Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 18 ноября 2018 года, 20:32

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 49 (1041) Адвокатураот 05/12/17 (Государство и юристы)

Дорожные знаки

В парламент внесены знаковые для автодорожной сферы законопроекты, изменяющие правила контроля за транспортом и дорогами

Юлия Шешуряк
«Юридическая практика»

В 2018 году должен заработать Государственный дорожный фонд Украины, призванный стать инструментом для восстановления украинских дорог. Тем временем в парламенте зарегистрирован пакет законопроектов о внесении изменений в законодательство в сфере автодорожного хозяйства и эксплуатации транспортных средств. В качестве эффективного средства предупреждения дорожно-транспортных происшествий предлагается внедрить процедуру аудита безопасности автомобильных дорог, а для усовершенствования массогабаритного контроля грузового транспорта планируется фиксировать нарушения в автоматическом режиме и зачислять в дорожный фонд средства от уплаты административно-хозяйственных штрафов за определенные нарушения законодательства об автомобильном транспорте. Кроме того, законопроектом об имплементации европейских директив предлагается введение проверки транспортных средств на пригодность к эксплуатации — по сути, возращение техосмотра.

 

Контрольная функция

Качество украинских дорог оставляет желать лучшего, ведь построены они давно и не выдерживают нагрузки, особенно во время движения грузовых транспортных средств (ТС). Почти все дорожное покрытие в нашей стране существенно деформировано, а на некоторых участках и вовсе разрушено, к тому же грузовые перевозки часто осуществляются с нарушением действующих весовых ограничений. На улучшение ситуации направлен законопроект № 7318 о внесении изменений в некоторые законы относительно осуществления габаритно-весового контроля. Так, предлагается законодательно закрепить возможность фиксации в автоматическом режиме нарушений, связанных с отсутствием документов по согласованию условий и режимов перевозки в случае превышения весовых или габаритных ограничений или документа о внесении платы за проезд тяжеловесных ТС.

Изменениями в Кодекс Украины об административных правонарушениях (КУоАП) предусматривается установление ответственности за невыполнение водителями, осуществляющими автоперевозки пассажиров или грузов, требований уполномоченных должностных лиц центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего реализацию госполитики по вопросам безопасности на наземном транспорте, об остановке транспортного средства. Санкция соответствующей статьи 1222 КУоАП, в которую вносятся изменения, предусматривает наложение штрафа в размере 9000 необлагаемых минимумов доходов граждан или лишение права управления транспортными средствами на срок от трех до шести месяцев.

Стоит отметить, что Европейский банк реконструкции и развития и Европейский инвестиционный банк ранее обещали Украине помочь в закупке и установке семи комплексов автоматического габаритно-весового контроля, оборудованных системой измерения веса ТС в движении, что поможет минимизировать человеческий фактор при весовом контроле, положительно повлияет на сохранение автодорог и обеспечение безопасности.

Кроме того, парламентарии предложили указать в Бюджетном кодексе Украины, что административно-хозяйственные штрафы, предусмотренные частью 4 статьи 48 и абзацем 3 части 5 статьи 53 Закона Украины «Об автомобильном транспорте», являются источниками формирования Государственного дорожного фонда (законопроект № 7319). Такие поступления будут служить дополнительным источником финансирования дорожного хозяйства, помогут обеспечить финансирование работ по строительству, ремонту и содержанию автодорог, а значит, позитивно повлияют на уменьшение аварийности.

 

Безопасные дороги

Профилактика дорожно-транспортных происшествий может осуществляться не только путем повышения штрафов или другого наказания водителей, но и методом повышения безопасности дорог. Именно на это направлен законопроект № 7320, предлагающий внедрить в нашей стране аудит безопасности автодорог — системный, детальный, технический, независимый процесс оценивания инженерных решений относительно составляющих автомобильных дорог с целью определения их влияния на обеспечение безопасности дорожного движения.

Согласно законопроекту, аудит осуществляется на всех стадиях проектирования, строительства, реконструкции, ремонта и на стадии ввода в эксплуатацию автомобильной дороги. Кроме того, проверять дорогу будут и в ходе ее эксплуатации — такой инспекционный аудит запланировано проводить не реже одного раза в три года.

Аудит безопасности автодорог может быть добровольным или обязательным (на международных дорогах), будет проводиться на основании договора между заказчиком и исполнителем. Заказать аудит смогут не только балансодержатели автомобильных дорог, но и другие юридические и даже физические лица за счет собственных средств. Исполнителем аудита может быть физлицо-аудитор, имеющий соответствующий сертификат, или юридическое лицо при условии наличия у него соответствующих человеческих ресурсов для осуществления аудита. Проектом запрещается оказывать влияние на аудитора с целью принуждения его к изменению формы, методов работы, выводов. Также запланировано ведение реестра аудиторов, а требования к аудиторам и порядок осуществления аудита установит правительство.

 

Техосмотр возвращается

Изменения на украинских дорогах должны быть ориентированы на европейскую практику и стандарты, считают законодатели, поэтому законопроектом № 7317 предлагают имплементировать ряд европейских директив и регламентов. Но основное изменение — введение техосмотра, а на языке законопроекта — проверки на пригодность к эксплуатации транспортных средств. Проверять хотят конструкцию и техническое состояние тормозной системы, рулевого управления, внешних световых приборов, пневматических шин и колес, светопропускания стекла, газобаллонного оборудования (при наличии), а также проводить идентификацию ТС. Некоторые ТС все же запланировано освободить от проверки, в их числе спортивные автомобили, не используемые на дорогах общего пользования; ТС, на которые распространяется дипломатическая неприкосновенность; ТС с объемом двигателя, не превышающим 125 см3; сельскохозяйственную и строительную технику, выезжающую на дороги общего пользования только для переезда к месту работы и т.д.

Согласно законопроекту, периодичность прохождения проверки на пригодность ТС к эксплуатации такова: для легковых автомобилей, не используемых в коммерческой деятельности, — каждые два года; для грузовых ТС в зависимости от тоннажа — каждые два года или ежегодно; для автобусов и такси — ежегодно. Техосмотр предлагается ввести после вступления закона в силу, хотя для частного легкового некоммерческого транспорта задуманы некоторые послабления, но лишь до 2021 года. Соответственно, для водителей будут введены санкции (штрафы, лишение водительского удостоверения) за управление транспортным средством, не прошедшим проверку, или без свидетельства о пригодности ТС к эксплуатации.

Предлагаемые для имплементации европейские нормы предусматривают также использование тахографов на автотранспорте, установление минимальных требований по организации рабочего времени водителей, создание системы подготовки водителей-перевозчиков, гармонизацию условий конкурентоспособности среди различных видов перевозок, оборудование автомобильных ТС ограничителями скорости, создание условий взаимного признания результатов проверок пригодности к эксплуатации ТС между государствами — членами ЕС и Украиной.

Все указанные законопроекты сейчас находятся на рассмотрении в профильном транспортном комитете парламента, а мощный состав инициаторов (большая группа народных депутатов из разных фракций во главе с Максимом Бурбаком) дает им все шансы на включение в повестку дня и принятие. Предлагаемые изменения в случае их реализации станут серьезными шагами в реформировании автодорожной сферы Украины.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 49 (1041) от 05/12/17 Текущий номер

Адвокатура

№ 49 (1041)
Отрасли практики

Флаг в руки

Продвижение

С легким пиаром

Судебная практика

Довести до кондикции

Тема номера:

Код доступа

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА