Честный капитал — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №44 (1036) » Честный капитал

Честный капитал

Концессия — это одна из наиболее распространенных в мире форм государственно-частного партнерства. В числе самых известных концессионных проектов — тоннель под Ла-Маншем и Эйфелева башня.

Концепция концессии существует и в украинском законодательстве. Однако сегодня это скорее чистая формальность, так как значительных концессионных проектов в нашей стране пока что нет. Но ожидается, что ситуация в скором времени изменится. Так, в начале сентября в Кабинете Министров Украины (КМУ) состоялась презентация проекта Закона Украины «О концессиях» (проект), который призван не только гармонизировать уже существующие концессионные законы, но и учесть требования Директивы ЕС 2014/23/EU от 26 февраля 2014 года, а также имплементировать лучшую международную практику.

 

Первые шаги

Предполагается, что первыми в этой сфере станут портовые проекты (источник — http://www.epravda.com.ua/news/2017/09/8/628851/), а именно: концессия государственного стивидора «Ольвия», Херсонского морского торгового порта и железнодорожно-паромного комплекса порта «Черноморск» (концессионные конкурсы планируется провести уже в 2018 — 2019 годах). При успешной реализации ­указанных пилотных проектов новый закон планируется применять и в других сферах. Возможно, концессия также станет хорошей альтернативой обсуждаемой приватизации государственных активов.

Сегодня в сфере концессии на Украине действуют четыре закона: «О концессиях», «О концессиях на строительство и эксплуатацию автомобильных дорог», «Об особенностях аренды или концессии объектов топливно-энергетического комплекса, находящихся в государственной собственности» и «Об особенностях передачи в аренду или концессию объектов в сферах теплоснабжения,  и водоснабжения и водоотвода, находящихся в коммунальной собственности». Предлагаем детально остановиться на основном законодательном акте — Законе «О концессиях» (Закон) и сравнить его с ключевыми положениями предложенного проекта (обращаем внимание, что выводы, изложенные в настоящей статье, основаны на презентации проекта Министерства экономики и развития Украины, сам текст документа, к сожалению, отсутствует в публичном доступе).

 

Сравнение положений

Интересная (и при этом несколько спорная) новелла проекта — возможность выбора концессионера не только по результатам проведения конкурса (как сейчас), но и путем прямых переговоров с одним концессионером (по решению КМУ), что, по нашему мнению, несет в себе определенные коррупционные риски. При этом также устанавливается возможность трансформации аренды в концессию.

Кроме этого, проект предлагает еще предусмотреть возможность замены концессионера, в том числе по инициативе кредитора (сейчас Законом предусмотрена возможность передачи концессионером своих имущественных прав по договору, но без какого-либо механизма такой передачи). Таким образом, проект разрешает вопрос относительно залога прав по договору концессии, что также может быть рассмотрено как механизм для определенных манипуляций. Дело в том, что единственным ограничительным критерием для концессионера является то, что концессионером не может быть предприятие, в котором 50 % или более принадлежат государству, территориальной общине или АРК (действующий Закон, кстати, вообще не содержит никаких ограничений в отношении того, кто может быть концессионером). Таким образом, практически ничто не мешает заключить концессионеру какой-нибудь фиктивный кредитный договор с сопутствующим договором залога, что впоследствии поможет кредитору получить объект концессии без конкурса.

Законом установлен также ряд существенных условий договора концессии, к которым, в частности, относятся условия предоставления земельного участка, необходимого для концессионной деятельности. Сегодня это достаточно проблемный вопрос. Законом предусмотрена только передача тех земельных участков государственной и коммунальной собственности, которыми распоряжается концессиодатель. Поскольку при крупных концессионных проектах концессиодатель и орган, который распоряжается земельными участками, являются абсолютно разными органами, механизм передачи земельного участка в настоящее время по сути отсутствует. Соответственно, на практике может возникнуть ситуация, когда объект концессии передан концессионеру, а земельный участок — нет.

В проекте указывается, что передаче в пользование концессионеру подлежат земельные участки, на которых находится либо будет создан объект концессии. Причем такая передача должна осуществляться органами исполнительной власти/местного самоуправления по обращению концессиодателя. Предприятия, у которых земельные участки находятся в праве постоянного пользования либо аренде, обязаны отказаться от пользования участками для выполнения концессионного договора (кроме случаев строительства и эксплуатации автомобильных дорог). И вот здесь уже могут возникнуть проблемы: а если на участке помимо объекта концессии находятся еще и другие объекты? Нужно ли в таком случае выделять земельный участок? И кто будет обеспечивать и оплачивать работы, связанные с таким выделением?

 

Защита интересов

Дополнительно в проекте предлагается установить временные рамки для обеспечения концессионера правами на земельные участки — девять месяцев с момента заключения договора. В противном случае концессионер имеет право на одностороннее расторжение договора. Пока что непонятно, содержит ли проект какие-либо еще способы защиты концессионера в случае неисполнения государством своих обязательств, установленных законом или договором, например, в связи с возмещением убытков или компенсацией средств, вложенных в объект концессии до расторжения договора. Если нет, то единственной возможностью инвестора защитить свои интересы будет обращение в суд. В этом контексте, безусловно, положительным моментом проекта можно назвать возможность разрешения споров, возникающих по договору, в национальном или же международном коммерческом либо инвестиционном арбитраже. При этом заключение, изменение и расторжение договора концессии регулируются законодательством Украины, которое также в общем применяется и к правам/обязанностям концессионера.

В целом, резюмируя вышеизложенное, следует сказать, что предложенный проект имеет некоторые минусы, которые, впрочем, можно устранить как путем внесения изменений в сам проект, так и посредством принятия подзаконных нормативных актов, детализирующих механизм концессии. При этом, по нашему мнению, разработка проекта является, безусловно, положительным шагом. Уже сейчас проект выглядит достаточно привлекательным для иностранного инвестора и значительно увеличивает шансы государства на привлечение частного капитала для реализации значимых проектов, в первую очередь в сфере инфраструктуры.

 

БЕНЕДИСЮК Сергей — руководитель корпоративной практики и M&A ЮФ Evris, г. Киев,

КРЕМНЕВА Анна — старший юрист ЮФ Evris, г. Киев


Мнение

В полную силу

Ирина НИКОЛАЕВСКАЯ, советник МЮФ Kinstellar

Идея усовершенствовать законодательство о концессиях является очень правильной и своевременной. Однако, несмотря на ряд позитивных нововведений, представленный законопроект, на наш взгляд, требует доработки.

Несомненно, положительным моментом считаем то, что авторы законопроекта в ходе его разработки попытались учесть требования Директивы ЭС 2014/23/EU от 26 февраля 2014 года гармонизировать нормативную базу, регулирующую вопросы концессии с законодательством о государственно-частном партнерстве, и имплементировать лучшие мировые практики. Документ предусматривает возможность получения инвестором компенсации, изменения условия договора или расторжения его в случае, если государственный регулятор установит на монопольном рынке тарифы ниже изначально предусмотренных договором. Также законопроект предусматривает возможность трансформации существующих договоров аренды госимущества в концессию при выполнении ряда условий, что является особенно важным нововведением для Украины, где сегодня аренда является наиболее распространенной формой государственно-частного партнерства.

В то же время один из самых сложных вопросов — оформление пользования земельными участками в рамках концессионных проектов — остается нерешенным. Законопроект отсылает нас к существующему земельному законодательству, которое никак не решает данную проблему. По нашему мнению, чтобы новый Закон о концессии смог заработать в полную силу, основной доработки требует именно эта тематика.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Решение восстановить

Акцент

МУС – ТВ

Барьерный гриф

Новости юридических фирм

Частная практика

Sayenko Kharenko — юридический советник Auchan Group в сделке по приобретению сети гипермаркетов «Караван»

Партнеры юрфирм «Василь Кисиль и Партнеры» и Stephenson Harwood рассказали о способах защиты от мошенничества и возврата активов, выведенных за рубеж

Interlegal защитил интересы судовладельца от незаконных действий Государственной экологической инспекции

Киевский офис МЮФ Baker McKenzie консультировал
«BILLA-Украина» по вопросам продажи трех супермаркетов

Отрасли практики

Вещные истины

Честный капитал

Предвиденные обстоятельства

Рабочий график

Карта событий

Репортаж

Благотворительный концепт

Самое важное

Постфатум

Объединительное достижение

Тема номера

Энерговектор

В последний газ

Поучить согласие

Трибуна

Серьезный шах

Частная практика

Платформа и содержание

Тень за днем

Юрдепартаменты

Курс исследования

Агроподделки

Проектная кампания

Пятое измерение

Доктор инхаус

Творческий поход

Сторона света

Состав не доказан?

Семейный подряд

50 ведущих юридических департаментов Украины

Інші новини

PRAVO.UA