4 июня с.г. вступил в силу Закон Украины «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей» (Закон) от 7 февраля 2017 года № 1834-VIII, регулирующий порядок заключения договоров между владельцами инфраструктурных объектов и операторами, провайдерами телекоммуникаций о доступе к инфраструктурным объектам для обеспечения возможности предоставления телекоммуникационных услуг потребителям.
Принятие Закона в 2017 году было предусмотрено Планом мероприятий по имплементации Соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом, Европейским сообществом по атомной энергии и их государствами-членами на 2014 — 2017 годы, утвержденным распоряжением Кабинета Министров Украины от 17 сентября 2014 года № 847-г.
До принятия Закона, как правило, собственники инфраструктуры объектов заключали с каждым субъектом хозяйствования договоры об установлении сервитута одинакового содержания, предметом которых было предоставление ограниченного права пользования оператором или провайдером объектом для размещения телекоммуникационных сетей.
Порядок заключения и исполнения договоров между операторами, провайдерами телекоммуникаций и собственниками инфраструктуры не регулировались специальными законами: такие договоры заключались согласно статье 31 Закона Украины «О телекоммуникациях», предусматривающей, что субъекты хозяйствования, осуществляющие строительство телекоммуникационных сетей общего пользования, могут устанавливать в помещениях, принадлежащих им на правах найма, телекоммуникационное оборудование, использовать крыши домов и технические помещения для установки антенн и необходимого оборудования на основании договора с собственником этих помещений.
В указанных правоотношениях интересы операторов и провайдеров не были защищены надлежащим образом, поскольку собственники инфраструктурных объектов, как правило, злоупотребляли своим монопольным положением и баланс интересов сторон в заключаемых ими договорах зачастую не соблюдался.
Условия предоставления доступа к объектам инфраструктуры и злоупотребление собственниками инфраструктурных объектов своим монопольным положением становились предметом расследования Антимонопольного комитета Украины, что подтверждает актуальность принятия Закона.
Основные новеллы Закона
Среди важнейших новелл Закона — установление четких правил расчета платы, которая может применяться владельцами объектов инфраструктуры при заключении договоров о предоставлении доступа к инфраструктуре, и определение прав и обязанностей юридических и физических лиц — собственников объектов инфраструктуры, в том числе обеспечение недискриминационного доступа операторов и провайдеров, создание равных условий доступа и использования элементов инфраструктуры.
Закон установил особенности определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта: одноразовая плата устанавливается за разработку и выдачу технических условий относительно доступа, периодическая плата покрывает дополнительные расходы собственника инфраструктуры объекта на содержание элементов инфраструктуры, связанных с предоставлением доступа к нему.
Плата за доступ к элементам инфраструктуры объекта определяется собственником инфраструктуры конкретного объекта согласно методике определения платы за доступ к элементам инфраструктуры объекта транспорта, строительства, сети, электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи.
Для каждого из указанных объектов Кабинет Министров Украины утверждает отдельную методику определения платы за доступ.
Закон утверждает лимиты платы за доступ, которые будут применяться независимо от утвержденной методики, например, за разработку и выдачу технических условий относительно доступа ежемесячная плата не должна превышать 50 % минимальной заработной платы, за доступ к элементам инфраструктуры объектов электроэнергетики — 0,3 % минимальной заработной платы за одну опору — элемент любой инфраструктуры объекта доступа, в том числе опору линии электропередачи.
Закон также закрепил перечень существенных условий договора относительно доступа к инфраструктуре и создал основы для внедрения прозрачных и равных для всех участников рынка договорных условий.
Работа продолжается
Несмотря на то что документ уже вступил в силу, согласно пункту 6 его заключительных и переходных положений, Кабинет Министров Украины обязан утвердить предусмотренные Законом подзаконные нормативно-правовые акты, привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с Законом, обеспечить пересмотр и приведение министерствами и другими центральными органами исполнительной власти их нормативно-правовых актов в соответствие с Законом, а именно: утвердить правила предоставления доступа к инфраструктуре объекта строительства, объекта транспорта, объекта электроэнергетики, кабельной канализации электросвязи, домовой распределительной сети.
В свою очередь, органы исполнительной власти и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, должны разработать и утвердить методики определения платы за доступ к элементам инфраструктуры, указанным выше.
Без утверждения всех перечисленных подзаконных нормативных актов Закон не будет работать в полной мере, поскольку не все его положения могут быть имплементированы.
Вместе с тем, согласно переходным положениям Закона, уже сейчас оператор/провайдер телекоммуникаций или собственник инфраструктуры вправе требовать от другой стороны приведения в течение одного месяца уже заключенного договора в соответствие с требованиями части 6 статьи 16 Закона, которая устанавливает все существенные условия договора о предоставлении доступа. При этом на данный момент вопрос платы за предоставление доступа не урегулирован.
Закон не устанавливает ответственности сторон за несоблюдение его условий. В случае уклонения собственниками инфраструктуры от заключения договора, создания дискриминационных условий операторам и провайдерам необходимо будет отстаивать свои интересы в судебном порядке.
БАБИЧ Анна — партнер ЮФ Aequo, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…