Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 19 октября 2017 года, 12:19

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Государство и юристы

№ 31 (1023) Договорное правоот 08/08/17 (Государство и юристы)

Лад кромешный

Деятельность КСУ теперь настроена на абсолютно новый нормотворческий лад: какие изменения таит в себе новая редакция специального закона?

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»
Глава государства оценил старания парламентариев по усовершенствованию предложенных судебными реформаторами новых правил работы КСУ

Выдержав двухнедельную паузу, Президент Украины Петр Порошенко официализировал принятый парламентом новый Закон Украины «О Конституционном Суде Украины» (Закон): 31 июля с.г. он поставил свою подпись под этим документом, 2 августа Закон был опубликован в газете «Голос Украины», а 3-го — вступил в силу. Тем самым законодатели выполнили последнюю из трех приоритетных задач по имплементации конституционных новаций в части правосудия — направили работу Конституционного Суда Украины (КСУ) в новое нормотворческое русло. Такого шага ожидали давно, поскольку еще в конце сентября прошлого года в связи с конституционными изменениями положения Основного Закона, регулирующие деятельность КСУ, были концептуально переосмыслены, правда, сопутствующая коррекция специального закона произошла только десять месяцев спустя. Принятие этого Закона стало результатом некоего «джентльменского соглашения», достигнутого парламентариями и судебными реформаторами. «Прототипом» принятого во втором чтении законопроекта № 6427-д стал проект № 5336-1 (ранее забракованная народными депутатами нормотворческая версия судебных реформаторов), который в результате был модифицирован членами Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики и правосудия с учетом отдельных политических предпочтений. При этом законодателям пришлось «закрыть глаза» на процедурное препятствие — предписания части 2 статьи 107 Закона Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины», которые гласят, что отклоненный парламентом законопроект или законопроект, повторяющий его по сути, не может быть внесен на текущей и следующей за ней внеочередной сессиях парламента соответствующего созыва. ­

 

Разделение труда

Анализ законодательных новаций мы начнем с наиболее масштабных пертурбаций, которые должны произойти в структуре КСУ. Суд будет состоять из трех структурных единиц: Большой палаты, Сената (их будет два) и коллегии судей (их должно быть шесть), которые в пределах своих полномочий действуют как Конституционный Суд.

В состав Большой палаты войдут все судьи КСУ. Она будет выполнять целый ряд функций: как рассматривать классические для КСУ вопросы (скажем, относительно соответствия законов и других актов парламента, правительства, главы государства, Верховного Совета Автономной Республики Крым Конституции Украины, соответствия законопроекта о внесении конституционных изменений требованиям статей 157 и 158 Основного Закона; предоставлять официальное толкование Конституции Украины и т.д.), так и реализовывать новые конституционные полномочия. Среди прочего весь состав Суда будет определять конституционность вопросов, предлагаемых для вынесения на всеукраинский референдум по народной инициативе (по обращению Президента Украины или не менее 45 народных депутатов предоставлять выводы о соответствии Конституции Украины указанных вопросов), а также проводить «конституционную ревизию» законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам в случае отказа Сената от рассмотрения дела в пользу Большой палаты. Помимо этого к полномочиям Большой палаты также относится решение процедурных вопросов, возникающих в ходе конституционного производства.

Сенат будет действовать в составе девяти судей КСУ. При этом в Законе оговаривается, что если количество «конституционных» судей меньше 18, Сенат является полномочным при участии в нем не менее шести судей КСУ. Состав сенатов формируется на специальном пленарном заседании Суда путем жеребьевки. Относительно председателя Суда и его заместителя (они же председательствуют на заседании соответствующего Сената) жеребьевка не проводится. Сенаты будут рассматривать вопросы о соответствии Конституции Украины законов Украины (их отдельных положений) по конституционным жалобам, а также другие вопросы, определенные Законом.

Третья организационная форма деятельности КСУ — коллегия — действует в составе трех судей. Суд на специальном пленарном заседании путем жеребьевки образует в пределах сенатов коллегии в порядке, установленном Регламентом КСУ. Один и тот же судья не может входить на постоянной основе в состав нескольких коллегий. Если коллегия неполномочная по составу, временно привлекается судья из другой коллегии в регламентированном порядке.

К полномочиям коллегии относится решение вопросов об открытии конституционного производства по делу по всем трем формам обращения в КСУ: конституционным представлениям, обращениям, жалобам. Так, например, если коллегия приняла решение об открытии производства по конституционной жалобе, секретарь коллегии вносит предложение председателю соответствующего Сената созвать заседание для рассмотрения вопросов, связанных с конституционным производством. Если же было принято решение об отказе в открытии производства по делу по конституционной жалобе, причем не единогласно, секретарь коллегии передает конституционную жалобу на рассмотрение Сената для решения вопроса об открытии конституционного производства по делу. Когда в этом вопросе коллегия демонстрирует единодушие, решение об отказе в открытии производства по делу по конституционной жалобе является окончательным.

Законом (статьей 39) также регламентируется порядок проведения заседаний суда, связанных с организационной деятельностью. Так, для решения организационных вопросов созываются специальные пленарные заседания Суда или заседания Суда. На последних решаются организационные, финансовые, кадровые и другие вопросы внутренней деятельности суда, не связанные с конституционным производством. Заседание КСУ является полномочным, если на нем присутствуют не менее десяти судей, при этом для специальных пленарных заседаний порог кворума выше — присутствие не менее 12 судей КСУ. Кроме того, исключительно на специальных пленарных заседаниях Суда осуществляется избрание руководства КСУ, принятие новоназначенными судьями присяги, принятие решения о предоставлении согласия на задержание или содержание под стражей или арестом «конституционного» судьи, вынесение предупреждения судье о необходимости устранения обстоятельств, свидетельствующих о нарушении им требований относительно несовместительства, принятие Регламента, утверждение персонального состава сенатов, создание коллегий, утверждение их персональных составов, принятие решения об увольнении судьи с должности в соответствии со статьей 21 Закона.

Указанной нормой установлен алгоритм увольнения судьи КСУ. Следует напомнить, что после наступления новой конституционной реальности этот кадровый вопрос уже не решают субъекты формирования Суда — с 30 сентября 2016 года это сфера компетенции судейского коллектива КСУ: решение об увольнении принимается не менее чем двумя третями от его конституционного состава. Так, в статье 31 Закона предусмотрены четыре основания для увольнения «конституционного» судьи. Первое — неспособность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья, что подтверждается медицинским заключением, которое предоставляет медицинская комиссия, созданная центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование и реализующим государственную политику в сфере здравоохранения. Второе — нарушение требований относительно несовместительства, определенных в частях 3 и 4 статьи 11 Закона. Этот вопрос рассматривается на специальном пленарном заседании при наличии заключения постоянной комиссии по вопросам регламента и этики Суда. В случае подтверждения наличия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судьей требований относительно несовместительства, его предупреждают о необходимости устранения таких обстоятельств в течение срока, установленного Судом. Если судья этого не сделал, Суд принимает решение о его увольнении. Третье основание для увольнения — это совершение судьей существенного дисциплинарного проступка, грубое или систематическое пренебрежение своими обязанностями, что несовместимо со статусом судьи Конституционного Суда или выявило его несоответствие занимаемой должности. Как и в предыдущем случае, этот вопрос Суд рассматривает на специальном пленарном заседании при наличии заключения постоянной комиссии по вопросам регламента и этики Суда. Четвертое основание — подача судьей заявления об отставке или об увольнении с должности по собственному желанию. Законом конкретизируется, что «конституционный» судья может подать заявление об отставке при наличии стажа на должности судьи КСУ минимум четыре года, а заявление об отставке по состоянию здоровья — безотносительно к стажу на должности, как и заявление об увольнении с должности по собственному желанию — безотносительно к мотивам.

 

Особенности производства

Порядку функционирования нового для Украины института конституционной жалобы в Законе уделено особое внимание. В статье 55 дается определение понятию «конституционная жалоба»: ею является поданное в КСУ письменное ходатайство о проверке на соответствие Конституции Украины (конституционности) Закона Украины (его отдельных положений), который применен в окончательном судебном решении по делу субъекта права на конституционную жалобу (к таким субъектам не относятся юридические лица публичного права). Также выдвигаются требования к информации, содержащейся в конституционной жалобе.

В главе 11 Закона прописываются особенности производства по таким делам, в частности условия приемлемости конституционной жалобы. Первым обязательным условием является исчерпание всех внутренних средств правовой защиты (наличие принятого в порядке апелляционного пересмотра судебного решения, вступившего в законную силу, а в случае предусмотренной законом возможности кассационного обжалования — судебного решения, вынесенного в порядке кассационного пересмотра), второе условие предусматривает, что со дня вступления в законную силу окончательного судебного решения, в котором применен закон Украины (его отдельные положения), прошло не более трех месяцев. При этом оговаривается, что в виде исключения конституционная жалоба может быть принята за пределами упомянутых требований, если Суд признает ее рассмотрение необходимым в связи с общественным интересом. Если субъект права на конституционную жалобу пропустил срок подачи из-за отсутствия у него полного текста судебного решения, он имеет право высказать в конституционной жалобе ходатайство о восстановлении пропущенного срока.

Как установлено Законом, Суд отказывает в открытии конституционного производства, признав конституционную жалобу неприемлемой, если содержание и требования конституционной жалобы являются «явно необоснованными или имеет место злоупотребление правом на подачу жалобы».

