Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 октября 2018 года, 14:31

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 1 (1045) Интеллектуальная собственностьот 09/01/18 (Государство и юристы)

Заняться портом

Реформировать украинскую портовую отрасль планируется по международным стандартам

Юлия Шешуряк
«Юридическая практика»

Весной 2018 года Украина впервые пройдет аудит Международной морской организации, которая проверит выполнение нашей страной международных обязательств в секторе морской безопасности. Результаты аудита также продемонстрируют, насколько украинская морская отрасль близка к мировым стандартам. Между тем в прошлом году отрасль развивалась не без проблем: эксперты отмечают существование коррупционных схем, безрезультативность реформ, есть претензии и к кадровой политике, и к действиям контролирующих органов. Улучшить ситуацию — обеспечить возможность надлежащего исполнения Украиной обязательств по международным договорам в сфере торгового мореплавания, создать благоприятные условия для привлечения инвестиций и завершить реформирование морских портов — призван законопроект № 7385 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно содействия развитию морехозяйственного комплекса».

Изменения, предложенные группой депутатов во главе с Борисом Козырем, разработаны по результатам практического применения положений Закона Украины «О морских портах Украины», а также с целью совершенствования функционирования государственной системы организации судоходства, выдачи разрешений на проведение работ на землях водного фонда, обеспечения выполнения Администрацией морских портов Украины (АМПУ) возложенных на нее функций. Запланировано внесение изменений в Водный кодекс Украины, Кодекс торгового мореплавания Украины, Кодекс Украины об административных правонарушениях, Законы Украины «Об инвестиционной деятельности», «О морских портах Украины», «О транспорте», «О пограничном контроле», «Об аренде государственного и коммунального имущества» и др. Кроме того, целью принятия законопроекта является выполнение Конвенции ООН по морскому праву 1982 года и Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года.

Одна из новаций проекта — отнесение эксплуатационного дноуглубления к видам работ, проводимых с целью поддержания заданных навигационных габаритов, а также без получения разрешения на проведение работ на землях водного фонда. Соответствующие изменения запланировано внести в Водный кодекс Украины и Перечень документов разрешительного характера в сфере хозяйственной деятельности. Проведение эксплуатационных дноуглубительных работ предусматривает лишь уборку ила и не касается ни строительства новых объектов, ни использования недр, а указанные упрощения поспособствуют поддержанию гарантированных глубин подходных каналов и портовых акваторий.

Ряд изменений предложено внести в Кодекс торгового мореплавания Украины: введение электронных копий судовых документов, процедуры предоставления лоцманской квитанции в электронном виде, порядка обращения с затонувшим имуществом и т.д. В пояснительной записке говорится, что на практике почти всегда собственник затонувшего имущества отказывается в добровольном порядке компенсировать понесенные администрацией морского порта расходы, а обращаться в суд имеет смысл лишь в том случае, если собственник является резидентом Украины. Поэтому предлагается установить порядок, согласно которому администрация порта сможет получать хотя бы частичную компенсацию в случае отказа собственника затонувшего имущества возместить понесенные администрацией морского порта расходы, связанные с его поднятием.

Понятие Морского единого окна и порядок его создания предлагается определить в Законе «О морских портах Украины». С помощью этой информационно-телекоммуникационной системы будет осуществляться сбор, обработка, распространение, использование и обмен информацией о судах, заходящих в морские порты Украины. Предлагается также установить, что исключительно государственными предприятиями, учреждениями и организациями предоставляются услуги по регулированию движения судов, навигационно-гидрографическому обеспечению мореплавания, картографическому обеспечению мореплавания, лоцманской проводке судов.

Согласно законопроекту, за АМПУ будет закреплена функция регистрации линий заграничного плавания. Данная регистрация является инструментом привлечения дополнительных грузопотоков в морские порты, поскольку во время выполнения линейного рейса судно должно заходить в обязательные порты по определенному расписанию движения. Заинтересованность субъектов хозяйствования в регистрации линии заграничного плавания заключается в возможности получения скидки на портовые сборы и услуги лоцманской проводки, а такие скидки предоставляются именно АМПУ.

Среди существенных новаций — отмена взимания якорного сбора. Таким образом будут учтены рекомендации международных экспертных организаций по сокращению перечня портовых сборов. Международная практика свидетельствует о том, что в иностранных портах, как правило, якорный сбор отдельно не устанавливается, поскольку якорные стоянки обустраиваются в пределах акваторий, за использование которых уплачивается корабельный сбор. Кроме того, предлагается внести изменения относительно уточнения круга субъектов, в пользу которых производятся портовые сборы: определить, что причальный сбор взимается в пользу собственника причала, а если причал находится в пользовании (хозяйственное ведение, аренда, концессия) — в пользу соответствующего пользователя. Ряд законодательных предложений касается арендных правоотношений, уточняются процедуры частного инвестирования в объекты портовой инфраструктуры.

Под конец прошлого года произошло еще несколько значимых событий для морехозяйственной сферы. Так, Кабинет Министров Украины утвердил финансовый план АМПУ на 2018 год. Документ предусматривает повышение уровня чистого дохода предприятия на 7,7 % по сравнению с 2017 годом, чистая прибыль ожидается на уровне 3,3 млрд грн. Капитальные инвестиции АМПУ в развитие портов в текущем году (прежде всего в капитальное дноуглубление, строительство и реконструкцию причалов) составят почти 4,3 млрд грн. Кроме того, правительство согласовало для передачи в парламент новый законопроект о концессии. А пилотными проектами государственно-частного партнерства в форме концессии должны стать портовые
проекты.

Необходимость качественного реформирования портовой отрасли назрела давно, и законопроект № 7385 имеет все шансы принести в морское хозяйство Украины свежий бриз перемен.


Мнение

Комплексный подход

Татьяна ТИТАРЕНКО, управляющий партнер юридической компании LeGran.TT

Законопроект № 7385 — попытка комплексного решения хронических проблем портовой отрасли. Одна из положительных новелл законопроекта — изменение определения «морской терминал», что напрямую влияет на статус портового оператора как субъекта, который, согласно закону, такой терминал должен эксплуатировать. Морской терминал определяется в проекте не как единый имущественный комплекс, а как совокупность технологически связанных объектов портовой инфраструктуры. Также положительной для портового бизнеса новеллой является предложение отменить один из семи существующих портовых сборов — якорный. Проблема размера ставок и количества портовых сборов — одна из самых обсуждаемых в отрасли, поскольку портовые сборы выступают ключевым фактором, определяющим привлекательность украинских портов для судо- и грузовладельцев. Но с финансовой точки зрения отмена одного лишь якорного сбора без дальнейшего совершенствования тарифной политики в украинских гаванях будет для судовладельца практически неощутимой.

Затронул законопроект и статус АМПУ. В частности, предложено масштабировать филиалы АМПУ (сейчас в каждом морском порту функционирует отдельный филиал, на содержание штата тратятся колоссальные средства). Безусловно, позитивным можно назвать предложение закрепить за АМПУ полномочия по регистрации линий заграничного плавания, что значительно упростит процедуру для линейных операторов.

Достаточно смелые предложения касаются вопросов частного инвестирования в портовую отрасль и аренды. Инициаторы законопроекта, справедливо указывая на забюрократизированность и длительность согласовательных процедур, предлагают вопросы частного инвестирования в стратегические объекты портовой инфраструктуры, а также аренды имущества, находящегося в ведении АМПУ, вывести из-под регулирования общими законами («Об инвестиционной деятельности» и «Об аренде государственного и коммунального имущества»). Предложенные изменения действительно отображают отраслевую специфику данных вопросов. Ведь, например, передача причала в аренду по общей конкурсной процедуре может привести к блокировке деятельности стивидора, который создал в тылу такого причала целый перевалочный комплекс за счет частных инвестиций (зачастую собственных).

Я бы предложила инициаторам законопроекта дополнить статью 22 Закона «О морских портах» перечнем конкретных услуг, которые оплачиваются судовладельцами в составе портовых сборов. Как известно, сейчас законодательно определен только порядок использования портовых сборов. На практике это приводит к злоупотреблениям со стороны получателей портовых сборов, когда за одну и ту же услугу начисляется несколько портовых сборов (например, за пользование разворотным кругом в акватории Одесского порта, оплаченном в составе корабельного сбора, начислялся канальный сбор) либо навязывается по свободному тарифу услуга, уже оплаченная в составе портовых сборов (например, организация перевалки по схеме «борт-борт»).

В целом считаю, что  портовая отрасль нуждается в принятии такого комплексного закона, как проект № 7385. Надеемся, его принятию будет предшествовать широкое и прозрачное обсуждения новелл проекта нормативно-ключевого акта с участниками рынка и экспертами.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 1 (1045) от 09/01/18 Текущий номер

Интеллектуальная собственность

№ 1 (1045)
Документы и аналитика

Разложить на алименты

Отрасли практики

Топ-контроль

Тема номера:

Копить на вырост

Частная практика

Дисциплинарный поступок

Как вы поступаете с sms-спамом?

Читаю, иногда покупаю рекламируемый товар

Удаляю, не читая

Устраиваю заказчику спама скандал/розыгрыш

Добиваюсь исключения моего номера из рассылки

Обращаюсь в суд

Не получаю / установлен спам-фильтр

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА