Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 января 2018 года, 20:51

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2017

№ 50 (1042) Семейное правоот 12/12/17 (50 ведущих юридических фирм Украины 2017)

Поток осознания

Главным вызовом и для страны в целом, и для АМКУ в частности стало внедрение системы мониторинга и контроля государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования. Однако рынок еще не осознал всю серьезность этого нового института. Комитет работает над изменением своей роли: от реактивного реагирования на нарушения к активным действиям на опережение

Кристина Пошелюжная
«Юридическая практика»

Электроэнергетика, газ, тепловая энергия, авиатопливо, фармацевтика, внешняя реклама, социальные товары — свои приоритеты на 2017 год Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) определил заранее. Но это не значит, что остальные рынки остались без внимания регулятора. Нет. Комитет работал над трансформацией своих подходов: от реактивного реагирования (постфактум — на нарушения законодательства) к активному (действия на опережение).
2017 год характеризуется кадровой стабильностью в руководящем составе центрального аппарата АМКУ, хотя дефицит кадров в самой системе по-прежнему ощутим. В феврале с.г. Общественный совет при АМКУ возглавил первый глава ведомства в период 1992 — 2002 годов — Александр Завада.
Но тихим и размеренным этот год для Комитета точно не был. В частности, довольно жаркие дискуссии вызвала обнародованная в августе с.г. концепция структурной реорганизации ведомства (так называемая реформа территориальных отделений).

Межведомственное взаимодействие
В ежовых рукавицах держал Комитет госорганы по вопросу соблюдения конкуренции. К примеру, в начале года АМКУ рекомендовал Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, прекратить действия, содержащие признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции. В частности, Комитет рекомендовал отменить протокольное решение Комиссии об определении четырех ведущих аудиторских компаний (Deloitte, Pricewaterhouse Coopers, Ernst & Young, KPMG), которые должны привлекаться для осуществления независимой оценки активов лицензиатов. Интересно, что в мае 2017-го сам АМКУ констатировал исполнение рекомендации Комиссией.
Регулятор развивает межведомственное взаимодействие. Так, в процессе формирования доказательственной базы по делу об антиконкурентных согласованных действиях ряда компаний, которые исказили результаты торгов на дноуглубительные работы, значительная часть материалов, приобщенных к делу, была предоставлена НАБУ. К слову, участники торгов были оштрафованы более чем на 80 млрд грн. Совсем недавно за антиконкурентные согласованные действия АМКУ оштрафовал ООО «Санофи-Авентис Украина» на сумму свыше 69 млн грн и два крупных фармацевтических дистрибьютора Украины (ООО «БаДМ» более чем на 28 млн грн и ООО «Оптима-Фарм ЛТД» — более чем на 40 млн грн). Но это далеко не все крупные штрафы.

Главный вызов
Не только для Комитета, но и для всей Украины главным вызовом стало внедрение системы мониторинга и контроля государственной помощи (в августе 2017-го полноценно заработал закон государственной помощи, предоставляемой субъектам хозяйствования). АМКУ даже провел ряд региональных семинаров относительно базовых принципов контроля госпомощи. «Это массивный пласт правоотношений и довольно сложного правового регулирования, — комментирует партнер ЮФ Asters Александр Вознюк. — Это сфера крупных интересов для бизнеса, которая стала также сферой высоких финансовых рисков и, соответственно, прибавила работы юристам. Рынок, кажется, еще не осознал всю серьезность этого нового направления. И не только с точки зрения деятельности АМКУ, но и с позиции правовой основы против создания государственными органами и органами самоуправления неравных условий для ведения бизнеса, привилегированного предоставления или использования государственных или коммунальных ресурсов, дотаций и т.п.».
Также г-н Вознюк обращает внимание на то, что АМКУ вывел из долгого забвения вопрос запрещенных вертикальных ограничений, и сейчас рынок в ожидании завершения регистрации Минюстом нового регуляторного акта АМКУ. «С этого момента ожидается формальное закрепление запретов на целый ряд нередко используемых в отношениях с контрагентами жестких ограничений, таких, например, как фиксирование цен перепродажи, абсолютная эксклюзивность, где ограничены пассивные продажи, онлайн-продажи и ряд других», — комментирует он. Бизнесу придется пересмотреть многие подходы, зато потребители выиграют, например, смогут выбирать необходимый товар в разных онлайн-магазинах по конкурирующим ценам, а не наблюдать у них единую цену.
С какими проблемами приходится сталкиваться бизнесу? Руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель Украина» Ольга Лукьянова говорит, что они все больше ­времени уделяют так называемым конкурентам по «вертикали». «Если с конкурентами по горизонтали правила игры на рынке прозрачны и понятны, то с ритейлерами, которые в последние годы существенно нарастили свои объемы, становится все сложнее договариваться, а общеприменимая международная практика разрешения спорных моментов пока им недоступна», — объясняет г-жа Лукьянова.
По словам Ольги Лукьяновой, существуют несколько постоянных дискуссионных направлений при работе с такими «китами». С целью получения «неоспоримого» конкурентного преимущества при заключении долгосрочных контрактов применяются следующие практики: попытки навязывания сомнительных с точки зрения антимонопольного законодательства условий сотрудничества — контракт все равно будет заключен, требование передачи прав на ТМ поставщика, попытки зафиксировать промо-цену на рекламные акции, имитация продукта известного FMCG бренда — все равно поставщик не будет спорить, требование стопроцентного выполнения завышенных заказов — для получения дополнительных рычагов влияния, штрафы за каждый мелкий «проступок», продолжительные тесты по запуску новинок и т.д.
«Все это не дает нормально развиваться здоровым конкурентным практикам, а просто искусственно затягивает момент заключения обычного контракта на продажу/поставку товара широкого потребления. Думаю, со временем эта проблема исчезнет, так как в Украине все больше освещается и практикуется внедрение антитраст- и комплаенс-программ», — надеется Ольга Лукьянова.

Законодательные
и судебные тренды
Одной из самых важных для бизнеса законодательных инициатив является проект № 6746 относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции. Законопроект принят в первом чтении. Александр Вознюк считает, что в целом инициатива будет принята до конца года. «Законопроект должен повысить качество антимонопольных расследований и эффективность защиты конкуренции, а это в интересах всех потребителей», — отмечает г-н Вознюк.
Говоря о тенденциях судебного рассмотрения дел в сфере конкуренции, г-н Вознюк обращает внимание на то, что пока еще качественные, формирующие практику решения довольно редко принимаются, споры очень длительные, а судьям элементарно не хватает времени разобраться в экономико-правовой материи и обстоятельствах споров в конкурентном праве. «Это — точно тенденция. К сожалению, плохая», — подчеркивает партнер ЮФ Asters.
Александр Вознюк убежден, что суды должны иметь возможность для профессионального и эффективного судебного контроля над решениями АМКУ, следует обеспечить специализацию судей для рассмотрения таких споров, тогда будут позитивные тенденции, а практика частноправовых споров в этой сфере будет развиваться активнее. Что касается кейсов, то наиболее значимым за текущий год он называет решение ВХСУ по нашумевшему в свое время делу ритейлеров — по иску ООО «АСНильсен Юкрейн», где суд обозначил подходы к оценке обмена информацией, во многом приблизив их к подходам в практике ЕС. «Это решение стало очень важным для развития многих рынков», — резюмирует г-н Вознюк.
Какие же вызовы стоят перед Комитетом в следующем, 2018 году. Этот вопрос мы адресовали председателю АМКУ Юрию Терентьеву. Он в первую очередь обращает внимание на повышение эффективности работы ведомства в условиях ограниченности ресурсов, финансовых и кадровых. «Инициативы, направленные на оптимизацию организационной структуры (как в центральном аппарате, так и в регионах), изменение подходов к процессу индивидуального финансового вознаграждения сотрудников, формирование увеличенных бюджетных запросов, законопроекты, направленные на расширение полномочий ведомства, — это наши ответные меры на возникшую проблематику», — прокомментировал Юрий Терентьев.
Важной проблемой, по словам председателя АМКУ, остается не вполне корректное понимание функции постоянно действующей коллегии АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок (постоянная коллегия) со стороны общественности, в той части, что АМКУ якобы блокирует закупки. «К сожалению, на этой почве возникает огромное количество манипуляций и необоснованных обвинений в наш адрес. Именно поэтому с октября текущего года мы готовим ежемесячный публичный отчет постоянной коллегии о результатах работы с возможностью просмотра в онлайн-режиме, где детально описываем причины принятия и непринятия жалоб на итоги конкретных торгов, озвучиваем наиболее типичные ошибки со стороны участников торгов», — рассказал Юрий Терентьев.
По мнению г-на Терентьева, большинство представителей органов власти не до конца понимают свою роль в развитии конкурентной среды на вверенных им направлениях, несмотря на то, что это прямая норма закона. «Реагируя на такие случаи, мы активно ведем работу, направленную на адвокатирование проконкурентных подходов к процессу реализации ведомствами своих функций и политики», — подчеркнул глава АМКУ, анонсировав, что со следующего года процесс будет формализован, разработана национальная стратегия по конкуренции, которая обеспечит полноценное участие всех центральных и региональных органов исполнительной власти в развитии конкурентной среды на государственном уровне.

Повышение эффективности

ЮРИЙ ТЕРЕНТЬЕВ, председатель Антимонопольного комитета Украины

В 2017 году мы продолжаем действовать в соответствии с намеченным планом. Прежде всего речь идет о делах, открытых в этом году либо в предыдущем, работа по которым еще ведется. Мы занимаемся расследованием нарушений на рынках энергетики, телекоммуникаций, транспорта, сжиженного газа, фармацевтики, реализации продовольственных товаров и табачной продукции. Отдельное место занимает расследование многочисленных сговоров на торгах в процессе осуществления государственных закупок.

Вместе с тем Комитет стремится обеспечить надлежащие гарантии процессуальных прав ответчиков и справедливого беспристрастного рассмотрения дел. Мы стараемся вести активный диалог с бизнесом на различных площадках. Действуем на упреждение, систематически информируя предпринимателей о практике Комитета во избежание совершения ими потенциальных правонарушений. Мы формируем доверительные отношения с законопослушным бизнесом, ожидая регулярного получения актуальной информации о проблемах, связанных, в частности, с нашей профильной работой — антиконкурентными действиями. Сегодня в Комитете образованы департаменты, которые на постоянной основе анализируют ситуацию на наиболее значимых рынках, создано подразделение экономического анализа, усилен юридический департамент, появилась функция по планированию и координации работы региональных отделений. Мы совершенствуем работу по расследованиям, активно используя межведомственное взаимодействие с другими правоохранительными органами.

Ведется постоянная работа по повышению эффективности контроля за экономической концентрацией: утверждены критерии оценки горизонтальных слияний; разработана, согласована и представлена бизнесу методика относительно требований к вертикальным согласованным действиям; завершается процесс подготовки методики определения рынка; разрабатываются законопроекты, направленные на решение проблемных вопросов.

В 2017 году в конкурентном праве Украины появился новый институт — мониторинг и контроль государственной помощи. Сегодня принята значительная часть вторичного законодательства и заканчивается работа по утверждению критериев оценки допустимости госпомощи в отдельных отраслях.

ЛИДЕРЫ РЫНКА. КОНКУРЕНТНОЕ ПРАВО

АВТОРИТЕТНЫЕ ЮРИСТЫ

Александр Мартыненко

(CMS Cameron McKenna)

Ведущие
юридические фирмы

1

Asters

2

Sayenko Kharenko

3

Aequo

4

CLACIS

5

DLA Piper Ukraine

ДРУГИЕ ИЗВЕСТНЫЕ
юридические фирмы*

Arzinger

Avellum

Baker McKenzie

CMS Cameron McKenna

Dentons

Integrites

«Ильяшев и Партнеры»

Ведущие юристы

1

Игорь Свечкарь

(Asters)

2

Антонина Ягольник

(CLACIS)

3

Владимир Саенко

(Sayenko Kharenko)

4

Александр Вознюк

(Asters)

5

Галина Загороднюк

(DLA Piper Ukraine)

ДРУГИЕ
ИЗВЕСТНЫЕ ЮРИСТЫ*

Ольга Белякова

(CMS Cameron McKenna)

Тимур Бондарев

(Arzinger)

Андрей Горбатенко

(«Правовой Альянс»)

Сергей Денисенко

(Aequo)

Алексей Кот

(«Антика»)

Денис Лысенко

(Aequo)

Максим Назаренко

(Sayenko Kharenko)

Алексей Пустовит

(Asters)

Оксана Симонова

(Baker McKenzie)

Лана Синичкина

(Arzinger)

Екатерина Ткаченко

(CLACIS)

Александр Фефелов

(«Ильяшев и Партнеры»)

Сергей Шершун

(Integrites)



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 50 (1042) от 12/12/17 Текущий номер

Семейное право

№ 50 (1042)
В фокусе: Медиаактивность

Внимание, равняйсь, СМИрно!

Отрасли практики

Работа над помарками

Продвижение

Измерение бренда

Процессуальные новациии

Запал прочности

Нужна ли в законе об адвокатуре детальная регламентация процедур формирования органов профессионального самоуправления и принятия решений на конференциях и съездах?

Да, это гарантия от своеволия адвокатов

Допустимо установление правил только в части определения членов государственных органов (ВСП, ВККС, КДКП)

Нет, закон должен закреплять лишь принципы, остальные решения — за адвокатами

Без осознания адвокатами личной ответственности за будущее профессии регламентация в законе не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
    aequo
  • integrites
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА