Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 ноября 2018 года, 07:50

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 6 (1050) Банковское правоот 06/02/18 (Государство и юристы)

Испытать возмещение

После испытания на практике Минфин рекомендовал применять процедуру автоматического возмещения НДС и по заявлениям, поданным до 1 февраля 2016 года

Светлана Тарасова
«Юридическая практика»

Новый порядок ведения реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость (НДС), утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 25 января 2017 года № 26, казалось бы, установил равные условия для всех налогоплательщиков. И действительно, большая часть проблем, существовавших в 2016 году, новым порядком была решена.

Напомним, что с 1 февраля 2016 года действовала норма, предусматривающая создание двух реестров: реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, соответствующим критериям пункта 200.19 статьи 200 Налогового кодекса (НК) Украины, и реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения налогоплательщикам, которые не соответствуют критериям пункта 200.19 статьи 200 НК Украины. Это была первая попытка вывести возмещение НДС на автоматический уровень, но уже в первые месяцы работы система себя не оправдала. Бизнес сразу заявил о коррупционной составляющей, присутствующей и на этапе подачи заявки на возмещение, и на этапе принятия решения о возмещении НДС налоговым органом.

Спустя год заработала новая система автоматического возмещения НДС, которая все же решила поставленные перед ней задачи, о чем может свидетельствовать практически полное отсутствие жалоб в Совете бизнес-омбудсмена по части возмещения НДС.

Тем не менее не все налогоплательщики оказались удовлетворены, поскольку по заявлениям, которые были поданы до 1 февраля 2016 года, бюджетное возмещение не проводилось. Для обеспечения равных условий всем налогоплательщикам и разрешения данной проблемы Министерство финансов Украины разработало соответствующий законопроект, который в последующем был одобрен правительством и подан на рассмотрение Верховного Совета Украины. Речь идет о проекте Закона Украины «О внесении изменений в подраздел 2 раздела ХХ «Переходные положения» Налогового кодекса Украины относительно Временного реестра заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения» № 7518.

Напомним, что в соответствии с указанной в названии законопроекта нормой до 1 февраля 2017 года центральный орган исполнительной власти, реализующий государственную налоговую и таможенную политику, регистрирует в хронологическом порядке поступившие заявления о возврате суммы бюджетного возмещения НДС, поданных до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость не возмещены из бюджета, во Временном реестре заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения (Временный реестр).

Тем не менее, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2017 год» не предусмотрены финансовые ресурсы для бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость по заявлениям, включенным во Временный реестр, и распределение сумм таких ресурсов между Временным реестром и Реестром заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения НДС.

По сути законопроект предлагает дополнить норму новым положением, в соответствии с которым данные относительно согласованной суммы бюджетного возмещения по заявлениям, по которым до 1 февраля 2017 года не завершены процедуры административного или судебного обжалования, вносятся в указанный реестр контролирующим органом на следующий рабочий день после получения решения по результатам окончания процедуры административного обжалования или решения суда, вступившего в законную силу.

Кроме того, на основании данных Временного реестра орган, осуществляющий казначейское обслуживание бюджетных средств, в течение пяти операционных дней со дня, следующего за днем отображения согласованной суммы в указанном реестре, перечисляет такую сумму с бюджетного счета на текущий банковский счет плательщика налога в обслуживающем банке.

В случае наличия у налогоплательщика налогового долга бюджетному возмещению подлежит заявленная сумма налога, уменьшенная на сумму такого налогового долга.

Таким образом, введение предложенных норм должно обеспечить соблюдение прав и равных условий налогоплательщиков при применении положений Кодекса относительно возмещения сумм налога на добавленную стоимость из государственного бюджета Украины по заявлениям, поступившим до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года суммы налога на добавленную стоимость не возмещены. Данная инициатива профильного министерства ликвидирует существующие пробелы в законодательстве и действительно позволит окончательно разблокировать возмещение НДС для такой категории налогоплательщиков.


Мнение

Заявлен возместить

Александр МИНИН, старший партнер ЮФ «КМ Партнеры»

Данный за­конопроект касается возмещения НДС по заявкам, поданным до 1 февраля 2016 года, по которым по состоянию на 1 января 2017 года не было проведено возмещение. Фактически с 1 января 2017 года возмещение НДС по этим заявкам заморожено. Требования пункта 56 раздела переходных положений НК Украины, который вступил в силу с 1 января 2017 года, так и не выполнены. Как видим, задержка с формированием и опубликованием Временного реестра составляет уже год.

Официальных объяснений, почему задерживается формирование и опубликование Временного реестра, нет. Часто приходится слышать, что проблема заключается в неудовлетворительном состоянии баз данных налоговой по тем периодам, то есть неполучение налогоплательщиками после 1 января 2017 года возмещения НДС по тем старым заявкам вызваны в первую очередь проблемами внутри самих государственных органов, и не только ГФС, но и Минфина, который по закону должен обеспечить публикацию этого Временного реестра, чего не было сделано. И нет официальных данных, сколько же НДС может подлежать возмещению.

От претензий указанные органы пытаются отбиваться аргументом, что даже при наличии Временного реестра возмещение не проводилось бы, поскольку по закону возмещение должно быть в пределах сумм НДС, заявленных к возмещению согласно закону о государственном бюджете на соответствующий год (в рамках которых Кабинет Министров Украины устанавливает распределение между Временным и текущим Реестром заявок по возмещению НДС), а закон о госбюджете ни на 2017-й, ни на 2018 год такой нормы не устанавливает. Это не совсем так, поскольку закон о госбюджете предусматривает НДС к возмещению, но не отдельной строкой, а как вычет, устанавливая чистую сумму от поступлений в бюджет.

Однако, чтобы снять и этот вопрос, указанный законопроект может стать весьма полезным. В целом расцениваю его как инструмент, который поможет наконец-то разблокировать возмещение НДС по предыдущим заявкам.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 6 (1050) от 06/02/18 Текущий номер

Банковское право

№ 6 (1050)
Акцент

Конкретное преимущество

Государство и юристы

Испытать возмещение

Отрасли практики

Безопасность трудна

Тема номера:

Блокмастер

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
    aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА