Всякий раз, когда открываешь Кодекс торгового мореплавания (КТМ) Украины, вспоминается «бородатый» анекдот про двух верблюдов, которые не могут понять, зачем им мощные ноги и большие горбы, предназначенные для длительных переходов по пустыне, если они живут в зоопарке.
С точки зрения юридической техники, КТМ Украины составлен на высоком профессиональном уровне, его стилистика, структура изложения и качество нормотворчества отличаются в лучшую сторону от большинства нормативных актов, принятых на заре независимости. Но вот беда — в отличие от пестрящих рудиментами советской эпохи законов, например о хозяйственных обществах или о внешнеэкономической деятельности, которые нам приходится применять чуть ли не каждый день, сфера применения КТМ Украины чрезвычайно ограничена, и большинство его норм остаются «спящими». Морские перевозки, морское страхование, морские залоги и многие другие институты морского права на практике регулируются чаще всего английским правом, что логично в условиях отсутствия у Украины собственного коммерческого флота (кое-что у нас, конечно, есть, но очевидно, что масштабы перевозок и тоннаж собственного украинского флота отличаются на несколько порядков).
Тем не менее КТМ Украины содержит положения, востребованные в настоящих реалиях. Речь пойдет, в частности, о буксировке.
Согласно данным Регистра судоходства, сегодня зарегистрировано около 260 судов-буксиров, в том числе суда внутреннего плавания и буксиры с валовой вместимостью свыше 100 тонн. В частной собственности находится около 40 % всех зарегистрированных буксиров, и именно на эти суда приходится большая часть услуг по буксировке, как каботажной, так и международной межпортовой.
Несмотря на свою простоту, договор морской буксировки имеет многогранную правовую природу, свои особенности и нюансы практического применения. В соответствии с КТМ Украины по договору буксировки владелец одного судна обязуется за вознаграждение отбуксировать другое судно либо плавучий объект на определенное расстояние или буксировать его в течение определенного времени либо для выполнения определенного маневра. Такой договор заключается между владельцем буксира и владельцем буксируемого судна/плавучего объекта.
Кодекс разделяет буксировку на осуществляемую между портами одного государства, в том числе в пределах одного порта (каботажная), и между портами нескольких государств (международная).
Не монополия государства
Закон Украины «О морских портах Украины» устанавливает исчерпывающий перечень услуг, которые предоставляются исключительно государственными предприятиями: это регулирование движения судов, навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания, проведение аварийно-спасательных работ и т.д. В числе вышеуказанных услуг отсутствуют операции по буксировке. Это исключает монополию государственных предприятий на предоставление таких услуг, а значит, буксировщиками могут выступать как государственные, так и частные компании.
Аренда государственных буксиров
Если буксирное судно рассматривать как составную часть целостного имущественного комплекса морского порта, то на него однозначно будут распространяться нормы Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» (Закон): предприятия как целостные имущественные комплексы, а также их составные части (индивидуально определенное имущество), включенные в перечень объектов, запрещенных к приватизации, не могут быть объектами аренды.
Но если судно-буксир рассматривать как отдельный объект имущественных прав, то мы увидим, что Закон не содержит запретов на передачу его в аренду. Вместе с тем на процедуру аренды буксиров в любом случае будут распространяться нормы Закона. Поскольку суда-буксиры являются имуществом, которое принадлежит портам, арендодателем выступает сам порт, а не Фонд государственного имущества.
Общая процедура аренды такого государственного имущества остается прежней: направление арендатору ходатайства о заключении договора аренды, согласование с Министерством инфраструктуры условий аренды, размещение в СМИ решения о предоставлении в аренду судна, проведение оценки арендуемого имущества, конкурсная процедура и заключение договора аренды с победителем такого конкурса.
Иностранный субъект
Кодексом установлен круг судов, имеющих право предоставлять буксировочные услуги каботажной (между портами Украины) буксировки, — это исключительно суда-буксиры под флагом Украины. Вместе с тем действующее законодательство ничего не говорит о резидентности владельца такого судна-буксира. Это означает, что осуществлять каботажные перевозки может как резидент Украины, так и нерезидент, в случае если у него на праве аренды находится судно-буксир под украинским флагом. Напомним: флаг судна соответствует стране регистрации судна, поэтому в случае, если нерезидент арендует судно-буксир под украинским флагом, то флаг судна остается прежним, и, как следствие, арендатор судна может выполнять каботажные буксировки на территории Украины.
Особенности договора буксировки
Договор морской буксировки может быть внутрипортовым или межпортовым. Существенным различием является форма договоров: договор портовой буксировки может быть заключен в устной форме, а договор межпортовой буксировки — исключительно в письменной. Для договора межпортовой буксировки КТМ Украины также устанавливает перечень существенных условий, по которым стороны в обязательном порядке должны достигнуть согласия: порты отправления и назначения, время буксирования, ответственность за нарушение договора, права и обязанности сторон и т.д.
Отметим, что правовое регулирование правоотношений буксировки содержится не только в КТМ Украины, но и в локальных актах — Обязательных постановлениях по порту.
Нормы КТМ Украины и Обязательных постановлений иногда по-разному регулируют одни и те же отношения. Так, статья 235 КТМ Украины устанавливает, что управление межпортовым буксированием осуществляется капитаном судна, которое осуществляет буксировку. При этом в пункте 9.1.7 Обязательных постановлений по морскому порту Одесса указано, что руководство буксированием самоходных судов независимо от их вместимости, а также руководство буксированием несамоходного судна вместимостью свыше 500 тонн с экипажем на борту осуществляет капитан буксируемого судна. Может возникнуть ситуация, когда стороны заключили договор межпортовой буксировки и при выходе из порта «А» капитан буксира берет на себя руководство процедурой буксировки, осуществляет согласование с портом маршрута буксировки, обеспечивает безопасность буксировки, а при заходе в порт Одессы все вышеперечисленные обязанности капитана буксира переходят к капитану буксируемого судна.
Это важно не только с точки зрения обеспечения безопасности мореплавания в порту, но и с точки зрения субъекта, который несет ответственность за ущерб, возникший при предоставлении услуг буксировки. Ведь, согласно общему правилу, лицо, осуществляющее руководство буксировочной операцией, несет бремя доказывания отсутствия своей вины при отсутствии иного соглашения сторон. Поэтому такого рода условия должны быть урегулированы в договоре.
Международная буксировка
Интерес вызывают также договоры межпортового буксирования с участием иностранного элемента и буксирования, осуществляемого на морских путях, на которые распространяется международно-правовой режим.
К судам во время буксировки с иностранным элементом могут применяться различные правовые режимы. Если судно-буксир и буксируемое судно плавают под одним флагом, то на такую буксировку будет распространяться принцип исключительной юрисдикции государства флага. В случае если судно-буксир и буксируемое судно плавают под разными флагами, то, соответственно, на каждое судно будет распространяться юрисдикция государства его флага. Это определяет случаи возникновения коллизий национальных законов, особенно если пунктом отправки является порт одного государства, а пунктом назначения — порт другого.
Во избежание таких коллизий в договоре буксировки необходимо прямо указать применимое право. В противном случае, согласно статье 14 КТМ Украины, если стороны не достигли согласия относительно права, применимого к договору буксировки, то отношения сторон регулируются законодательством той страны, где основана или имеет свое основное место деятельности сторона договора буксировки, которая является собственником судна, осуществляющего буксировку.
В целом, несмотря на внешнюю простоту договора буксировки, существует достаточно много практических нюансов, которые не урегулированы вовсе либо вскрывают множество законодательных противоречий. Как видим, в отличие от других «спящих» норм КТМ Украины, регулирование буксировки может быть очень востребованным, притом что соответствующая глава КТМ Украины содержит немало белых пятен. В таких условиях значение договора буксировки остается крайне важным, но законодателю, наверное, стоит задуматься над тщательным регулированием отношений, наиболее распространенных на практике.
СЕЛЮТИН Андрей – партнер, адвокат, руководитель Южноукраинского филиала AO Arzinger, г. Одесса,
САМОЙЛЕНКО Ольга – младший юрист Южноукраинского филиала AO Arzinger, г. Одесса,
ЕМЕЦ Роман – помощник юриста Южноукраинского филиала AO Arzinger, г. Одесса
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…