Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 ноября 2018 года, 04:21

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

В фокусе: Аграрное право

№ 46 (1038) Трудовое правоот 14/11/17 (В фокусе: Аграрное право )

Трактование снова

Нормативные акты, регулирующие оценку несельскохозяйственных угодий на землях сельхозназначения, требуют доработки во избежание их двойного трактования и неодинакового применения

Юлия Савченко
Специально для «Юридической практики»

С 1 марта 2017 года вступило в силу постановление Кабинета Министров Украины от 16 ноября 2016 года № 831, которым утверждена Методика нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения (Методика № 831), а 23 июня 2017 года начал действовать приказ Минагрополитики Украины от 23 мая 2017 года № 262 о Порядке нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения (Порядок № 262).

Указанными актами урегулированы вопросы и процедура проведения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель, на которых расположены хозяйственные сооружения и дворы.

Так, согласно пункту 1 Порядка № 262, этот документ определяет процедуру проведения нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения: сельскохозяйственных угодий (пашен, земель с многолетними насаждениями, сенокосов, пастбищ, перелогов) и несельскохозяйственных угодий на землях сельскохозяйственного назначения. Аналогичное положение содержит и Методика № 831, пунктами 1 и 2 которой предусмотрено, что нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения проводится отдельно по сельскохозяйственным угодьям (пашням, землям с многолетними насаждениями, сенокосам, пастбищам, перелогам) и несельскохозяйственными угодьям на землях сельскохозяйственного назначения. Информационной базой для нормативной денежной оценки земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земель, на которых расположены хозяйственные сооружения и дворы, являются сведения Государственного земельного кадастра (количественная и качественная характеристика земель, бонитировка почв, экономическая оценка земель), документация по землеустройству.

В то же время нормативная денежная оценка земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов) проводится на основании Методики, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины № 1278 от 23 ноября 2011 года, и Порядка, утвержденного приказом Минагрополитики № 508 от 22 августа 2013 года.

При этом, согласно пункту 1.3 указанного Порядка оценки земель несельскохозяйственного назначения (кроме земель населенных пунктов), нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены хозяйственные сооружения и дворы, осуществляется в соответствии с настоящим Порядком как оценка земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Итак, существует определенная коллизия методики и порядка оценки земель, на которых находятся хозяйственные сооружения и дворы, и при проведении нормативной оценки таких земельных участков возникает вопрос: какой порядок следует применять? Более того, подобные вопросы возникают и при проведении экспертизы соответствующей документации, ведь, согласно статье 9 Закона Украины «О государственной экспертизе землеустроительной документации», техническая документация по нормативной денежной оценке земельного участка подлежит обязательной государственной экспертизе.

В частности, бывают случаи, когда земли, на которых расположены хозяйственные сооружения и дворы, оцениваются как земли промышленности согласно Порядку, утвержденному приказом Минагрополитики № 508, и техническая документация успешно проходит государственную экспертизу.

Но очевидно, что это неправомерно, и при проведении нормативной денежной оценки земельных участков, на которых находятся хозяйственные сооружения и дворы, следует руководствоваться Методикой № 831 по оценке земель сельскохозяйственного назначения, поскольку постановление Кабинета Министров имеет высшую юридическую силу в отличие от приказа Минагрополитики № 508 относительно методики нормативной денежной оценки земель несельскохозяйственного назначения, подлежащего применению в части, не противоречащей вышеупомянутому постановлению.

Таким образом, указанные нормативные акты требуют доработки и внесения изменений во избежание их двойного трактования и неодинакового применения.

 

САВЧЕНКО Юлия — руководитель юридической службы группы компаний «Галс Агро», г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 46 (1038) от 14/11/17 Текущий номер

Трудовое право

№ 46 (1038)
Государство и юристы

Многоэтажное задание

Отрасли практики

Хорошо фискал

Тема номера:

Будущее не за голами

Частная практика

Стресс-текст

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА