Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 20 октября 2017 года, 06:04

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Репортаж

№ 41 (1033) Слияния и поглощенияот 10/10/17 (Репортаж)

Промышленная эволюция

Юристы выясняли, какие преобразования нужны украинской промышленности, каково ее место в мировой экономике и как защитить интересы нашего бизнеса на внешних рынках

Светлана Тарасова,
Алексей Насадюк,
Виталий Дудин
«Юридическая практика»
Правовые аспекты трансформации украинской экономики — в фокусе внимания участников Industrial Legal Forum

Актуальные тренды украинской промышленности, основные проблемы индустриальных отраслей и пути их решения обсудили участники Industrial Legal Forum, организатором которого выступила газета «Юридическая практика», а генеральным партнером — ЮФ AVELLUM.

 

Преобразовать промышленность

Экономические, политические и правовые вызовы украинской промышленности, влияние банковского кризиса на украинскую промышленность, конкурентоспособность украинских производителей на мировых рынках — эти темы обсуждались в рамках панельной дискуссии «Структурные преобразования украинской промышленности».

Тон дискуссии задал управляющий партнер ЮФ AVELLUM Николай Стеценко. «Несколько лет назад вы принимали участие в подобном форуме и тогда озвучили направления для преобразования украинской промышленности. Какие изменения произошли в украинской промышленности за это время?» — поинтересовался модератор у Сергея Ткаченко, директора правового департамента корпорации «Индустриальный Союз Донбасса».

Отвечая на вопрос, г-н Ткаченко подчеркнул, что развитие должно происходить по двум направлениям: институционному, предусматривающему создание специализированных квазигосударственных органов, деятельность которых направлена на поддержку промышленности, и инфраструктурному, касающемуся развития путей сообщений и логистических центров. «К сожалению, за этот период украинская промышленность осталась либо на том же уровне, либо продвинулась, но не существенно», — предположил спикер. В то же время он отметил, что профильные министерства активизировались, но реализация практических аспектов их деятельности еще впереди.

О развитии инфраструктурного направления в контексте будущих и реализуемых проектов рассказал Виктор Довгань, заместитель министра инфраструктуры Украины по вопросам европейской интеграции. «Мы привлекли средства к инфраструктурным проектам, в том числе для обновления общественного городского пассажирского транспорта. Подобных инвестиций не было за весь период независимости», — сообщил спикер, вместе с тем выразив сожаление, что слишком долго продолжается работа над законопроектом о концессии, а ведь именно этот законодательный акт позволит в том числе имплементировать положения Закона «О морских портах Украины».

По мнению Виталия Немилостивого, председателя Комитета по промышленности СПО, необходимо на законодательном уровне закрепить понятие «промышленность». Соответствующий законопроект уже разработан и вскоре будет вынесен на общественное обсуждение. Спикер уверен, что в первую очередь следует гармонизировать законодательство.

Продолжая дискуссию, Сергей Ткаченко сообщил о подготовке Стратегии развития промышленности Украины, которая насчитывает пять классических индустрий и содержит элемент аграрной сферы. «Государству фактически уже не надо инвестировать в промышленность. Задача государства — создавать условия», — считает г-н Ткаченко.

С такой позицией Виталий Немилостивый не согласился: «Государство должно не только создать условия, но и инвестировать в развитие абсолютно различных отраслей».

В то же время, по мнению Сергея Будкина, управляющего партнера FinPoint, не следует определять на законодательном уровне понятие «промышленность», главная задача заключается в минимизации участия государства в процессе развития промышленности. «Как только в процессе проявляется участие государства, к сожалению, среда становится все более неконкурентоспособной», — уверен он.

О влиянии банковского кризиса рассказал Сергей Панов, заместитель председателя правления — начальник юридического департамента УкрСиббанка BNP Paribas Group. По его словам, в банковском секторе сконцентрирован огромный объем неработающих кредитов, которые по сути являются замороженным капиталом.

В числе проблем, возникающих в этом секторе, г-н Панов назвал процесс ликвидации и продажи активов, а также защиту прав кредиторов.

Анализируя законопроект о кредитных историях, эксперт подчеркнул, что данные нововведения будут позитивными для банковского сектора, но негативно отразятся на компаниях.

Алексей Фелив, управляющий партнер, глава EU Desk МЮФ Integrites, в своем докладе отметил позитивные сдвиги в энергетическом секторе, которые уже сегодня показывают существенную заинтересованность бизнеса и открывают хорошие возможности для его развития.

 

Предприимчивое реформирование

«Реформирование госпредприятий» — тема второй сессии форума. Тимур Бондарев, управляющий партнер АО Arzinger, модератор сессии, представил участникам эволюцию корпоративного управления в государственной сфере и имплементацию руководящих принципов ОЭСР на примере трансформации крупных компаний. «В 2016 году мы увидели позитивные сдвиги в этом секторе. Речь идет о повышении прибыльности государственных предприятий», — резюмировал эксперт.

Доклад Оляны Гордиенко, директора по управлению Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), был посвящен роли системных инвесторов в восстановлении украинской промышленности. В частности, эксперт ответила на такие вопросы: что такое корпоративное управление и какова его роль в восстановлении украинской промышленности, а также рассказала о роли ЕБРР в повышении корпоративного управления в частном и государственном секторах.

Остановилась эксперт и на проблеме конфликта интересов, для решения которой, по словам спикера, предлагались различные варианты управления, а также создание независимых наблюдательных советов.

По словам г-жи Гордиенко, положительные сдвиги в этом направлении есть, тем не менее необходимо решить ряд вопросов, в том числе и вопрос распределения полномочий между наблюдательным советом, правлением и акционером. Такие преобразования спикер представила на примере НАК «Нафтогаз Украины».

«Ключевой вопрос, который сегодня стоит перед государственным сектором, — какой финальный результат будет достигнут. Безусловно, прозрачное управление приведет к инвестициям», — отметил Александр Визир, и.о. директора Департамента управления государственными предприятиями и корпоративными правами государства Фонда государственного имущества Украины (ФГИУ), продолжая затронутую тему.

По словам спикера, одно из направлений деятельности ФГИУ — разработка и внедрение однородной модели для предприятий государственного сектора. Кроме того, в планах ФГИУ — внедрение внутреннего аудита на предприятиях, сообщил докладчик.

Максим Юрков, директор по юридическому обеспечению НЭК «Укрэнерго», рассказал об опыте компании в этом процессе.

«Без инициативы предприятия процессы реформы корпоративного управления не будут двигаться», — подчеркнул г-н Юрков, призывая представителей госпредприятий к активности. В то же время одной инициативы мало — высокие темпы должен показывать и менеджмент компании.

В свою очередь Олег Полищук, директор по предотвращению и противодействию коррупции — советник президента ГП «НАЭК «Энергоатом», отметил, что их компании в этом процессе повезло немного больше, поскольку было заключено соглашение с ЕБРР. В процессе реформы, по словам г-на Полищука, будут реализованы три основных шага: диагностика, разработка и утверждение дорожной карты и непосредственно ее внедрение. Олег Полищук сообщил, что уже в ближайшее время будут представлены результаты диагностики, а до 1 февраля 2018 года дорожную карту должны утвердить. «Мы двигаемся по графику, поскольку все процессы проводит не государство, и к ним привлечены независимые эксперты», — подчеркнул докладчик.

Об аспектах реформирования госпредприятий в авиационной отрасли рассказал Олег Бондарь, управляющий партнер «ECOVIS Бондарь и Бондарь». Эксперт уверен, что система корпоративного управления должна предусматривать отраслевые особенности. «Первичным должно быть определение стратегии государства относительно управления отраслью, а потом уже — конкретным предприятием», — считает он. К тому же, по словам спикера, в авиационной отрасли такой стратегии нет.

Аэропорт является монополистическим образованием, имеющим значительную рыночную власть по отношению к другим субъектам, с которыми взаимодействует. «Мне кажется, что система корпоративного управления, которая находится на стадии внедрения, должна учитывать отраслевые особенности, необходимо предусмотреть, что государство будет осуществлять свой контроль над принадлежащими ему активами посредством не только корпоративных механизмов, но и механизмов, присущих конкретным отраслям», — резюмировал Олег Бондарь.

Завершающий доклад сессии, представленный Дмитрием Тарабакиным, членом Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР), касался нюансов использования румынского опыта в реформировании управления госпредприятиями. «Старые методы приватизации и управления госимуществом себя уже изжили», — уверен эксперт.

Говоря о процессе внедрения зарубежного опыта, спикер отметил, что в планах — создание инвестиционного фонда (URF), активами которого станут миноритарные пакеты акций (10–20 %) государственных компаний. Следующий этап — проведение тендера на управление фондом. Представитель НКЦБФР озвучил основные критерии и механизмы управления активами.

По словам г-на Тарабакина, в ближайшие три года с момента запуска URF прогнозируется доход государственного бюджета в размере 500–900 млн грн при сохранении стратегического контроля над госкомпаниями.

«Такой масштабный проект существенно повлияет на инвестиционный климат и на место Украины в рейтинге Doing Business», — предположил спикер.

 

Инвестиционный план

Далее участники Industrial Legal Forum разбирались в нюансах инвестирования и регуляторной политики. Модерировал сессию Артем Сапрыкин, партнер ESQUIRES. Глеб Бондарь, старший партнер ЮФ AVELLUM, сделал обзор тенденций, которые сегодня наблюдаются в сфере привлечения долгового финансирования. Он выделил четыре основных источника такого финансирования: кредитование в украинских банках, получение кредитов в иностранных банках, привлечение средств от международных финансовых организаций, а также выход на рынки капитала.

Кредиты от МФО г-н Бондарь назвал «пожалуй, единственным реально работающим инструментом», а также детально остановился на факторах, сдерживающих банковские учреждения от кредитования украинских компаний. Несмотря на определенные изменения, возникает много вопросов, связанных с запуском долгового финансирования на Украине, в том числе со стороны украинских банков, резюмировал свое выступление старший партнер AVELLUM.

Иван Юрченко, руководитель правового сопровождения ВЭД департамента правового обеспечения ООО «МЕТИНВЕСТ ХОЛДИНГ», свое выступление посвятил вопросам инвестирования в модернизацию производства, сосредоточившись на нюансах юридического структурирования поставок промышленного оборудования. Он, в частности, рассказал, какие договоры, связанные с приобретением оборудования, стандартно применяются, как в них регулируются вопросы ответственности сторон, условия расторжения, форс-мажор, условия приемки и гарантии, а также порядок взаиморасчетов.

Директор юридического департамента компании UMG Елена Шведова поделилась опытом трансформации промышленной группы в инвесткомпанию. Она обратила внимание на изменение системы корпоративного управления, позволившее компании стать более гибкой в принятии решений, разработку критериев проектов, интересных для инвестирования, особенности привлечения средств и нюансы урегулирования взаимоотношений с соинвесторами, в том числе с применением инструментов иностранного права.

 

Регуляторное поле

Специфике взаимодействия с Госгеонедра в контексте организационно-правовых особенностей разрешительных процедур было посвящено выступление Юрия Мартынюка, главного юрисконсульта ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог». Он проанализировал проблемы, с которыми сталкивается бизнес, занимающийся добычей полезных ископаемых, подчеркнув, что работа Государственной службы геологии и недр Украины уже давно вызывает массу вопросов, среди которых — отсутствие системного управления и распределения функций, несоблюдение установленных сроков, отсутствие прозрачной процедуры рассмотрения заявлений недропользователей, а также отсутствие персональной ответственности. По мнению г-на Мартынюка, крайне важным является создание понятных и прозрачных взаимоотношений между регулятором и бизнесом. Главный юрисконсульт ПАО «АрселорМиттал Кривой Рог» рассказал, какие шаги для этого следует предпринять.

Ноту оптимизма в «регуляторный блок» форума внесло выступление Сергея Корниенко, партнера ЮФ «Антика». Он презентовал case study, посвященный вопросам уплаты ренты при добыче природного газа. Доля частного бизнеса в газодобыче за последние пять лет увеличилась практически в два раза, подчеркнул докладчик, отметив, что сегодня есть четыре механизма инвестирования в газодобывающую отрасль: заключение соглашения о разделе продукции, получение спецразрешения на пользование недрами, приобретение недропользователя и заключение договора о совместной инвестиционной деятельности с недропользователем. Case study г-на Корниенко касался особенностей использования последнего варианта. По его словам, при альтернативном определении предмета договора (к примеру, предоставление комплекса сервисных услуг, связанных с добычей природного газа) можно существенно снизить рентные платежи. В то же время докладчик предостерег, что подобная модернизация договора, скорее всего, заинтересует налоговые органы, а значит, надо быть готовым к отстаиванию своей правовой позиции.

 

Дорога к развитию

Заключительная сессия не стала большим «грузом» для участников мероприятия, ведь обсуждались темы, близкие и понятные каждому. Модератором сессии под названием «Инфраструктура и международная торговля» стала директор ЮК LeGran.TT Татьяна Титаренко.

Замминистра инфраструктуры Украины по вопросам евроинтеграции Виктор Довгань анонсировал преобразования в рамках Национальной транспортной стратегии до 2020 года. Он заверил, что не все новые дороги будут платными. В то же время некоторые будут переданы в концессию. Логистика, работавшая в пользу рынка России и стран СНГ, будет переориентирована на Запад (например, создается трасса «Одесса — Львов»). По словам спикера, суммы в 5 млн евро будет достаточно, чтобы обновить инфраструктуру в Мукачево: тогда на данном участке смогут работать австрийские и венгерские перевозчики. Также был анонсирован проект по созданию карго-терминала во Львовской области. Кроме того, г-н Довгань подчеркнул, что реформы в транспорте коррелируются с экспортной стратегией. В этом году в дороги инвестируется почти 1 млрд евро, а в 2018 году сумма возрастет в два раза. Это самые крупные суммы, вложенные в украинские дороги за историю государства. Выступающий видит риск в чрезмерном использовании кредитов. В 2016 году в первом полугодии половина финансов «Укравтодора» пошла на погашение долгов предыдущих периодов.

О взаимосвязи инфраструктуры и внешней торговли рассказала заместитель бизнес-омбудсмена Украины Татьяна Короткая. Новый закон о концессиях может решить проб­лему. Но сдерживает развитие концессии то, что проекты недостаточно подготовлены: объект должен быть «очищен» от обременений и т.д. При этом количество жалоб товаропроизводителей на таможенников уменьшается. Представитель бизнес-омбудсмена считает, что правоохранительные органы должны более аргументированно предъявлять претензии к хозсубъектам. Докладчик рассказала о деле австрийской компании, спасти которую после действий правоохранителей смогло только вмешательство совета бизнес-омбудсмена, правительств Украины и Австрии. «Возможность приостановить внешнеэкономическую деятельность предприятия крайне пагубна для открытия тут фабрик и привлечения инвестиций», — уточнила г-жа Короткая. Резюмируя, спикер заявила следующее: если изначально юристы будут ориентировать бизнес работать «в белую», поводов обращаться к бизнес-омбудсмену станет меньше. Во всяком случае защитить интересы предпринимателей потом будет легче, утверждает Татьяна Короткая.

 

Инструменты ВТО

Как напомнила Татьяна Титаренко, Украина вскоре отметит 10-летие с момента вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Необходимо проанализировать, какие выгоды получила наша страна и оправдались ли возложенные надежды. Этим вопросам был посвящен доклад советника ЮФ Sayenko Kharenko Анжелы Махиновой. По ее словам, органом при ВТО было рассмотрено намного больше споров, чем Международным судом ООН, что говорит о большей эффективности данной системы. Наиболее распространенные поводы для спора — защитные меры на внутреннем рынке.

Однако Украину нельзя назвать передовым пользователем системы. Пока наша страна выступала истцом только в шести случаях. К примеру, у США таких споров 114, а у ЕС — 97. В то же время наше государство редко выступает и ответчиком (только в четырех делах). «Мы ожидаем, что у Украины в 2018 году будет первое решение, когда страна доведет дело до победы», — заявила г-жа Махинова, дополнив, что речь идет о споре по иску к России. Самый новый спор Украины касается торговли с Казахстаном (о применении антидемпинговых мер к трубной продукции). Один из последних споров против нашего государства касается оспаривания санкций, введенных в связи с АТО. В случае разовых нарушений обращаться к ВТО не имеет смысла. Но если речь идет о системных нарушениях и барьерах, то использовать данный инструмент можно. Успешным примером его использования докладчик назвала спор о «газовой корректировке» по иску ЕС к России.

