Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 ноября 2018 года, 20:31

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Отрасли практики

№ 11 (1055) Свободная торговляот 13/03/18 (Отрасли практики)

Страховочный трюк

Отсутствие четких правил и порядка страхования ответственности госрегистраторов несет потенциальные риски в вопросе возмещения причиненного ими ущерба

Елизавета Герасименко
Специально для «Юридической практики»

Реформирование в сфере государственной регистрации бизнеса и недвижимого имущества привело к появлению новых участников — аккредитованных субъектов государственной регистрации (аккредитованные субъекты). Их отличие от государственных регистраторов органов местного самоуправления и государственных администраций состоит в том, что аккредитованные субъекты — это юридические лица публичного права, в трудовых отношениях с которыми пребывают не менее трех государственных регистраторов и которые получили аккредитацию в установленном законом порядке.

 

Специфика и отличия

В связи с этим имеются свои особенности правового регулирования ответственности аккредитованных субъектов.

Согласно положениям статьи 38 Закона Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» и статьи 35 Закона Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований», государственные регистраторы, субъекты государственной регистрации за нарушение законодательства в сфере государственной регистрации прав несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законом.

Общие положения возмещения ущерба предусмотрены главой 82 Гражданского кодекса (ГК) Украины. Статья 1172 ГК Украины устанавливает правила возмещения ущерба, причиненного работником юридического лица, а статья 1174 ГК Украины — правила возмещения ущерба, причиненного должностным (служебным) лицом органа государственной власти или органа местного самоуправления.

Государственные регистраторы (госрегистраторы) аккредитованных субъектов, будучи их наемными работниками, при осуществлении своих обязанностей по регистрации недвижимости и бизнеса фактически становятся носителями власт­ных полномочий и реализуют функции государства в сфере госрегистрации.

Очевидно поэтому при передаче функций госрегистрации недвижимого имущества и бизнеса новому субъекту с целью защиты интересов третьих лиц законодатель предусмотрел страхование ответственности аккредитованных субъектов.

Одно из обязательных требований для получения аккредитации в сфере госрегистрации связано с наличием заключенного договора страхования гражданско-правовой ответственности.

Страхование ответственности аккредитованного субъекта преследует две важные цели: во-первых, обеспечение возмещения ущерба, причиненного третьим лицам действиями госрегистратора такого субъекта; во-вторых, минимизацию имущественных расходов самого субъекта госрегистрации в связи с возмещением. Но введение страхования ответственности аккредитованных субъектов на практике показало проблемы правового регулирования в этой сфере.

 

Недобровольное страхование

Первым с недорегулированием вопроса страхования ответственности субъектов госрегистрации столкнулось Министерство юстиции Украины (Минюст).

Осуществляя анализ представленных для аккредитации документов, Комиссия по вопросам аккредитации субъектов государственной регистрации и мониторинга соответствия таких субъектов требованиям аккредитации при Министерстве юстиции Украины выявила ряд систематических ошибок, касающихся, в частности, содержания договоров страхования ответственности субъекта государственной регистрации (в части определения предмета страхования, страхового случая, порядка выплаты страхового возмещения, отсутствия документов, подтверждающих вступление в силу договора страхования).

В результате 5 февраля 2016 года Минюст подготовил письмо-разъяснение, в котором обратил внимание субъектов, желающих получить аккредитацию в сфере госрегистрации, на требования к заключаемым договорам страхования во избежание отказа в аккредитации.

Согласно разъяснению Минюста, страхование ответственности госрегистратора является одним из видов добровольного страхования, предусмотренного пунктом 15 части 4 статьи 6 Закона Украины «О страховании» (Закон). Однако уже это утверждение не соответствует положениям действующего законодательства.

Отношения в сфере страхования регулируются Законом «О страховании», согласно статье 4 которого предметом договора страхования могут быть имущественные интересы, не противоречащие закону и связанные, в частности, с возмещением страхователем причиненного им вреда лицу или его имуществу, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности).

Как упоминалось выше, страхование ответственности является обязательным условием для получения субъектом аккредитации в сфере госрегистрации. Также следует учесть, что пунктом 45 части 1 статьи 7 Закона «О страховании» предусмотрено обязательное страхование ответственности частных нотариусов. Поскольку частных нотариусов также отнесли к субъектам госрегистрации наравне с аккредитованными субъектами, страхование ответственности частных нотариусов распространилось и на страховые случаи при осуществлении ими функций госрегистратора. Для этого в апреле 2017 года в Порядок и правила проведения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности частного нотариуса, утвержденные постановлением Кабинета Министров Украины от 19 августа 2015 года № 624, были внесены соответствующие изменения.

Как следует из этих положений законодательства, страхование ответственности аккредитованного субъекта не может быть видом добровольного страхования.

 

Урегулировать порядок

Однако законодатель, предусматривая страхование ответственности субъектов в качестве обязательного условия для получения аккредитации в сфере госрегистрации, не внес соответствующих изменений в статью 7 Закона «О страховании», устанавливающую перечень обязательных видов страхования, хотя их необходимость обусловлена требованиями части 2 статьи 5 Закона «О страховании», согласно которой обязательные виды страхования, которые вводятся законами Украины, должны быть включены и в этот Закон; запрещается использование обязательных видов страхования, не предусмотренных этим Законом.

Не урегулирован порядок страхования ответственности аккредитованных субъектов ни в других законах, ни в подзаконных нормативно-правовых актах.

Согласно части 2 статьи 7 Закона «О страховании», порядок и правила обязательного страхования, его проведение, формы типового договора, условия лицензирования, размеры страховых сумм и максимальные размеры страховых тарифов должны быть установлены Кабинетом Министров Украины.

Отсутствие четких правил и порядка страхования ответственности аккредитованных субъектов на законодательном уровне (а не в письмах-разъяснениях Минюста, не имеющих силы нормативно-правового акта) несет потенциальные риски для третьих лиц при возмещении ущерба, причиненного госрегистратором аккредитованного субъекта.

Сейчас субъекты аккредитации и страховые компании особо не связаны конкретными требованиями закона и имеют право предусмотреть условия договоров страхования на свое усмотрение. Опасения по этому поводу подтвердили условия договоров добровольного страхования, которые предлагаются некоторыми страховыми компаниями для страхования ответственности госрегистраторов аккредитованных субъектов (в договорах значительно сужены определение и признаки страховых случаев).

На практике это может привести к тому, что получение страхового возмещения за ущерб, причиненный действиями госрегистратора аккредитованного субъекта, станет сложным или практически невозможным. А страхование ответственности госрегистратора аккредитованного субъекта окажется простой формальностью.

Подводя итоги, следует отметить, что надлежащее правовое урегулирование порядка и правил страхования ответственности госрегистраторов аккредитованных субъектов особенно актуально в условиях широко распространенных в нашей стране рейдерских атак на имущество и бизнес с участием госрегистраторов. О том, что госрегистраторами, преимущественно аккредитованных субъектов, допускаются нарушения в сфере госрегистрации, свидетельствует и официальная статистика Минюста: за 2017-й — начало 2018 года в отношении 222 госрегистраторов было принято решение об ограничении доступа к государственным реестрам недвижимости и бизнеса.

 

ГЕРАСИМЕНКО Елизавета — юрист, адвокат ЮФ Hillmont Partners, г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 11 (1055) от 13/03/18 Текущий номер

Свободная торговля

№ 11 (1055)
Отрасли практики

Страховочный трюк

Судебная практика

В пределах нормы

Тема номера:

Каждому по услугам

Частная практика

Комбинация цифр

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА