Финальное вступление — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №36 (1028) » Финальное вступление

Финальное вступление

Рубрика Тема номера

В соответствии с законом созданы два самостоятельных субъекта — государственный исполнитель и частный исполнитель, и каждый из них имеет собственное поле деятельности, организацию работы и подведомственность. Но вот должник… Он может оказаться общим, и тогда по исполнительным документам в отношении него будут одновременно работать государственный и частный исполнитель, что неизбежно приведет к возникновению конфликта.

 

Два на одного

Любое исполнительное производство допускает наличие в отношении должника нескольких исполнительных документов. Например, по одному решению суда суд может выдать несколько исполнительных документов о взыскании основной суммы долга и судебного сбора. В более сложной ситуации в одном решении суда могут быть указаны несколько взыскателей, как правило, солидарных.

С другой стороны, нередки ситуации, когда в отношении должника имеется ряд решений, по которым осуществляется взыскание с него в пользу нескольких взыскателей. Поскольку такие случаи множественности долгов периодически возникали в юридической практике, теория права и действующее законодательство в достаточной мере урегулировали данные вопросы и отработали их на практике. Речь идет о привычном механизме распределения взысканных сумм между несколькими взыскателями в зависимости от значимости суммы, предварительной обеспеченности взыскания и временных преимуществ взыскателей. Вот только все это касалось случаев, когда взыскание производилось одним исполнителем, тем более что предыдущее законодательство предусматривало ограниченные возможности выбора места проведения исполнительных действий — фактически исполнительные действия совершались по месту нахождения должника. Да и случаи нахождения должника и его имущества в разных юрисдикциях были достаточно редки, а практически все решения исполнялись на районном уровне.

Позже стало возможным осуществление взыскания в отношении должника одновременно в нескольких территориальных юрисдикциях по выбору взыскателя: как по месту нахождения должника, так и по месту его работы, проживания, наличия отдельного имущества. И здесь мы впервые столкнулись с конфликтом проведения действий несколькими исполнителями. Например, в отношении одного должника одновременно работали государственные исполнители по месту нахождения должника и по месту нахождения его имущества.

Тогда ситуацию разрешили на ведомственном уровне. Минюст, который был наделен полномочиями по нормативному обеспечению деятельности госисполнителей, внес изменения в Инструкцию о проведении исполнительных действий (действовала до 2012 года): появились положения о необходимости объединения таких исполнительных производств в одно сводное. Однако детально эта процедура не была прописана. На какой стадии проводить такое объединение, каким образом это должно происходить — вопросы, которые так и остались без ответа.

Со временем к ним прибавились проблемы разграничения подведомственности между органами государственной исполнительной службы. Там, где размер взыскания превышал определенную сумму, исполнением решений занимались специально созданные отделы принудительного исполнения решений. В данном случае нормы Инструкции, а также некоторых других нормативных актов Минюста также указывали на необходимость объединения таких исполнительных производств в сводное и продолжение их ведения в рамках одного органа.

Впрочем, механизм объединения оставался достаточно туманным в части дальнейшего предъявления взыскателями новых исполнительных документов. Ведь по сути взыскатель имел право сам выбирать орган исполнения, который обязан принять исполнительный документ и совершать по нему дальнейшие действия. А если, к примеру, сводное исполнительное производство находилось в отделе принудительного исполнения решений, а сумма взыскания по конкретному исполнительному документу не превышала установленного размера, позволяющего принять такой исполнительный документ данному отделу, то взыскатель мог предъявить исполнительный документ только в районный отдел ГИС. И только в дальнейшем стала возможной передача данного исполнительного документа из районного отдела в отдел принудительного исполнения решений.

И, как показала практика, далеко не всегда удавалось обеспечить объединение исполнительных производств в сводное, поэтому наблюдались попытки одновременного проведения исполнительных действий несколькими органами исполнительной службы.

В Инструкции по организации принудительного исполнения решений 2012 года данную норму уже конкретизировали. В частности, была установлена обязанность проверки наличия открытых исполнительных производств по одному должнику с помощью Единого государственного реестра исполнительных производств. Однако и это не помогло полностью решить проблему одновременного проведения исполнительных действий в отношении одного должника несколькими органами государственной исполнительной службы.

 

Невнятное сводное

Закон «Об исполнительном производстве» в редакции, действовавшей до октября 2016 года, предусматривал необходимость объединения в сводное производство тех решений, где речь шла о взыскании средств, и устанавливал порядок проведения исполнительных действий в сводном исполнительном производстве: арест налагается с учетом всех исполнительных документов, то есть взыскание по всем исполнительным документам должно происходить одновременно.

В статье 30 Закона, обновленного с октября 2016 года, говорится, что исполнение нескольких решений о взыскании денег с одного должника осуществляется частным исполнителем в рамках сводного исполнительного производства. При этом исполнение нескольких решений о взыскании денег с одного должника осуществляется государственным исполнителем, который открыл первое исполнительное производство в отношении такого должника, в рамках сводного исполнительного производства.

Сразу отметим, что действующий Закон требует наличия нескольких решений. Согласно статье 1 Закона, под решением понимается судебное решение или решение других органов. А исполнительные документы определяются как выданные на основании решений (статья 3). Если на исполнении находятся несколько исполнительных документов в отношении одного должника, выданных по одному решению суда, то на данный случай никак не распространяется статья 30 Закона.

Второе, на что необходимо обратить внимание: определение сводного исполнительного производства на нормативном уровне отсутствует. Возможно, законодатель оперирует общепринятым понятием, которое одинаково трактуется всеми субъектами правоприменения?

Под сводным на практике понимается производство в отношении одного должника по нескольким исполнительным документам. И разночтения могут возникать лишь в отношении того, входят ли в такое производство, помимо исполнительных документов о взыскании, иные документы.

А вот статья 25 Закона определяет, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение решения, или в случае исполнения сводного исполнительного производства в органах государственной исполнительной службы могут образовываться исполнительные группы в порядке, определенном Минюстом.

Данная норма обращает на себя внимание расшифровкой обстоятельств, усложняющих исполнение решения. К ним отнесены и случаи, когда исполнительные производства о взыскании средств с одного должника открыты в нескольких органах государственной исполнительной службы. Но ведь под этим случаем мы как раз и понимаем сводное исполнительное производство, которое упоминается далее по тексту нормы! Если сводное исполнительное производство — это не то, в котором происходит взыскание средств с одного должника, что тогда имел в виду законодатель под отдельным термином «сводное исполнительное производство» в статье 25 Закона? Наличие запятых, содержательного разделителя и отдельной расшифровки понятий исключает возможность законодательной тавтологии. Выходит, что общепринятое ­понимание термина «сводное исполнительное производство» может включать в себя и другое содержание. Таким образом, конструкция нормы статьи 25 фактически вызывает сложности в применении статьи 30 Закона.

 

Проблемное исполнение

А теперь мы подходим к самому интересному — порядку исполнения нескольких решений в отношении одного должника.

Первая возникающая проблема — это фактическая неприменимость норм закона в ситуации, когда есть несколько исполнительных документов по одному решению суда. В таком случае сводное исполнительное производство не возникает.

Далее в силу закона появляется необходимость фактической передачи производств на исполнение государственному исполнителю, который открыл первое производство в отношении должника. И здесь (вторая проблема) стоит вопрос критерия определения первого государственного исполнителя — это тот, который в принципе открыл исполнительное производство (и неважно, является оно открытым либо завершенным исполнительным производством), или первый исполнитель по текущим исполнительным производствам? И входят ли сюда исполнительные производства, по которым не происходит взыскание денежных средств? В связи с отсутствием единого подхода данная норма неодинаково применяется на практике.

Третья проблема касается непосредственно механизма передачи исполнительных производств. Профильный закон никакого механизма не предлагает, а действующая Инструкция по организации принудительного исполнения решений лишь указывает на то, что решение о передаче исполнительного производства из одного органа государственной исполнительной службы в другой принимается начальником областного управления государственной исполнительной службы либо директором Департамента государственной исполнительной службы. Но кто обязан информировать названных лиц о необходимости передачи производств, в каком порядке, в какой срок принимается решение, в какой срок оно исполняется, что делать, если руководитель отказал в принятии такого решения, — эти вопросы остаются открытыми.

По сути их неурегулированность приводит к тому, что требования многих взыскателей оказываются неудовлетворенными: один орган исполнительной службы, который взыскал с должника сумму, удовлетворяет требования только своих взыскателей без учета тех взыскателей, которые предъявили исполнительные документы к исполнению в другие органы исполнительной службы. А когда исполнительные документы наконец-то объединяются в сводное производство, то распределение взысканных средств оказывается завершенным и новые взыскатели остаются ни с чем.

Следующая возникающая проблема — это возможность одновременного проведения исполнительных действий несколькими исполнителями в отношении одного должника, ведь, согласно требованиям закона, документ принимается к исполнению по адресу, указанному взыскателем. А поскольку у каждого взыскателя свое представление о месте нахождения должника и его имущества, география открытия исполнительных производств может охватить всю Украину. А дальше начинается проверка имущественного состояния должника путем направления соответствующих запросов и информации по базам данных. И пока такая проверка не завершится, говорить, что должник либо его имущество отсутствуют в пределах юрисдикции исполнителя, никак нельзя.

Особый интерес представляют выявление счетов должника — юридического лица и обращение взыскания на эти средства, ведь наличие счета не имеет территориальной юрисдикции. После получения информации о наличии банковских счетов одновременно несколько исполнителей направляют в банк относительно одного должника платежные требования о взыскании денежных сумм с его счетов. Какое платежное требование в данном случае будет иметь приоритет? И самое интересное, что дать правильный ответ на этот вопрос проблематично, поскольку (судя по положениям закона) такая ситуация вообще не должна возникать.

Однако, как мы помним, закон предусматривает возможность объединения исполнительных производств в сводное только в отношении решений, находящихся на исполнении у одного частного исполнителя, либо решений, находящихся на исполнении в органах государственной исполнительной службы.

Таким образом, объединение не происходит в случаях:

— наличия нескольких исполнительных документов, выданных по одному решению;

— наличия нескольких решений одновременно на исполнении у частных исполнителей;

— наличия нескольких решений одновременно на исполнении у частных исполнителей и органов государственной исполнительной службы.

Список проблем можно моделировать до бесконечности. Например, один из часто задаваемых вопросов: при наложении ареста на имущество тремя исполнителями является ли это для них препятствием проведения трех последующих описей, последующих оценок и возможной передачи имущества на реализацию? В случае если такие одновременные действия проводились государственными исполнителями, то, скорее всего, служба внутри своей системы придет к компромиссному решению. Но возможен ли подобный компромисс между частными исполнителями? Кто из них и в каком случае должен уступить? Пока законодатель не дает ответа на данный вопрос.

 

Конфликт или проблема?

А теперь пришло время ответить на главный вопрос: существует ли конфликт интересов в работе государственных и частных исполнителей на самом деле?

Как известно, одним из необходимых признаков конфликта является наличие спора по поводу прав и обязанностей. Но закон четко разграничивает в правах и обязанностях государственного и частного исполнителя. Но если использовать не юридическое, а социальное определение конфликта, то в применении к данной ситуации мы можем говорить лишь о наличии спора на преимущественное право того или иного исполнителя работать с конкретным должником. И в данном случае речь не может идти о наличии конфликта — каждый исполнитель вправе работать с конкретным должником, причем это право имеет определенное юридическое закреп­ление.

Получается, что конфликт в работе государственного и частного исполнителя отсутствует? Но ведь существует законодательная проблема одновременного проведения исполнительных действий в отношении одного должника несколькими исполнителями! Хотя если несколько исполнителей будут проводить одновременно исполнительные действия в отношении одного должника, возможно, повысится эффективность таких действий. И проблема в данном случае будет заключаться в одновременной претензии нескольких исполнителей (а вместе с ними и взыскателей) на результаты этих действий.

Так, может, это суть конфликта? Здесь налицо спор о праве между несколькими субъектами. Однако и в такой ситуации спор не возникнет. Если несколько исполнителей одновременно будут пытаться обратить взыскание на конкретное имущество должника, оно не будет реализовано, а потому и результат, о котором можно спорить, просто не появится.

 

Что делать

Чтобы изложенные критические замечания к Закону Украины «Об исполнительном производстве» были конструктивными, предложим варианты решения очерченных проблем.

Помимо очевидной необходимости определения термина «сводное исполнительное производство», прежде всего стоит урегулировать вопрос порядка передачи исполнительных производств между государственными исполнителями с установленными сроками такой передачи. Что касается обязательности передачи исполнительных производств между частными исполнителями для объединения в сводное производство, то в такой ситуации каждого частного исполнителя выбирает взыскатель.

В данном случае решение возможно в направлении координации действий между исполнителями. Если они одновременно проводят в отношении должника исполнительные действия, то также одновременно могут претендовать и на их результат, то есть, исходя из норм закона, следует распределять взысканные средства с должника между всеми взыскателями, тем более что технических проблем уже нет (функционирует автоматизированная система исполнительного производства, которая объединяет в себе всю информацию относительно каждого исполнительного действия по всем исполнительным производствам). Единственным полезным уточнением здесь может стать определение преимущества в праве получения взысканных средств (при их распределении) в том исполнительном производстве, исполнитель которого фактически осуществил взыскание (например, тот, кто описал, оценил и реализовал имущество), ведь мы не можем исключить ситуации, когда некоторые исполнители вместо активных действий будут просто наблюдать за работой своих коллег.

Что касается исполнителей, которые захотят проводить совместную работу в отношении одного должника, то следует разрешить добровольное объединение деятельности, например, на основании договора и без необходимости его утверждения либо согласования руководством государственной исполнительной службы. Но все предложенное выше предполагает соблюдение длительной законотворческой процедуры. А что делать сейчас?

Представляется, что кардинальным способом решения проблемы может стать инициирование одним из взыскателей процедуры банкротства должника — в таком случае действительно будут учтены интересы всех взыскателей. Однако данный вариант следует рассматривать как исключительный, поскольку процедура банкротства длительная и затратная, а потому в некоторых случаях могут возникнуть сомнения в ее эффективности.

Более мягкий вариант — согласование действий между исполнителями. Безусловно, он подходит только для частных исполнителей при условии позитивной личной коммуникации и решения вопроса о распределении вознаграждения. Также не исключено, что при определенной согласованности взыскатель может выплатить дополнительное вознаграждение. Но это взгляд со стороны исполнителя.

Если же смотреть на ситуацию с позиции взыскателя, то ему следует внимательно следить за ситуацией и, к примеру, своевременно передать исполнительный документ на исполнение тому исполнителю, который уже финализирует взыскание, чтобы успеть на распределение взысканных средств.

 

СОЛОМКО Алексей — советник Spenser & Kauffmann, г. Киев

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Конкурсный выбор

Акцент

Знать веру

Государство и юристы

Найти оклад

Сдать назад

Присяжный уверенный

Государство и юристы

Новости законотворчества

Расширены функции МВД

Телефонный спам могут запретить

Внесен законопроект о кредитах на оккупированной территории

Государство и юристы

Фон поддержки

Неделя права

В стиле ОЭСР

Неделя права

Новости из-за рубежа

Присвоение забытых вещей является воровством

Неделя права

Реакционная политика

Срочный вопрос

Киберзащита

Новости из зала суда

Судебная практика

Спор «Юниверс Медиа Корпорейшн» с «СТБ» по поводу использования фонограмм направлен в первую инстанцию

Суд стал на сторону ВККС в споре, инициированном кандидатом в судьи ВС

Новости юридических фирм

Частная практика

Interlegal сопроводил перерегистрацию судов под украинским флагом

С. Уваров назначен генеральным секретарем Украинской арбитражной ассоциации

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы «Сумитек Украина» в судебном споре

Отрасли практики

Статусные мероприятия

Агрорейдер

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Урожайный ход

Получить оценку

Судебная практика

Неоднозначная практика

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах признания недействительным договора ввиду ограничения полномочий по представительству юридического лица

Судебная практика

Объявление волны

Чья земля?

Судебная практика

Судебные решения

Право на содержание имеет нетрудоспособное лицо, не обеспеченное прожиточным минимумом

Судебная практика

Мир и согласие

Период бремени

Простой паровоз

Тема номера

Сень независимости

С долгом, с расстановкой

Финальное вступление

Со временем пойдет

Частная практика

Спрос и продолжение

Скоростной режим

Інші новини

PRAVO.UA