Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2018 года, 19:20

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Акцент

№ 44 (1036) Энергетикаот 31/10/17 (Акцент)

МУС – ТВ

Правительство планирует выпустить «в эфир» правила сотрудничества с МУС до ратификации Украиной Римского статута

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

После трагических событий на Майдане зимой 2014-го вопрос ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда (МУС) снова был реанимирован, а необходимость сотрудничества с МУС приобрела особую остроту. Не так давно Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение парламента законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно сотрудничества с Международным уголовным судом» (№ 7179). В связи с тем, что пока Римский статут не является частью национального законодательства, правительство предложило создать необходимую законодательную базу для эффективного взаимодействия отечественных компетентных органов с МУС в случае, если последний решит принять в свою юрисдикцию дела, переданные нашим государством в заявлениях.

 

Вектор перемен

Следует напомнить, что еще несколько лет назад Украина воспользовалась возможностью, предоставленной частью 3 статьи 12 Римского статута государствам, не являющимся его участниками, передавать на рассмотрение МУС конкретные ситуации. В апреле 2014 года МУС зарегистрировал заявление украинского парламента о признании нашим государством юрисдикции МУС относительно совершения преступлений против человечности высшими должностными лицами государства, повлекших особо тяжкие последствия и массовые убийства граждан во время мирных акций протеста в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года. А в феврале 2015-го парламент принял постановление «О Заявлении Верховного Совета Украины «О признании Украиной юрисдикции МУС относительно совершения преступлений против человечности и военных преступлений высшими должностными лицами Российской Федерации и руководителями террористических организаций «ДНР» и «ЛНР», повлекших особо тяжкие последствия и массовые убийства украинских граждан».

Намерение ратифицировать Римский статут было задекларировано не только на политическом уровне, но и в прошлом году на законодательном — на уровне Основного Закона. Конституционными изменениями в части правосудия, которые, как известно, вступили в силу 30 сентября 2016 года, было предусмотрено, что Украина может признать юрисдикцию Международного уголовного суда на условиях, определенных Римским статутом (часть 6 статьи 124 Конституции Украины). Правда, соответствующая конституционная «опция» пока что не активна: указанное предписание Основного Закона вступит в силу через три года со дня, следующего за днем опубликования Закона Украины «О внесении изменений в Конституцию Украины (относительно правосудия)», то есть 30 июня 2019 года.

Сделаем небольшой экскурс в историю этого конституционного вопроса, напомнив: еще в 2001 году Конституционный Суд Украины (КСУ) принял решение, которым признал Римский статут, подписанный от имени Украины 20 января 2000 года и внесенный на тот момент в парламент для предоставления согласия на его обязательность, не соответствующим Конституции Украины в части, касающейся положений абзаца 9 преамбулы и статьи 1 Статута, согласно которым «Международный уголовный суд... дополняет национальные органы уголовной юстиции». Камнем преткновения для КСУ в этом случае стал тот факт, что указанные международные предписания не согласовывались с положениями Конституции Украины (статей 124 и 125), не допускающими делегирование функций национальных судов другим органам и создание судов, не предусмотренных Основным Законом.

 

Временная почва

Если говорить о правилах сотрудничества с МУС, которые правительство предложило прописать в Уголовном процессуальном кодексе (УПК) Украины, то их можно отнести к категории временных мер, поскольку при подготовке предложений о ратификации Римского статута после вступления в силу части 6 статьи 124 Конституции Украины (с целью полной имплементации обязательств, предусмотренных в Статуте для государств, которые становятся его участником) их придется корректировать.

Временно, на «переходном» этапе законодатели предложили урегулировать порядок сотрудничества органов государственной власти Украины с Международным уголовным судом, прокурором, судьей, секретарем или палатами МУС на основании просьб Суда о сотрудничестве, в том числе об оказании помощи, об аресте и передаче лиц. Для этого УПК Украины среди прочего предлагается дополнить новым разделом ІХ2, в котором, в частности, прописать, что сотрудничество с Международным уголовным судом заключается в принятии необходимых мер по просьбе МУС (просьбе, направленной прокурором, судьей, палатой или секретарем Суда) с целью содействия в расследовании преступлений, подпадающих под его юрисдикцию, и в уголовном преследовании за такие преступления, и охватывает оказание международной правовой помощи, арест и передачу лиц, а также другие формы сотрудничества. При этом оговаривается, что термины «прокурор МУС», «судья МУС», «палата МУС», «секретарь МУС», «ордер», «передача», которые вводятся в отечественный уголовно-процессуальный лексикон, употребляются в значении, которое им предоставляется в Римском статуте.

Центральными органами Украины по сотрудничеству с МУС в соответствии с законопроектом № 7179 являются Генеральная прокуратура Украины и Министерство юстиции Украины: они взаимодействуют с МУС непосредственно или дипломатическим путем. Объем их функциональных обязанностей и порядок осуществления сотрудничества также детально регламентируются в УПК, равно как и алгоритм предоставления правовой помощи по просьбе МУС, решение вопросов об аресте и передаче лиц МУС. В последней части устанавливается, что по просьбе Международного уголовного суда об аресте и передаче лицо может быть взято под стражу на территории Украины с целью дальнейшей его передачи в МУС. В случае если в отношении лица, о передаче которого направлена просьба МУС, в нашей стране осуществляется уголовное производство или такое лицо отбывает наказание за преступление, отличное от того, к которому относится просьба о передаче, соответствующий центральный орган Украины после принятия своего решения об удовлетворении просьбы консультируется с МУС относительно условий и сроков передачи лица. Фактическую передачу лица в МУС предлагается осуществлять в порядке, предусмотренном статьей 593 УПК, а способы и сроки такой передачи будут определяться центральным органом Украины совместно с МУС.

Что касается расходов, связанных с выполнением просьб МУС, то авторы законодательной инициативы предлагают отнести их к категории процессуальных издержек. Центральный орган Украины будет согласовывать с МУС порядок возмещения им целого ряда затрат. В частности, речь идет о транспортных расходах и расходах, связанных с обеспечением безопасности свидетелей и экспертов или передачей в МУС лиц под стражей; расходах на письменный и устный перевод, составление стенограмм, оплату работы экспертов. При этом расходы, касающиеся выполнения просьбы МУС об аресте лица, а также затраты, необходимые для оказания правовой помощи такому лицу, предлагается покрывать за счет средств государственного бюджета Украины.

Изменениями в УПК также предложено урегулировать порядок выполнения функций МУС на территории Украины. Прописывается, что в случае необходимости прокурор Суда может непосредственно выполнять на территории нашего государства процессуальные действия, указанные в просьбе МУС, если они не связаны с применением любых мер принуждения, в том числе: опрос лица или получение от него доказательств на добровольной основе; осмотр без изменений любого общественного объекта или иного общественного места. А палата МУС может проводить все судебные заседания или часть судебных заседаний, касающихся уголовных правонарушений, по которым Украина имеет одностороннее обязательство сотрудничать с МУС, на территории Украины. Согласие на проведение заседаний на территории нашей страны будет предоставлять соответствующий центральный орган Украины.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 44 (1036) от 31/10/17 Текущий номер

Энергетика

№ 44 (1036)
Акцент

МУС – ТВ

Отрасли практики

Вещные истины

Тема номера:

Поучить согласие

Юрдепартаменты

Семейный подряд

15 декабря у вас ассоциируется с…

профессиональным праздником — Днем работников суда

годовщиной старта работы Верховного Суда

вступлением в силу нового процессуального законодательства

всем выше перечисленным

со снегом и холодом, это обычная дата в календаре

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • АФ «Династия»
  • aequo
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА