильно с точки зрения судебной практики (в пример г-н Чехонадский привел определение ВАСУ от 3 марта 2016 года по делу № 826/8250/14).

В свою очередь руководитель отдела интеллектуальной собственности ДП «Кондитерская корпорация «Рошен» Антон Поликарпов рассказал о противодействии введению в заблуждение потребителя на примере «дел о тортах». В судах находятся несколько дел: «дело о Ключиках», «дело о лентах» («Рошен» рассматривает ленту как элемент упаковки и пытается ее защитить) и «дело о Киевском торте».

Еще несколько лет назад компания «Цитрус» «захлебывалась» от исков потребителей и проверок контролирующих органов. Пришлось полностью перестроить бизнес-процессы, систему взаимодействий с клиентами, ввести электронную систему принятия заявок, сократить сроки рассмотрения жалоб, построить сеть сервисных центров. В результате в прошлом году компания получила всего три иска, а количество проверок со стороны контролирующих органов свелось к минимуму. Об этом сообщила начальник юридического отдела «Цитрус» Виктория Виноградова.

Законодательные новеллы защиты прав потребителей проанализировали начальник управления контроля и защиты прав потребителей МЭРТ Украины Татьяна Гринчук и начальник отдела государственной политики в сфере защиты прав потребителей МЭРТ Украины Александр Васильчук. Главные направления работы министерства в этом контексте — имплементация лучших европейских практик, законодательное урегулирование существующих проблем и ликвидация существующих пробелов, работа над «образованием потребителя», реформирование системы надзора и контроля.

Представители министерства призвали юристов активнее участвовать в законотворческом процессе, и на этой ноте II Legal FMCG & Retail Forum завершил свою работу.


Мастер-класс

Торговый залп

Что объединяет такие известные магазины, как HITGallery (Китай), Pfunds Molkerei (Германия), Selexyz Dominicanen (Нидерланды), Centercity (Южная Корея), OWEN (США) и магазин-коробку Adidas? Оригинальная запоминающаяся идея оформления торгового зала. Но, как известно, идеи не охраняются авторским правом. Как же защитить права на концепцию дизайна торгового зала? На этот вопрос в ходе мастер-класса ответила старший юрисконсульт Fozzy Retail Марианна Толкачева.

Она поделилась практическими советами: по завершении разработки концепции дизайна необходимо составить отчет к акту выполненных работ, в котором перечислить все «фишки» созданного дизайна; в акте выполненных работ, кроме стандартной бухгалтерской информации, должны быть отображены макеты созданного дизайна; все макеты следует хранить в первоначальном формате с максимальным разрешением, без необходимости не нужно передавать их кому-либо; в договоре о выполнении работ по разработке дизайна обязательно должно содержаться положение о переходе к заказчику всех исключительных имущественных прав; переход прав на ІР-объекты должен быть платным (включенным в стоимость работ, выделенным в отдельное авторское вознаграждение). Марианна Толкачева рекомендует исключить из договора о разработке дизайна положения относительно возможности использования макетов в портфолио, на выставках и, конечно же, зарегистрировать дизайн как ІР-объект.


Мнение

Основа сотрудничества

Ольга ЛУКЬЯНОВА, руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель в Украине»

— Участникам форума был предложен новый формат подачи и обмена информацией — не просто выступления на заданную тему, а возможность высказаться в формате диалога как с модератором и коллегами по сцене, так и со всем залом. Это позволило всесторонне рассмотреть различные ситуации, возникающие в нашей работе, оживило дискуссию и привлекло внимание аудитории. Сейчас повестку дня многих юрдепартаментов FMCG- и Retail-компаний формируют различные вопросы конкуренции (в частности, новые подходы АМКУ к вертикальным согласованным действиям), рекламы и маркетинга, взаимодействия с контролирующими органами — все это нашло свое отражение в программе форума.

Такие мероприятия, как Legal FMCG & Retail Forum, закладывают основу более тесного общения юрисконсультов, способствуют укреплению контактов. А это в свою очередь дает возможность эффективнее и проще решать проблемы, возникающие в работе. Быстрая коммуникация дорогого стоит.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 12 (1056) от 20/03/18 Текущий номер

Медицинское право и фармацевтика

№ 12 (1056)
Отрасли практики

От суммы не зарекайся

Судебная практика

Полный вред

Тема номера:

В свете фарм

Частная практика

Советы Европы

Новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»…

качественно и эффективно регулирует отношения участников

реальных проблем не решает

окончательно нивелирует необходимость Хозяйственного кодекса Украины как правового акта

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
    Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА