Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 февраля 2019 года, 03:43

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Налоговое право

№ 4 (1048) Налоговое правоот 23/01/18 (Тема номера: Налоговое право)

Шаг и пат

Ситуация с блокировкой налоговых накладных — одна из наиболее острых и болезненных для бизнеса, и, несмотря на шаги государства, проблема пока не решена

Наталия Швец
Специально для «Юридической практики»

Изменения в налоговом законодательстве всегда вызывают много шума и вопросов. Не являются исключением и изменения, касающиеся регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных.

 

Критерии риска

На мой взгляд, ситуация возникла из-за того, что переходный период по внедрению системы блокировки налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных (ЕРНН) осуществлялся без утвержденного порядка в части определения критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Так, период с 1 апреля 2017 года по 1 июля 2017 года был определен как переходный. В течение этого времени процедура регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных осуществлялась без фактического приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН. Пунктом 201.16 статьи 201 Налогового кодекса Украины определено, что регистрация налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН может быть приостановлена в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины, в случае соответствия такой налоговой накладной/расчета корректировки совокупности критериев оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН.

Критерии оценки степени рисков, достаточных для приостановления регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, и исчерпывающий перечень документов для принятия решения о регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН были определены в приказе Министерства финансов Украины № 567 от 13 июня 2017 года. Этим приказом, в частности, установлены два критерия оценки степени рисков.

Таким образом, мы столкнулись с ситуацией, когда тестовый режим использовался, но без утвержденных критериев оценки степени рисков. Поэтому не исключаю, что после завершения тестового режима именно по этой причине при регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН и возникли проблемы.

Для бизнеса ситуация с блокировкой налоговых накладных стала одной из наиболее острых и болезненных. Ежемесячно число налогоплательщиков, жалующихся на безосновательное приостановление регистрации налоговых накладных/расчета корректировки в ЕРНН, увеличивалось. А это означает, что, например, при отсутствии регистрации налоговой накладной покупатель не имеет права на включение суммы НДС в налоговый кредит. Кроме того, блокировка увеличивает и административную нагрузку на бизнес, так как предпринимателям необходимо подавать дополнительный пакет документов в Государственную фискальную службу (ГФС) для подтверждения операции, пройти процедуру обжалования действий контролирующего органа.

В случае отсутствия регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН у покупателя не будет возможности воспользоваться налоговым кредитом, а у продавца — снизить налоговое обязательство по НДС. Право на налоговый кредит у покупателя возникает лишь при возобновлении регистрации налоговой накладной/ расчета корректировки в ЕРНН.

А с подобными темпами безосновательных блокировок все это грозило превратиться в настоящую катастрофу. Для оценивания масштабов: по информации Госказначейства, с момента начала работы системы блокировки на НДС-счетах было заблокировано порядка 1,5 млрд грн оборотных средств компаний. Думаю, все понимают, чем в последующем подобная ситуация будет чревата для экономики Украины.

 

Разблокировка: дорого и долго

Безусловно, шансы разблокировки налоговой накладной/расчета корректировки у бизнеса остаются. В частности, решение комиссии ГФС о приостановлении регистрации может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

Так, в течение десяти календарных дней плательщик НДС (после получения решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной) может подать жалобу в Государственную фискальную службу.

И хотя удовлетворение жалобы служит основанием для регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в ЕРНН, на практике это вовсе не означает, что налоговая накладная после позитивного решения комиссии ГФС будет зарегистрирована. В этом случае я бы рекомендовала направлять в Государственную фискальную службу еще одну жалобу — на бездействие. После рассмотрения этой жалобы в ГФС вероятность того, что налоговая накладная появится в реестре, увеличится.

Также не следует забывать, что если мотивированное решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение срока (десяти дней), определенного пунктом 56.23 статьи 56 НК Украины, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем указанного срока (c 11-го дня + почтовый оборот около пяти дней). Но, опять же, это еще не значит, что в результате налоговая накладная будет зарегистрирована.

В случае отказа комиссии ГФС в удовлетворении жалобы блокирование регистрации налоговой накладной можно оспорить в судах. В целом, как показывает судебная практика, при грамотном и корректном составлении исков судебные решения в пользу плательщиков налогов — явление достаточно распространенное. Однако один из «минусов» такого способа регистрации налоговой накладной — затраты на судебный сбор.

 

Государство идет навстречу?

После широкого общественного резонанса 9 ноября 2017 года Министерство финансов Украины пошло навстречу бизнесу и приказом № 926 увеличило количество критериев оценки степени рисков до трех. Но проблема не решилась. Приостановление регистрации налоговых накладных осуществляется на основаниях, определенных в пункте 201.16 статьи 201 НК Украины.

7 декабря 2017 года Верховным Советом Украины принят законопроект № 6776-д от 14 ноября 2017 года, которым предусмотрено дополнение подраздела 2 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса Украины. Так, пунктом 571 предусматривается, что налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в Едином реестре налоговых накладных приостановлена в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, регистрируются с учетом требований пунктов 2001.3 и 2001.9 и пункта 201.10 НК Украины, кроме налоговых накладных/расчетов корректировки, по которым (по состоянию на 1 декабря 2017 года) не предоставлены пояснения и документы в соответствии с подпунктом 201.16.2 пункта 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса; налоговых накладных/расчетов корректировки, по которым принято решение об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных и относительно которых по состоянию на 1 декабря 2017 года не приступали к процедуре обжалования в административном или судебном порядке.

Налоговые накладные/расчеты корректировки, регистрация которых в ЕРНН приостановлена в соответствии с пунктом 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса с 1 декабря 2017 года до вступления в силу Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2018 году» и относительно которых налогоплательщиком после 1 декабря 2017 года предоставлены объяснения и копии документов в соответствии с подпунктом 201.16.2 пункта 201.16 статьи 201 настоящего Кодекса, регистрируются в ЕРНН в порядке, действовавшем до вступления в силу вышеуказанного закона в части приостановления регистрации налоговых накладных.

Если в течение пяти рабочих дней не принято и/или не направлено налогоплательщику решение о регистрации или отказе в регистрации налоговой накладной/ расчета корректировки, регистрация таких накладных осуществляется на следующий рабочий день после окончания срока рассмотрения объяснений и документов налогоплательщика.

Действие абзаца третьего пункта 201.10 статьи 201 настоящего Кодекса приостанавливается до дня вступления в силу порядка, утвержденного в соответствии с пунктом 201.16 настоящего Кодекса.

Согласно заключительным и переходным положениям этого закона, он вступает в силу 1 января 2018 года.

 

ШВЕЦ Наталия — юрист АО ЮФ Ario, г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 4 (1048) от 23/01/18 Текущий номер

Налоговое право

№ 4 (1048)
Государство и юристы

В мгновение ОКУ

Отрасли практики

Принять яхту

Тема номера:

Шаг и пат

Новый Закон Украины «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью»…

качественно и эффективно регулирует отношения участников

реальных проблем не решает

окончательно нивелирует необходимость Хозяйственного кодекса Украины как правового акта

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА