Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 декабря 2017 года, 04:48

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 40 (1032) Транспортное правоот 03/10/17 (Частная практика)

Портовое укрепление

«Портовую отрасль ожидают масштабные преобразования: продолжение реформ, реализация концессионных проектов и, возможно, приватизация», — Татьяна Титаренко, управляющий партнер LeGran.TT, рассказала о специфике юрбизнеса в Одессе

 

«Грядущие изменения в базовом законодательстве поспособствуют оживлению интереса потенциальных инвесторов к портовой отрасли», — уверена Татьяна ТИТАРЕНКО

Юридическая фирма LeGran.TT всего за два года стала узнаваемым брендом южноукраинского рынка юридических услуг с ключевой специализацией в морском праве, международной торговле и сопровождении инвестиционных проектов. Об особенностях юрбизнеса в Одесском регионе, ситуации в сфере транспортной инфраструктуры и роли юристов в привлечении инвестиций в портовую отрасль мы говорили с Татьяной Титаренко, управляющим партнером ЮФ LeGran.TT.

 

— Татьяна, насколько мне известно, вы работали в Киеве, а юридическую компанию открыли в Одессе. Почему? Легко ли это было сделать «с нуля» да еще и в кризисное время?

— Открытие юридической компании — моя давняя мечта, а юридический бутик с ключевой специализацией в морском праве — вполне логичное продолжение карьеры. Восемь лет моя деятельность была тесно связана с транспортом в целом и с портовой отраслью в частности. Я прошла отличную школу в Мининфраструктуры, где занималась судебным блоком. Позже возглавила юридическую службу Федерации работодателей транспорта Украины. Вместе со своей командой я занималась проблемами отрасли и активно работала с предприятиями морехозяйственного комплекса. Это позволило познакомиться со многими потенциальными клиентами и завоевать их доверие  еще до основания LeGran.TT. А ведь доверие в бизнесе — самый ценный актив.

Что касается кризиса. Как бы банально это ни звучало, кризис — наилучшее время для новых возможностей. Обычно в такое время спрос на квалифицированных юристов растет. А если учесть, что портовую отрасль в скором будущем ожидают масштабные преобразования: дальнейшее продвижение портовой реформы, проведение концессионных проектов и, возможно, приватизация, — то высококлассные специалисты нашего профиля будут востребованы.

 

— В чем особенность Одесского региона на карте юридических услуг Украины?

— Одесса — это транспортная Мекка Украины, крупнейший национальный деловой центр. Порты работают круглосуточно, поэтому юридический бизнес в Одессе — это марафон в режиме нон-стоп 24/7.

Одесский регион богат талантливыми юристами узкой специализации. И это безусловный плюс, потому что конкуренция со специалистами такого уровня — наилучший стимул быть как минимум всегда в форме, как максимум — на шаг оперативнее, предусмотрительнее и эффективнее. Такое окружение всегда стимулирует совершенствоваться, отходить от привычных юридических клише и выходить за рамки, генерируя нестандартные решения, ведь non progrеdi est regredi — не идти вперед означает идти назад.

 

— Какая конфигурация практик присуща локальным юрфирмам?

— Безусловно, конфигурацию диктует специфика региона. Если мы говорим об Одессе, то здесь юристы имеют дело не только с привычным корпоративным, земельным или налоговым правом, но и с международным морским правом, таможенным законодательством.

По легкости ведения бизнеса Одесская область — на десятой позиции рейтинга Regional doing business-2017. Не наихудший, но и далеко не самый лучший результат. В этой связи многие запросы касаются практики безопасности и защиты бизнеса. Стивидорный бизнес регулярно попадает под давление со стороны силовых и фискальных структур. Сложными остаются отношения и с Государственной фискальной службой. Блокировка налоговых накладных, проблемы с возмещением НДС — в топ-листе запросов. Только за последнее время LeGran.TT выиграла судебные налоговые споры в интересах клиентов на сумму свыше 250 млн грн. Трендами текущего года стали усиление контроля над трансфертным ценообразованием и имплементация шагов BEPS.

 

— Какие услуги оказывает ваша фирма? Кто основные клиенты?

— Ключевые клиенты LeGran.TT — представители бизнеса: судовладельцы, портовые операторы, экспедиторы, морские агенты, частные инвесторы, которые вкладывают средства в развитие портовой отрасли. В то же время мы обслуживаем крупных грузовладельцев-экспортеров: представителей аграрного и металлургического комплекса, что совершенно не случайно, ведь около 70 % в структуре грузооборота наших портов — это экспорт.

Мы занимаемся разрешением споров при аресте судов и грузов, взысканием демереджа, подготовкой морских протестов, взаимодействием с контролирующими органами, защитой интересов клиента в суде и арбитраже. Наша команда также осуществляет комплексное сопровождение внешнеэкономических контрактов, успешно представляет интересы клиентов в международных арбитражах — FOSFA, GAFTA, LMAA. Хочу также отметить состоявшиеся налоговую практику, практики разрешения споров и защиты бизнеса. Кроме того, активно развивается практика ГЧП, поскольку грядущие изменения в базовом законодательстве, надеюсь, оживят интерес потенциальных инвесторов к портовой отрасли.

 

— Какие проекты компании считаете наиболее успешными в этом году?

— 97 % запросов решено LeGran.TT в пользу наших клиентов. Это запросы, касающиеся морского права, международного арбитража, судебных споров, реализации крупных инвестпроектов.

Отдельно хочу отметить несколько громких публичных проектов, в которых наша команда создала уникальные судебные прецеденты. Первый кейс — это оспаривание взыскания канального сбора за судозаходы в Ланжероновскую, Новую, Каботажную и Карантинную гавани Одесского порта. Мы доказали незаконность взимания сбора и добились его отмены. Фактически мы создали беспрецедентный случай оспаривания взимания портовых сборов на Украине. Второй кейс — это спор с ГП «АМПУ» по применению 30-процентной скидки при оплате доступа к причалу. Мы также доказали незаконность позиции государственного предприятия и отстояли право портовых операторов на скидку.

Также хочу сказать о юридическом сопровождении знаковых для Одесского порта и города в целом проектов реконструкции одного из самых старых причалов — 7-го и железнодорожной станции «Одесса-Порт» стоимостью 32 млн долл. США и 53 млн долл. США соответственно.

 

— В сентябре правительство анонсировало снижение ставок портовых сборов. Как вы прокомментируете эту инициативу?

— То, что ставки портовых сборов на Украине в 1,5–2,5 раза выше, чем в портах Причерноморья и мира: Констанце, Варне, Роттердаме, Александрии, — общеизвестный факт. Поэтому снижение, а точнее — приведение ставок к экономически обоснованному уровню, — долгожданное и, безусловно, нужное решение, ведь размеры портовых сборов — один из факторов, который влияет на конкурентоспособность портов.

На данный момент профильное министерство разрабатывает проект Методики расчета ставок портовых сборов. Возлагаю на этот документ большие надежды — именно он должен обеспечить создание понятной и прозрачной системы ценообразования в отрасли.

 

— А если рассматривать ситуацию в отрасли в целом, каковы перспективы модернизации транспортно-логистической инфраструктуры Украины?

— Если мы говорим о морехозяйственном комплексе, то на данный момент портовая инфраструктура изношена более чем на 80 %. Она остро нуждается в модернизации и технологическом обновлении. Отрасль требует, по самым скромным подсчетам, миллионы евро инвестиций. Очевидно, что эти средства можно привлечь только за счет государственно-частного партнерства — создания благоприятных условий для инвестирования. Отмечу, что частный бизнес уже успешно работает в национальных портах. Так, сегодня частные портовые операторы совокупно обеспечивают более 65 % от общих объемов перевалки.

 

— Могут ли юрфирмы выступить одним из проводников инвестиций в отрасль?

— Безусловно. Именно отраслевые юристы могут стать драйвером, который ускорит создание необходимой законодательной базы и привлекательных для потенциального инвестора правил игры.

Сейчас отраслевое законодательство очень далеко от характеристики investment friendly. Несмотря на наличие базового Закона «О государственно-частном партнерстве», прозрачного и понятного иностранному инвестору механизма привлечения инвестиций нет. Например, порядок компенсации инвестиций в стратегические объекты портовой инфраструктуры, предусмотренный Законом Украины «О морских портах», так и не утвержден КМУ. Да, теоретически возможность компенсации инвестированных в государственное имущество средств предусмотрена (например, в соответствии со статьей 27 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», если арендатор осуществил улучшение объекта за счет собственных ресурсов, арендодатель или балансодержатель обязаны возместить ему деньги, потраченные на эти цели), но на практике все не так радужно. Еще один серьезный барьер для реализации инвестпроектов в портах — земельный вопрос. На данный момент на Украине разрабатывается законопроект о концессиях, который позволит запустить в украинских портах один из наиболее распространенных в мире механизмов привлечения инвестиций — концессию. Так что возможностей проявить свои профессиональные компетенции предостаточно.

 

— Возвращаясь к вашей фирме, скажите, каковы планы дальнейшего развития?

— Если 2016 год для компании был годом становления, то 2017-й стал годом интенсивного роста и развития.

Что касается планов, то, с одной стороны, мы ориентируемся на будущие тренды развития рынка юридических услуг на Украине и в мире, поэтому планируем только наращивать экспертизу по ключевой «морской» практике и еще глубже «погружаться» в сферу международной торговли. Стратегия развития LeGran.TT не предусматривает масштабирования до национального гиганта с полным спектром юридических услуг. Мы будем фокусировать свою бутиковость. И ставим перед собой задачу, как бы амбициозно это ни звучало, стать лучшей нишевой компанией на национальном рынке и в странах Черноморского бассейна — чтобы при возникновении отраслевых юридических вопросов наши клиенты первым делом обращались в LeGran.TT.

В то же время мы ориентируемся на запросы клиентов, поэтому в ближайшем будущем намерены расширить практику международной торговли, морского права, усилить практики ГЧП, открыть представительства компании в зарубежных странах, в частности в нескольких странах Причерноморья.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)



Комментарии: »

Виктор

Красивая. И не глупая, судя по всему.

ззз

гарна фіфа
ну і все

Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 40 (1032) от 03/10/17 Текущий номер

Транспортное право

№ 40 (1032)
Документы и аналитика

Календарный плен

Отрасли практики

Поправить рад

Репортаж

В эпицентре внимания

Частная практика

Дисциплинарное взыскание

Какую из процессуальных новаций вы считаете самой спорной?

Электронное судопроизводство

Расширение способов судебной защиты

Сроки досудебного расследования в УПК

Встречное обеспечение иска

Механизмы недопущения злоупотребления процессуальными правами

Участие свидетелей в хозпроцессе

Досудебное урегулирование спора

Типовые и образцовые дела в КАСУ

Другую новацию

Все изменения спорны

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • integrites
    Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
    АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА