Служебный романс — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №34 (1026) » Служебный романс

Служебный романс

С принятием нового Закона Украины «О государственной службе» (Закон о госслужбе) изменилась философия кадровой политики в данной сфере, ведь государственных служащих начали избирать в конкурсном порядке, уделяя большое внимание их компетентности. В качественном развитии госслужбы важное место занимает профессиональное обучение, причем не так базовое, как текущее, направленное на адаптацию государственных служащих к изменениям. Но на данный момент украинская система профессионального обучения госслужащих определяет приоритетом длительную подготовку магистров публичного управления, отмечают народные депутаты, предлагая улучшить данную систему. В парламенте зарегистрирован соответствующий законопроект № 7009 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно профессионального обучения государственных служащих».

Законопроектом предлагается в Законе о госслужбе определить, что профессиональное обучение госслужащих проводится путем текущего обучения, по инициативе руководителя госслужбы или самого госслужащего. Также государственные служащие смогут активно участвовать в выборе собственной программы обучения. Национальное агентство по вопросам государственной службы (НАГС) в случае принятия изменений будет наделено правом выбирать исполнителя государственного заказа на обучение госслужащих независимо от его формы собственности, то есть закладываются основы создания конкурентных условий на рынке образовательных услуг: бюджетные средства будут предоставляться только лучшим учебным программам по результатам открытого конкурса. Кроме того, согласно законопроекту, НАГС утрачивает полномочия относительно разработки и согласования профессиональных программ специализации и повышения квалификации госслужащих. Депутаты считают, что наличие такой функции неэффективно и только усиливает бюрократию, поэтому законопроект № 7009 прежде всего направлен на то, чтобы «децентрализовать» систему обучения госслужащих.

«Обучение — это тот инструмент, который может помочь государственному служащему быстрее приспособиться к требованиям современности. Однако существующая система обучения государственных служащих (к слову, сложившаяся еще в прошлом веке) отнюдь не способствует быстрому освоению нового, — отмечает автор законопроекта, народный депутат Алена Шкрум. — Например, чтобы научить Иванова Ивана Ивановича, старшего эксперта районной государственной администрации, это нужно запланировать за год, получить согласование нескольких государственных органов (НАГС, МЭРТ, Минфина и т.д.). И что еще хуже, почему-то существующая система считает, что дядя из МЭРТ или НАГС лучше знает, кого, зачем, когда и где надо учить, а непосредственный руководитель и не догадывается».

На законодательном уровне предложено определить, что не менее 5 % от фонда оплаты труда государственных служащих определенного госоргана будет ежегодно выделяться на профессиональное обучение. Также депутаты хотят освободить госслужащих от обязанности проходить повышение квалификации каждые три года. Вместо этого обучение привязывается к результатам ежегодной оценки служебной деятельности и индивидуальной программе повышения уровня профессиональной компетентности.

Сейчас на Украине действует монополия государства в предоставлении образовательных услуг госорганам и госслужащим, которую депутаты предлагают отменить. «Руководитель государственного органа посредством открытого конкурса сможет выбрать лучшие образовательные услуги, в том числе и в частных вузах, а не ограничиваться только тем узким перечнем поставщиков образовательных услуг, предлагаемых бюрократическим аппаратом (в их числе — Национальная академия государственного управления при Президенте Украины (НАГУ), местные центры повышения квалификации), которые годами учат одному и тому же, настойчиво игнорируя то, что мир меняется, — объясняет г-жа Шкрум. — Предлагается сделать обучение государственных служащих инструментом, помогающим им идти в ногу с изменениями, а не бюрократическим процессом ради самого такого процесса».

Существующий механизм госзаказа услуг по повышению квалификации госслужащих предусматривает размещение госзаказа только среди государственных учреждений, лицензирование и аккредитацию образовательной деятельности. В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что подготовка одного магистра в НАГУ государственному бюджету обходится в значительную сумму (согласно отчету Счетной палаты Украины), и это при статистике, что из общего количества выпускников НАГУ 2011 — 2015 годов только 20 % работают на государственной службе. Также депутаты считают, что на Украине не обеспечивается качественный анализ потребностей в профессиональном обучении госслужащих, а соответственно, учебные программы по своему содержанию и форме не актуальны, что существенно снижает мотивацию госслужащих к обучению и повышению компетентности.

НАГУ не привлекалась к разработке предложений, содержащихся в законопроекте № 7009, рассказали временно исполняющий обязанности президента НАГУ Анатолий Савков и начальник отдела обеспечения качества образовательного процесса Владимир Сороко. Предлагаемые изменения в действующий Закон о госслужбе имеют ряд системных недостатков, считают в НАГУ. «Содержание законопроекта направлено на существенное изменение системы государственной службы и фактически ликвидирует ведущую роль центральных институтов, влияющих на ее развитие», — отмечают г-н Савков и г-н Сороко, добавляя, что такая децентрализация госслужбы более присуща федеральной модели государственного устройства, чем унитарной. «Уничтожается вся система подготовки, переподготовки, специализации и повышения квалификации государственных служащих, ликвидируется отрасль знаний и соответственно отрасль науки. Таким образом, внесенные предложения не только влияют на отдельную процедуру прохождения государственной службы, но и имеют последствия, которые повлияют на целостность государственной политики», — критически настроены в НАГУ.

Руководство НАГУ отмечает, что авторы законопроекта «сознательно или бессознательно, но гарантированно закладывают дополнительный фактор риска для разбалансировки государственного управления в стране» и прикрываются условной неэффективностью субъектов системы профессионального обучения государственных служащих. Также г-н Савков и г-н Сороко обращают внимание, что квотная форма подготовки по должностям в системе госслужбы прекратила свое существование более десятка лет назад и, несмотря на предложения НАГУ, не возобновлена. «Очевидна четкая ориентация на дискредитацию как системы государственной службы, так и основ профессионального повышения компетентности государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления», — отмечают в НАГУ.

«Сегодня государственные служащие отвечают за все более сложный комплекс задач и проектов. Но в то же время сформированный бюрократический механизм значительно ограничивает гибкость и адаптивность государственной службы к изменениям, и, как следствие, все с приставкой «государственное» проигрывает в качестве, компетентности и скорости», — сокрушается Алена Шкрум. Действительно, в разные времена и в разных странах отношение к госслужащим было, мягко говоря, скептическое. «Чиновники — народ образованный, но односторонний, по своей специальности каждый из одного слова может вывести целый ряд мыслей, но ему можно часами объяснять то, что касается другого отдела, и он будет только вежливо кивать головой, но не поймет ни слова», — писал Франц Кафка. Видимо, именно на изменение такого мнения, сложившегося о государственных служащих и на Украине, направлен законопроект № 7009, ведь чем эффективнее станет профессиональное обучение и повышение компетентности госслужащих, тем качественнее будет управление государством и предоставление административных услуг гражданам.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Bit в тренде

VOX POPULI

Самое важное

Сетевая этика

Акцент

Открытое горе

Государство и юристы

Поправка на вето

Государство и юристы

Новости законотворчества

Изменяется порядок прохождения службы в Госпогранслужбе

Форма заявления на наем иностранцев будет изменена

НБУ выдвигает новые требования к аудиторам банков

Государство и юристы

Служебный романс

Окно и то же

Характерные признаки

Вынести сбор из избы

Документы и аналитика

Залог успеха

Зарубежная практика

Бремя — деньги

Новости из зала суда

Судебная практика

Суд не запретил использовать герб области для обозначения алкогольной продукции

Суд стал на сторону импортера косметики в споре с таможенным органом

Новости из-за рубежа

Тема номера

В Великобритании оштрафовали PwC на 6,6 млн долл. США

Новости юридических фирм

Частная практика

Первая украинская юридическая компания зарегистрирована в Европейском реестре лоббистских компаний

ЮФ Aequo консультирует ЕБРР в связи с предоставлением гривневого финансирования ООО «ОТП Лизинг»

Советник Asters Ярослав Петров стал соавтором первого украиноязычного пособия по разработке и сопровождению проектов ветровой энергетики

Interlegal предоставил сопровождение сделки по купле-продажи партии сельхозтехники «под ключ»

DLA Piper консультирует в отношении трансакции по приобретению Plarium

Sayenko Kharenko — юрсоветник ПАО «Райффайзен Банк Аваль» в связи с запуском ЕБРР программы кредитования в гривне

CMS выступила юридическим советником в сделке по финансированию проекта строительства нового зернового терминала в порту Южный

Отрасли практики

Закон запроса и предложения

Быть обонятельным

Бес восстановления

Лишение проблем

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Подписанному верить

Зачетная работа

Дать команду

Правосудная реакция

Судебная практика

Судебные решения

Об аспектах увольнения работника в связи с сокращением штата

Судебная практика

Доказательная фаза

Обанкротить соучредителя

Судебная практика

Судебные решения

Работа в аппарате суда не включается в стаж судьи, дающий право на отставку

Судебная практика

Опеняющий успех

Субъективная объективность

Верховенство права

Тема номера

Администрация резидента

Правила правосписания

Счет подбери

Інші новини

PRAVO.UA