Сфера юстиции находится на стадии непрерывных преобразований. Давно обещанная электронизация сервисов идет уверенными темпами, вызывая положительные оценки потребителей услуг и международных структур. О том, какие проблемы возникают на данном этапе и чего ожидать в будущем, «ЮП» рассказал начальник Главного территориального управления юстиции в городе Киеве Станислав Куценко.
— Станислав Игоревич, что изменилось за два года с момента вашего назначения на должность начальника управления?
— В прежней системе практиковались только личные связи, поэтому попасть в управление было крайне сложно. Чтобы пополнить ряды хорошими специалистами, мы инициировали открытые конкурсы на должности. А с целью пополнения кадрового резерва заключили меморандумы с вузами. В результате сотни студентов могут проходить у нас практику, чтобы получить бесценный опыт. Возможно, кто-то потом перейдет в частный сектор, но стаж госслужбы тоже будет важен. Работа органов юстиции сегодня является публичной. Мы широко освещаем деятельность органов исполнительной и регистрационной служб, нотариата. Мы открыты для людей и готовы работать в таком режиме.
— В чем заключаются улучшения для потребителей услуг?
— Прежде всего в том, что все больше сервисов предоставляется онлайн. В связи с этим моя позиция заключается в следующем: люди как можно реже должны обращаться непосредственно к представителям власти, поскольку большинство вопросов можно решить через интернет. И так как реестры открыты для пользования гражданами, можно легко получить любое извлечение. Ведь раньше это было целой историей — узнать, у кого какое имущество, зарегистрировать его и т.д., а сейчас функционирует регистрация в онлайн-режиме. Я имею в виду проект «Онлайн-дом юстиции», запущенный в 2016 году. Благодаря данному проекту была начата регистрация бизнеса по интернету. Можно зарегистрировать физическое лицо — предпринимателя или юридическое лицо, ликвидировать юрлицо или изменить уставные данные. Мы упростили систему, существовавшую ранее, когда очередь в районные управления юстиции людям приходилось занимать с шести утра! В результате уменьшения количества контактов с чиновниками стало меньше коррупционных схем. Теперь так же легко можно зарегистрировать общественную организацию: если контактировать с регистратором по е-mail, то несложно соблюсти законные сроки. Не нужно каждый раз приходить и править запятые, как раньше. Необходимо просто прийти один раз и предъявить оригиналы документов.
Вторым шагом была децентрализация: в 2016 году мы отдали полномочия на места. Сейчас в стране работают около 13 тыс. государственных регистраторов. Среди них — государственные и частные нотариусы, сотрудники РГА, представители аккредитованных субъектов (коммунальные и государственные предприятия). Все они могут вносить изменения в реестры. Со своей стороны мы их постоянно контролируем. Если при проверке окажется, что частный нотариус совершил неправильные регистрационные действия, его свидетельство может быть аннулировано. То же касается и аккредитованных субъектов: если регистратор коммунального предприятия совершает неправомерные действия, он несет и административную, и уголовную ответственность. Такие регистраторы отключаются от реестра, а предприятие в целом лишается аккредитации на регистрацию имущества.
— Даже из-за ошибки одного из регистраторов?
— Если речь идет о системных ошибках, то да. У нас такие истории уже были. Подобные решения, безусловно, можно обжаловать: если суд решит, что регистратор должен быть подключен к реестру или аккредитация должна быть восстановлена, то Минюст это выполняет. Вместе с тем существует процедура административного обжалования действий в сфере госрегистрации в специальных комиссиях двух уровней: в областных управлениях юстиции и Минюсте. Органы наделены разными полномочиями. Так, в Главном территориальном управлении юстиции в городе Киеве можно обжаловать бездействие, а в Минюсте — регистрационное действие, которое было совершено. Гражданам, чьи запросы поступают в центр бесплатной правовой помощи, мы объясняем, как правильно составить жалобу. Были случаи, когда имущество возвращали и людям не приходилось идти в суд.
— Насколько добросовестно исполнители реализуют свои полномочия по внесению изменений в реестр?
— Во-первых, отмечу, что госисполнители как государственные служащие не имеют права не вносить некоторые данные в реестры (например, об аресте) и несут за нарушения соответствующую ответственность. В случае злоупотреблений привлекаются к дисциплинарной ответственности: получают выговор или увольнение. При этом материалы передаются правоохранителям.
— Такие случаи часто бывают?
— У нас нет подобных случаев. Если бы были резонансные ситуации, то о них знали бы все.
— После делегирования полномочий вам стало легче работать или приходится прилагать больше усилий для осуществления контроля?
— Мы ликвидировали такого «коррупционного монстра», как Государственная регистрационная служба Украины. Мы по-новому распределили полномочия в Минюсте и на местах. Однако оставили за собой функцию осуществления мониторинга и контроля. Так, мы отслеживаем случаи совершения нотариусом подозрительных действий в реестре. Информация проверяется, после чего производится камеральная или невыездная проверка деятельности нотариуса. Итогом может стать аннулирование свидетельства. Мы отдали не свойственные министерству функции местным общинам, оставив за собой контроль. Министерство юстиции больше не является монополистом в этой сфере.
— Что представляет собой современное рейдерство?
— В случае захвата урожая фермеров нередко оказывается, что один земельный участок арендован двумя или тремя арендаторами. Захват с оружием — это уже финальная точка процесса, которой предшествуют достаточно умные схемы по подделке документов и судебных решений. Когда регистратор получает определенное решение, то он обязан проверить его наличие в Едином реестре судебных решений. Если решение в реестре отсутствует, нужно сообщить о мошенничестве. Регистратор должен помнить, что он несет такую же ответственность, как и лицо, обнаружившее поддельное решение. Безусловно, есть регистраторы, работающие «под заказчика», в том числе и нотариусы. Но такое явление, как «черные нотариусы», осталось в прошлом — речь идет лишь об отдельных случаях.
В связи с началом аграрного сезона Минюст уже анонсировал создание антирейдерских штабов на юге Украины. Прошлым летом специалисты выезжали на точки захвата, где предоставляли юридические консультации. Они вызывали туда правоохранителей и на месте выясняли, у кого аутентичные документы. Основным источником информации всегда был государственный реестр. Если не соответствующие действительности данные находились в реестре, то ситуация «отматывалась назад». За каждым регистрационным действием стоит конкретный регистратор с логином и паролем, поэтому всегда ясно, кого наказывать.
— Возможна ли ситуация, когда у сторон — два легитимных документа?
— Здесь важно, кому собственник сдавал землю в аренду. Иногда он сознательно сдает участок двум субъектам. Таким образом, это может привести к наличию у двух разных субъектов одинаковых прав. Такие решения должны аннулироваться, а собственнику необходимо определиться со сдачей участка в аренду. Выходом из сложившейся ситуации может быть отмена моратория на продажу земли. Независимо от того, будет ли земля продаваться, нужно вести разъяснительную кампанию о праве собственности на землю.
— Таким образом, летом у вас будет хлопот меньше, чем у коллег из аграрных регионов?
— Не думаю. У нас создаются другие штабы. 15 февраля текущего года мы создали штаб, который будет выполнять положения закона об усилении ответственности за неуплату алиментов и разрешать проблемы в тех случаях, когда ситуация выглядит безнадежной: долги превышают сумму за три или шесть месяцев. В Киеве таких должников более восьми тысяч. На них и будет направлена наша работа, в том числе публичная.
— Каких нововведений следует ожидать в будущем?
— Во-первых, будет введена регистрация земельных участков в онлайн-режиме. В рамках данного проекта мы намерены сотрудничать с Госгеокадастром. Ячейки партий, СМИ, профсоюзы и третейские суды — для всех этих субъектов будет доступна регистрация по интернету.
Появится возможность уплатить долг по исполнительному производству в онлайн-режиме: нашел сведения о себе в реестре, заплатил и спокойно едешь за границу.
Также мы уделяем внимание тому, чтобы в наших учреждениях граждане чувствовали себя комфортно. Чаще всего в государственные нотариальные конторы обращаются по поводу оформления наследства. Приходится разрешать хозяйственные и организационные проблемы. Повторю: мы стараемся создать все условия для того, чтобы люди смогли решать вопросы самостоятельно посредством интернета в обход коррупционных схем.
(Беседовал Виталий ДУДИН,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…