Для рассмотрения конституционных жалоб для КСУ вводится новый специальный инструмент — обеспечительный приказ, который для конституционной юрисдикции является ноу-хау. В соответствии со статьей 78 Закона при рассмотрении конституционной жалобы Большая палата в исключительных случаях по собственной инициативе может принять меры по обеспечению конституционной жалобы, выдав обеспечительный приказ, который является исполнительным документом. Основанием для обеспечения конституционной жалобы служит необходимость предотвращения необратимых последствий, которые могут наступить в связи с исполнением окончательного судебного решения. Способом обеспечения конституционной жалобы является установление временного запрета на совершение определенного действия. Обеспечительный приказ теряет силу со дня принятия решения или вынесения определения о прекращении конституционного производства по делу.

Другая новая опция для КСУ в этой части — институт специального советника: в соответствии с пунктом 3 переходных положений Закона он вводится временно, на срок до 1 января 2020 года, с целью предоставления экспертной помощи в конституционных производствах по конституционной жалобе. Для осуществления функций специального советника Суд по своему решению может пригласить судью в отставке иностранного органа конституционной юрисдикции или представителя международной правительственной организации, занимающейся вопросами конституционного права. При этом существует оговорка: не может быть приглашен для осуществления этих функций гражданин государства, которое украинский парламент признал агрессором. Специальный советник может до начала рассмотрения дела Сенатом или Большой палатой предоставить свое письменное обоснованное юридическое заключение (amicus curiae) по нему. Обеспечение деятельности специального советника, как уточняется, осуществляется за счет международной технической помощи или международных организаций.

Что касается конституционных жалоб, поступивших за последние десять месяцев на рассмотрение КСУ (по состоянию на 1 августа их количество составило 118), то в заключительных положениях Закона к ним устанавливаются «переходные» требования. Предусматривается, что конституционная жалоба может быть подана, если окончательное судебное решение по делу лица вступило в законную силу не ранее 30 сентября 2016 года, то есть не ранее вступления в силу конституционных изменений в части правосудия. Конституционная жалоба, поданная до вступления в силу этого Закона, относительно дела, окончательное судебное решение по которому вступило в законную силу до 30 сентября прошлого года, возвращается Секретариатом КСУ субъекту права на конституционную жалобу без рассмотрения в десятидневный срок со дня вступления в силу данного Закона.

К конституционной жалобе, поданной до вступления в силу Закона, относительно дела, окончательное судебное решение по которому вступило в законную силу в период с 30 сентября 2016 года до вступления в силу Закона, трехмесячный срок, предусмотренный пунктом 2 части 1 статьи 77 настоящего Закона, не применяется (речь идет о втором правиле приемлемости конституционной жалобы, о котором мы упоминали выше). Такие конституционные жалобы могут быть поданы в трехмесячный срок со дня вступления в силу Закона.

Если конституционная жалоба, поданная до вступления в силу Закона, не соответствует его требованиям, Секретариат КСУ сообщает субъекту права на ее подачу о возможности приведения такой жалобы в соответствие с требованиями настоящего Закона в течение трех месяцев со дня его вступления в силу. Не приведенная в соответствие с требованиями нового Закона конституционная жалоба возвращается Секретариатом Суда субъекту без рассмотрения в десятидневный срок после окончания указанного срока.

 

Конкурсная основа

В последнем блоке материала, посвященного новой редакции закона о КСУ, мы хотели бы рассказать о порядке формирования КСУ на конкурсной основе, который детализирует и во многом дополняет конституционные новации в этой части. Но начнем с новых требований, которые выдвигаются к «конституционному» судье. Так, судьей КСУ может быть гражданин Украины, которые владеет государственным языком, в день назначения достиг 40 лет, имеет высшее юридическое образование и стаж профессиональной деятельности в сфере права не менее 15 лет, обладает высокими моральными качествами и является юристом с признанным уровнем компетенции. При этом судья КСУ должен соответствовать критерию политической нейтральности: он не может принадлежать к политическим партиям или профессиональным союзам, публично проявлять привязанность к ним, участвовать в любой политической деятельности. В связи с этим для судей КСУ установлен целый перечень табу, в частности, на эту должность не может быть назначено лицо, которое на день назначения является членом или занимает должность в политической партии, другой организации, имеющей политические цели или участвующей в политической деятельности; является избранным на выборную должность в органе государственной власти или органе местного самоуправления, имеет представительский мандат; участвует в организации или финансировании политической агитации или иной политической деятельности. Кроме того, для «конституционных» судей предусмотрены другие ограничения, в том числе относительно несовместительства.

Раскрывая предписания Конституции Украины относительно конкурсной основы отбора кандидатур на должность судьи КСУ в рамках специального закона, законодатели отказались от ранее предложенной судебными реформаторами концепции «трех конкурсных комиссий, создаваемых каждым из субъектов формирования КСУ отдельно». В Законе предусмотрена несколько иная нормотворческая конфигурация. Отбор кандидатур на должность судьи КСУ на конкурсной основе в отношении лиц, которых назначает Президент Украины, осуществляет конкурсная комиссия, которую создает глава государства. Подготовку вопроса о рассмотрении на конкурсной основе кандидатур на должность «конституционных» судей в парламенте осуществляет комитет, к предмету ведения которого относятся вопросы правового статуса КСУ (речь идет о Комитете Верховного Совета по вопросам правовой политики и правосудия), в порядке, определенном Регламентом парламента, с учетом положений специального закона. А в случае с третьим субъектом формирования Суда — съездом судей Украины — все подготовительные заботы лягут на плечи Совета судей Украины. Поскольку последний нормотворческий сценарий мы уже детально анализировали в предыдущем номере «ЮП» (№ 29 (1020) от 25 июля 2017 года, статья «Топ-сигнал»), остановимся на новых правилах формирования КСУ двумя другими субъектами — парламентом и главой государства.

Итак, объявление о начале конкурса для отбора кандидатур на должность судьи КСУ публикуется на официальных сайтах Президента Украины и Верховного Совета не позднее чем за три месяца до дня истечения срока полномочий или достижения предельного возраста (70 лет) пребывания в должности судьи или не позднее одного месяца со дня возникновения вакансии на должность «конституционного» судьи. При формировании конкурсной комиссии главе государства предоставляется полный карт-бланш: Законом не установлены ни численность этого органа, ни четкие требования к его членам. Прописывается лишь, что состав конкурсной комиссии, созданной Президентом Украины, формируется из числа юристов с признанным уровнем компетентности, которые не принимают участия в конкурсном отборе на должность судьи КСУ.

В течение одного месяца со дня объявления о начале конкурса (в пределах общего срока проведения конкурса, который составляет два месяца) конкурсная комиссия и профильный комитет будут принимать заявления от лиц, претендующих на должность судьи КСУ. После окончания срока приема заявлений они должны установить, соответствуют ли претенденты требованиям Конституции Украины и нового специального закона. Если кандидат соответствует указанным требованиям, публикуются его автобиография и мотивационное письмо, а также проводится специальная проверка в порядке, предусмотренном Законом Украины «О предотвращении коррупции». По результатам изучения документов и сведений, предоставленных кандидатами, а также собеседования с ними конкурсная комиссия и профильный комитет должны принять рекомендацию относительно каждой кандидатуры. Затем конкурсная комиссия составит список лиц, рекомендованных на должность судьи КСУ (он должен содержать количество кандидатур, минимум втрое превышающее количество вакансий), на основании которого глава государства и примет соответствующее кадровое решение. Примечательно, что в случае с профильным парламентским подразделением нижняя планка для количества претендентов на должность «конституционных» судей не установлена. Очевидно, это связано с особенностями процедуры назначения судей КСУ по парламентской квоте, которые детализируются в новой статье 2084 Закона Украины «О Регламенте Верховного Совета Украины». Указанной новеллой, в частности, предусмотрено, что депутатская фракция (депутатская группа) может предложить по одному кандидату на каждую вакантную должность судьи КСУ. Вместе с тем право представления предложения относительно кандидата может реализовать также группа внефракционных народных депутатов в количестве, не меньшем количественного состава наименьшей депутатской группы.

Увидеть новые инструменты конкурсного отбора «конституционных» судей в работе можно будет уже в обозримом будущем. Как известно, сейчас в КСУ пять незаполненных судейских вакансий: одна — у съезда судей и по две — у парламента и главы государства. Пусковым механизмом в этом случае станет вступление в силу нового Закона: в соответствии с абзацем 2 пункта 6 его заключительных положений глава государства, парламент и Совет судей Украины в течение трех месяцев со дня вступления в силу Закона должны объявить о начале конкурса на своих официальных веб-сайтах.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 31 (1023) от 08/08/17 Текущий номер

Договорное право

№ 31 (1023)
Государство и юристы

Отбиться от стада

Документы и аналитика

Патентные роли

Отрасли практики

Засвидетельствовать акт

Тема номера:

Инициатива показуема

Как необходимо поступить с судьями, в отношении которых Евросуд подтвердил незаконность их увольнения в 2010 —2013 годах?

Восстановить в должностях, независимо от хода реформы

Добавить баллов при оценивании, если они пожелают участвовать в конкурсе на должности судей в новых судах

Выплатить денежные компенсации и/или предложить уйти в отставку независимо от стажа, без права занимать должности судей

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях

fbyoutube

Заказ юридической литературы

Скачать прайс издательства

ПОДПИСКА