Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 ноября 2018 года, 08:26

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Налоговое право

№ 4 (1048) Налоговое правоот 23/01/18 (Тема номера: Налоговое право)

Шаг и пат

Ситуация с блокировкой налоговых накладных — одна из наиболее острых и болезненных для бизнеса, и, несмотря на шаги государства, проблема пока не решена

Наталия Швец
Специально для «Юридической практики»

Изменения в налоговом законодательстве всегда вызывают много шума и вопросов. Не являются исключением и изменения, касающиеся регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

 

Критерии риска

На мой взгляд, ситуация возникла из-за того, что переходный период по внедрению системы блокировки налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) осуществлялся без утвержденного порядка в части определения критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Так, период с 1 апреля 2017 года по 1 июля 2017 года был определен как переходный. В течение этого времени процедура регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществлялась без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины определено, что регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть приостановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, и исчерпывающий перечень документов для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН были определены в приказе Министерства финансов Украины № 567 от 13 июня 2017 года. Этим приказом, в частности, установлены два критерия оценки степени рисков.

Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда тестовый режим использовался, но без утвержденных критериев оценки степени рисков. Поэтому не исключаю, что после завершения тестового режима именно по этой причине при регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН и возникли проблемы.

Для бизнеса ситуация с блокировкой налоговых накладных стала одной из наиболее острых и болезненных. Ежемесячно число налогоплательщиков, жалующихся на безосновательное приостановление регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в ЕРНН, увеличивалось. А это означает, что, например, при отсутствии регистрации налоговой накладной покупатель не имеет права на включение суммы НДС в налоговый кредит. Кроме того, блокировка увеличивает и административную нагрузку на бизнес, так как предпринимателям необходимо подавать дополнительный пакет документов в Государственную фискальную службу (ГФС) для подтверждения операции, пройти процедуру обжалования действий контролирующего органа.

В случае отсутствия регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН у покупателя не будет возможности воспользоваться налоговым кредитом, а у продавца — снизить налоговое обязательство по НДС. Право на налоговый кредит у покупателя возникает лишь при возобновлении регистрации налоговой накладной/ расчета корректировки в ЕРНН.

А с подобными темпами безосновательных блокировок все это грозило превратиться в настоящую катастрофу. Для оценивания масштабов: по информации Госказначейства, с момента начала работы системы блокировки на НДС-счетах было заблокировано порядка 1,5 млрд грн оборотных средств компаний. Думаю, все понимают, чем в последующем подобная ситуация будет чревата для экономики Украины.

 

Разблокировка: дорого и долго

Безусловно, шансы разблокировки налоговой накладной/расчета корректировки у бизнеса остаются. В частности, решение комиссии ГФС о приостановлении регистрации может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Так, в течение десяти календарных дней плательщик НДС (после получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной) может подать жалобу в Государственную фискальную службу.

И хотя удовлетворение жалобы служит основанием для регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, на практике это вовсе не означает, что налоговая накладная после позитивного решения комиссии ГФС будет зарегистрирована. В этом случае я бы рекомендовала направлять в Государственную фискальную службу еще одну жалобу — на бездействие. После рассмотрения этой жалобы в ГФС вероятность того, что налоговая накладная появится в реестре, увеличится.

Также не следует забывать, что если мотивированное решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение срока (десяти дней), определенного пунктом 56.23 статьи 56 НК Украины, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (c 11-го дня + почтовый оборот около пяти дней). Но, опять же, это еще не значит, что в результате налоговая накладная будет зарегистрирована.

В случае отказа комиссии ГФС в удовлетворении жалобы блокирование регистрации налоговой накладной можно оспорить в судах. В целом, как показывает судебная практика, при грамотном и корректном составлении исков судебные решения в пользу плательщиков налогов — явление достаточно распространенное. Однако один из «минусов» такого способа регистрации налоговой накладной — затраты на судебный сбор.

 

Государство идет навстречу?

После широкого общественного резонанса 9 ноября 2017 года Министерство финансов Украины пошло навстречу бизнесу и приказом № 926 увеличило количество критериев оценки степени рисков до трех. Но проблема не решилась. Приостановление регистрации налоговых накладных осуществляется на основаниях, определенных в пункте 201.16 статьи 201 НК Украины.

7 декабря 2017 года Верховным Советом Украины принят законопроект № 6776-д от 14 ноября 2017 года, которым предусмотрено дополнение подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины. Так, пунктом 571 предусматривается, что налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных приостановлена в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, регистрируются с учетом требований пунктов 2001.3 и 2001.9 и пункта 201.10 НК Украины, кроме налоговых накладных/расчетов корректировки, по которым (по состоянию на 1 декабря 2017 года) не предоставлены пояснения и документы в соответствии с подпунктом 201.16.2 пункта 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса; налоговых накладных/расчетов корректировки, по которым принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и относительно которых по состоянию на 1 декабря 2017 года не приступали к процедуре обжалования в административном или судебном порядке.

Налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса с 1 декабря 2017 года до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» и относительно которых налогоплательщиком после 1 декабря 2017 года предоставлены объяснения и копии документов в соответствии с подпунктом 201.16.2 пункта 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, регистрируются в ЕРНН в порядке, действовавшем до вступления в силу вышеуказанного закона в части приостановления регистрации налоговых накладных.

Если в течение пяти рабочих дней не принято и/или не направлено налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/ расчета корректировки, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день после окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Действие абзаца третьего пункта 201.10 статьи 201 настоящего Кодекса приостанавливается до дня вступления в силу порядка, утвержденного в соответствии с пунктом 201.16 настоящего Кодекса.

Согласно заключительным и переходным положениям этого закона, он вступает в силу 1 января 2018 года.

 

ШВЕЦ Наталия — юрист АО ЮФ Ario, г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 4 (1048) от 23/01/18 Текущий номер

Налоговое право

№ 4 (1048)
Государство и юристы

В мгновение ОКУ

Отрасли практики

Принять яхту

Тема номера:

Шаг и пат

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА