Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 ноября 2018 года, 20:32

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Свободная торговля

№ 11 (1055) Свободная торговляот 13/03/18 (Тема номера: Свободная торговля)

Каждому по услугам

Все затраты, понесенные предприятием на рекламные услуги, должны быть учтены по правилам бухгалтерского учета

Виталий Тымчук
Специально для «Юридической практики»

Реклама — двигатель торговли и очень мощный маркетинговый инструмент по сбыту продукции или услуг в руках налогоплательщиков.

Четкое формулирование маркетинговых услуг содержится в подпункте 14.1.108 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса (НК) Украины, предусматривающем, что к маркетинговым услугам относятся и услуги по распространению информации о продукции (работах, услугах), которая с точки зрения статьи 1 Закона Украины «О рекламе» по сути и является рекламой.

 

Прибыль

Сегодня налогоплательщики с облегчением вспоминают те недалекие времена, когда налоговики массово не признавали и всячески ограничивали какие-либо расходы на маркетинговые услуги. Сейчас НК Украины уже не предусматривает каких-либо ограничений относительно расходов предприятия на проведение маркетинговых акций, и все затраты, понесенные предприятием, в том числе на рекламные услуги, должны быть учтены по правилам бухгалтерского учета.

Следует помнить, что, согласно подпункту 141.4.6 пункта 141.4 статьи 141 НК Украины, резиденты, осуществляющие выплаты нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, уплачивают налог по ставке 20 % от суммы выплат за собственный счет. Такие выплаты нерезидентам могут касаться исключительно производства и/или распространения рекламы. А выплаты нерезиденту, к которым применимо определение доходов, полученных нерезидентом, с источником их происхождения из Украины, в связи с предоставлением других маркетинговых услуг, не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 141.4.6 пункта 141.4 статьи 141 НК Украины. Следует отметить, что сегодня органы Государственной фискальной службы не всегда последовательно и правильно применяют на практике эту норму НК Украины.

 

НДС

В большинстве случаев рекламные акции налогоплательщиков осуществляются путем безвозмездной передачи товаров/услуг.

Операции по безвозмездной передаче товаров/услуг плательщиком НДС, согласно статье 185 НК Украины, являются объектом налогообложения НДС, при этом база налогообложения определяется по правилам, установленным пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины.

В случае, если стоимость безвозмездно переданных товаров и предоставленных услуг другим лицам, приобретенных с НДС, включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу налогообложения НДС (в том числе при проведении маркетинговых/рекламных мероприятий), то такие товары/услуги нужно считать использованными в налогооблагаемых операциях, а потому передача товаров (предоставление услуг) не рассматривается как отдельная операция по поставке (включая безвозмездную) товаров/услуг, которая подлежит налогообложению НДС, и дополнительного начисления налоговых обязательств по НДС не происходит. Такие безвозмездно переданные товары/услуги признаются налогооблагаемыми НДС в составе той операции, в стоимость которой они были включены.

При начислении налогоплательщиком налоговых обязательств по НДС, исходя из базы налогообложения таким налогом, определенной пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины (как в случае включения безвозмездно переданных товаров (предоставленных услуг) в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, так и в случае признания безвозмездно переданных товаров (предоставленных услуг) отдельной операцией по поставке товаров/услуг), дополнительное начисление налоговых обязательств по НДС, согласно пункту 198.5 статьи 198 НК Украины, не осуществляется.

Если стоимость безвозмездно переданных товаров и предоставленных услуг, приобретенных с НДС (сумма начислена (уплачена) и включена в состав налогового кредита), не включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, такая передача товаров (предоставление услуг) рассматривается как операция по безвозмездной поставке товаров/услуг, которая является объектом налогообложения НДС и облагается налогами в общеустановленном порядке, исходя из базы налогообложения НДС, определенной пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины. При такой операции налогоплательщик обязан составить две налоговые накладные и зарегистрировать их в Едином реестре налоговых накладных: одну — на сумму, рассчитанную, исходя из фактической цены снабжения, другую — на сумму, рассчитанную, исходя из превышения цены приобретения/балансовой (остаточной) стоимости/обычной цены над фактической ценой.

 

НДФЛ

Если во время проведения рекламной акции распространяется рекламный товар, а потребителями рекламы выступает неопределенный круг налогоплательщиков, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физического лица — потребителя рекламы и, соответственно, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.

Но если в период рекламной акции предоставляются подарки, получателями которых являются конкретные лица, стоимость таких подарков выступает объектом обложения налогом на доходы физических лиц. При этом в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается стоимость подарков ниже 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме.

 

Первичная документация

В любом случае добросовестному налогоплательщику не следует забывать о требовании статьи 44 НК Украины, согласно которой для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет расходов, связанных с определением объектов налогообложения, на основании первичных документов.

Таким образом, документально отображая проведение рекламных акций, необходимо соблюдать требования, предусмотренные Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года, и составлять соответствующие первичные документы.

Минимально необходимыми первичными документами в этом случае являются: положение о проведении рекламных акций, схема конкретного мероприятия, приказ руководителя о конкретном рекламном мероприятии, смета расходов на проведение мероприятия и план подготовки, накладные на отпуск торгово-материальных ценностей, отчет о проведении рекламной акции.

 

ТЫМЧУК Виталий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев


Мнение

Детализировать заранее

Наталья МУСИЕНКО, юрист практики разрешения налоговых споров KPMG Law Ukraine

По правилам бухгалтерского учета затраты на рекламные услуги отображаются в счете 93 «Затраты на сбыт». Но не стоит забывать, что если реклама касается не конкретного товара/услуги, а предприятия в целом, такие затраты могут быть отнесены к административным.

Однако, несмотря на положения п. 19 НП(С)БУ 16 «Расходы», налоговые органы в ходе проверок иногда ставят под сомнение реальность рекламных услуг (признают их фиктивными) и в итоге снимают расходы на рекламу с затрат компании.

Перечня документов, необходимых для подтверждения реальности рекламных услуг, налоговые органы не называют, указывая лишь, что они должны быть составлены в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Поэтому рекламные услуги следует детализировать и заранее позаботиться о сборе и хранении доказательств их предоставления, поскольку на практике такие доказательства становятся главными помощниками в защите правомерности отображения затрат на рекламу в бухгалтерском учете.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 11 (1055) от 13/03/18 Текущий номер

Свободная торговля

№ 11 (1055)
Отрасли практики

Страховочный трюк

Судебная практика

В пределах нормы

Тема номера:

Каждому по услугам

Частная практика

Комбинация цифр

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • АФ «Династия»
    Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА