Реклама — двигатель торговли и очень мощный маркетинговый инструмент по сбыту продукции или услуг в руках налогоплательщиков.
Четкое формулирование маркетинговых услуг содержится в подпункте 14.1.108 пункта 14.1 статьи 14 Налогового кодекса (НК) Украины, предусматривающем, что к маркетинговым услугам относятся и услуги по распространению информации о продукции (работах, услугах), которая с точки зрения статьи 1 Закона Украины «О рекламе» по сути и является рекламой.
Прибыль
Сегодня налогоплательщики с облегчением вспоминают те недалекие времена, когда налоговики массово не признавали и всячески ограничивали какие-либо расходы на маркетинговые услуги. Сейчас НК Украины уже не предусматривает каких-либо ограничений относительно расходов предприятия на проведение маркетинговых акций, и все затраты, понесенные предприятием, в том числе на рекламные услуги, должны быть учтены по правилам бухгалтерского учета.
Следует помнить, что, согласно подпункту 141.4.6 пункта 141.4 статьи 141 НК Украины, резиденты, осуществляющие выплаты нерезидентам за производство и/или распространение рекламы, уплачивают налог по ставке 20 % от суммы выплат за собственный счет. Такие выплаты нерезидентам могут касаться исключительно производства и/или распространения рекламы. А выплаты нерезиденту, к которым применимо определение доходов, полученных нерезидентом, с источником их происхождения из Украины, в связи с предоставлением других маркетинговых услуг, не подлежат налогообложению в соответствии с подпунктом 141.4.6 пункта 141.4 статьи 141 НК Украины. Следует отметить, что сегодня органы Государственной фискальной службы не всегда последовательно и правильно применяют на практике эту норму НК Украины.
НДС
В большинстве случаев рекламные акции налогоплательщиков осуществляются путем безвозмездной передачи товаров/услуг.
Операции по безвозмездной передаче товаров/услуг плательщиком НДС, согласно статье 185 НК Украины, являются объектом налогообложения НДС, при этом база налогообложения определяется по правилам, установленным пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины.
В случае, если стоимость безвозмездно переданных товаров и предоставленных услуг другим лицам, приобретенных с НДС, включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, увеличивая при этом базу налогообложения НДС (в том числе при проведении маркетинговых/рекламных мероприятий), то такие товары/услуги нужно считать использованными в налогооблагаемых операциях, а потому передача товаров (предоставление услуг) не рассматривается как отдельная операция по поставке (включая безвозмездную) товаров/услуг, которая подлежит налогообложению НДС, и дополнительного начисления налоговых обязательств по НДС не происходит. Такие безвозмездно переданные товары/услуги признаются налогооблагаемыми НДС в составе той операции, в стоимость которой они были включены.
При начислении налогоплательщиком налоговых обязательств по НДС, исходя из базы налогообложения таким налогом, определенной пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины (как в случае включения безвозмездно переданных товаров (предоставленных услуг) в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, так и в случае признания безвозмездно переданных товаров (предоставленных услуг) отдельной операцией по поставке товаров/услуг), дополнительное начисление налоговых обязательств по НДС, согласно пункту 198.5 статьи 198 НК Украины, не осуществляется.
Если стоимость безвозмездно переданных товаров и предоставленных услуг, приобретенных с НДС (сумма начислена (уплачена) и включена в состав налогового кредита), не включается в состав стоимости налогооблагаемых операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг, такая передача товаров (предоставление услуг) рассматривается как операция по безвозмездной поставке товаров/услуг, которая является объектом налогообложения НДС и облагается налогами в общеустановленном порядке, исходя из базы налогообложения НДС, определенной пунктом 188.1 статьи 188 НК Украины. При такой операции налогоплательщик обязан составить две налоговые накладные и зарегистрировать их в Едином реестре налоговых накладных: одну — на сумму, рассчитанную, исходя из фактической цены снабжения, другую — на сумму, рассчитанную, исходя из превышения цены приобретения/балансовой (остаточной) стоимости/обычной цены над фактической ценой.
НДФЛ
Если во время проведения рекламной акции распространяется рекламный товар, а потребителями рекламы выступает неопределенный круг налогоплательщиков, то стоимость такого товара не рассматривается как доход физического лица — потребителя рекламы и, соответственно, не является объектом обложения налогом на доходы физических лиц.
Но если в период рекламной акции предоставляются подарки, получателями которых являются конкретные лица, стоимость таких подарков выступает объектом обложения налогом на доходы физических лиц. При этом в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход налогоплательщика не включается стоимость подарков ниже 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года, за исключением денежных выплат в любой сумме.
Первичная документация
В любом случае добросовестному налогоплательщику не следует забывать о требовании статьи 44 НК Украины, согласно которой для целей налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет расходов, связанных с определением объектов налогообложения, на основании первичных документов.
Таким образом, документально отображая проведение рекламных акций, необходимо соблюдать требования, предусмотренные Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16 июля 1999 года, и составлять соответствующие первичные документы.
Минимально необходимыми первичными документами в этом случае являются: положение о проведении рекламных акций, схема конкретного мероприятия, приказ руководителя о конкретном рекламном мероприятии, смета расходов на проведение мероприятия и план подготовки, накладные на отпуск торгово-материальных ценностей, отчет о проведении рекламной акции.
ТЫМЧУК Виталий — адвокат АФ «Грамацкий и Партнеры», г. Киев
Детализировать заранее
Наталья МУСИЕНКО, юрист практики разрешения налоговых споров KPMG Law Ukraine
По правилам бухгалтерского учета затраты на рекламные услуги отображаются в счете 93 «Затраты на сбыт». Но не стоит забывать, что если реклама касается не конкретного товара/услуги, а предприятия в целом, такие затраты могут быть отнесены к административным.
Однако, несмотря на положения п. 19 НП(С)БУ 16 «Расходы», налоговые органы в ходе проверок иногда ставят под сомнение реальность рекламных услуг (признают их фиктивными) и в итоге снимают расходы на рекламу с затрат компании.
Перечня документов, необходимых для подтверждения реальности рекламных услуг, налоговые органы не называют, указывая лишь, что они должны быть составлены в соответствии с требованиями бухгалтерского учета. Поэтому рекламные услуги следует детализировать и заранее позаботиться о сборе и хранении доказательств их предоставления, поскольку на практике такие доказательства становятся главными помощниками в защите правомерности отображения затрат на рекламу в бухгалтерском учете.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…