Используют инструменты защиты прежде всего промышленные предприятия. Об этом, ссылаясь на мировой опыт, заявила руководитель практики международной торговли ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Алена Омельченко. Госорган ни разу не инициировал антидемпинговое расследование: этим механизмом пользуются товаропроизводители. Если существует один производитель определенного товара, то процедура легче, в противном случае нужна поддержка 50 % производителей в отрасли. По общему правилу производители являются конкурентами, поэтому договориться им сложно, добавила спикер. Но если есть реальная возможность ввести защитную пошлину, то следует договариваться. Возможно введение пошлины, например, против производителей из Китая и России.

 

По морю и воздуху

Свой доклад представил начальник юрслужбы ГП «Администрация морских портов Украины» (АМПУ) Евгений Мельник. По его словам, АМПУ — одна из первых компаний, прилагающих существенные усилия к улучшению качества концессионных договоров. Соответствующие проекты реализуются совместно с ЕБРР. «Сейчас больше внимания уделяется подбору консультантов, которые позволят подготовить более качественную документацию», — сообщил г-н Мельник. В своем выступлении он затронул и вопросы, связанные со строительством Керченского моста. «Это существенное уменьшение габаритов судов, которые могут проходить», — заявил он и уточнил, что последствием станет уменьшение товарооборота, и это сильно ударит по промышленному региону (в том числе по г. Мариуполю).

Тему концессии детально проанализировала замдиректора юрдепартамента Bunge Ольга Копейка. По ее словам, концессионное законодательство сегодня «лежит мертвым грузом», поэтому единственным механизмом инвестирования в порт пока выступает аренда.

Затем слово предоставили директору юридической дирекции авиакомпании «Международные авиалинии Украины» Станиславу Коваленко. «У меня сложилось впечатление, что авиация — это одна из наиболее зарегулированных отраслей», — заявил спикер. Многие акты приняты хоть и не в советское время, но все равно устарели. Проблемой остается и перевозка льготников: их число существенно увеличилось с начала АТО, но государство не компенсировало соответствующие расходы перевозчикам.

Форум позволил многим по-новому взглянуть на возможности нашей страны и обозначить барьеры, мешающие развитию. Готовность представителей государства учитывать пожелания бизнеса позволяет предполагать, что подобные мероприятия играют свою роль в выработке политики в определенных сферах.


Мнение

Есть прогресс!

Николай СТЕЦЕНКО, управляющий партнер AVELLUM

По моему мнению, первый юридический промышленный форум прошел успешно! Было много интересных дискуссий, очень сильные спикеры и разнообразные мнения. Особенно запомнилось обсуждение на первой сессии ближайших планов Украины в развитии инфраструктуры, перспектив украинской промышленности в мире, наличие конкурентных возможностей у лидеров нашей промышленности, а также ключевых рисков. По результатам дискуссий на нашей сессии мы пришли к однозначному выводу: украинская промышленность и инфраструктура связаны теснейшим образом. Все участники сессии поддержали необходимость развития и модернизации законодательства о концессиях и были едины в том, что есть проблемы с нехваткой качественных технических специалистов в самых различных отраслях промышленности. У нас развернулась интересная горячая дискуссия по поводу того, какой должна быть роль государства в развитии украинской промышленности. Часть участников считали, что государство должно занимать более активную позицию в поддержке приоритетных отраслей промышленности. С другой стороны, большинство участников сессии согласились с мнением Сергея Будкина, что государство должно минимально вмешиваться и следовать принципу «не навреди». Под конец сессии мы также поразмышляли о том, будет ли актуальна украинская горнодобывающая отрасль и опыт ракетостроения при исследовании астероидов в ближайшие десятилетия. А в завершение провели короткий опрос: считают ли участники панели, что проведенные реформы позитивны, или нет. Все участники, хоть и с оговорками, согласились, что реформы позитивны и однозначно прогресс есть.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 41 (1033) от 10/10/17 Текущий номер

Слияния и поглощения

№ 41 (1033)
Государство и юристы

Обмен сомнениями

Отрасли практики

Рабочий процесс

Судебная практика

Прямо по курсу

Частная практика

Чистосердечное призвание

Как необходимо поступить с судьями, в отношении которых Евросуд подтвердил незаконность их увольнения в 2010 —2013 годах?

Восстановить в должностях, независимо от хода реформы

Добавить баллов при оценивании, если они пожелают участвовать в конкурсе на должности судей в новых судах

Выплатить денежные компенсации и/или предложить уйти в отставку независимо от стажа, без права занимать должности судей

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Antika
  • АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях

fbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА