Акцизный спор — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №27 (1019) » Акцизный спор

Акцизный спор

На рынке алкогольной и табачной продукции готовятся к серьезным изменениям — введению электронной акцизной марки на алкоголь и табак. Правительством подготовлены и уже внесены в парламент соответствующие законодательные изменения. Ожидается, что новая система улучшит контроль за оборотом подакцизных товаров, упростит ведение бизнеса, минимизирует влияние человеческого фактора на администрирование акцизного налога, а также обеспечит уменьшение объемов незаконного оборота алкоголя и сигарет. Кроме того, в парламенте зарегистрирован и депутатский законопроект, который концептуально отличается от правительственного. Однако представители бизнеса скептически относятся к таким инициативам и сомневаются в эффективности электронной акцизной марки.

Контроль по-новому

Законопроект о внесении изменений относительно контроля за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий был разработан в правительстве с целью выполнения соответствующей концепции, утвержденной летом прошлого года. Запланировано введение автоматизированной системы контроля «Электронная акцизная марка» (АСК), в которой будет отслеживаться движение подакцизных товаров: от производителя и импортера до момента реализации в розничной торговле. АСК предназначена для осуществления контроля за движением алкогольных напитков и табачных изделий, которые маркируются марками акцизного налога, и для учета объемов такой продукции, количества марок акцизного налога и т.д. Инициатива зарегистрирована в парламенте в виде двух законопроектов: о внесении изменений в некоторые законодательные акты и отдельно — в Налоговый кодекс Украины.

Предполагается, что марки акцизного налога, наносимые на упаковки алкогольных напитков и табачных изделий, будут иметь специальный графический код, позволяющий в онлайн-режиме проверить подлинность таких марок. Если же информация об акцизных марках не внесена в АСК, то алкогольные напитки и табачные изделия считаются немаркированными — соответственно, за нарушения будет наступать ответственность. Порядок функционирования АСК, образцы марок и порядок их изготовления, продажи и маркировки разработает и утвердит Кабинет Министров Украины.

Стоит обратить внимание на то, что маркировке не будет подлежать пиво. Вопрос необходимости введения акцизных марок на пиво обсуждался уже не раз, но пивовары активно протестовали, аргументируя тем, что это не поможет в борьбе с фальсификатом, которого на Украине якобы и так мало, к тому же акцизная марка увеличивает стоимость продукта, и лишь несколько стран в мире применяют практику использования акцизных марок для пива.

Первый этап введения АСК предусматривает создание единого универсального документа — акцизной накладной путем объединения отдельных первичных документов, подтверждающих в настоящее время движение подакцизных товаров. Такие электронные накладные позволят контролировать и произведенную, и отгруженную, и перемещаемую продукцию. Кроме того, в правительстве обещают отменить обременительные отчеты по производству и обороту спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, доработать правила относительно регистраторов расчетных операций.

При переходе на новые правила планируется предоставить 90 календарных дней для тестирования АСК, соответственно, в данный период нормы об ответственности за нарушение сроков регистрации акцизных накладных и расчетов корректировки в Едином реестре акцизных накладных не будут применяться. При этом субъектам хозяйствования необходимо провести разовую инвентаризацию остатков продукции и марок акцизного налога и предоставить в Государственную фискальную службу акт инвентаризации.

Депутатский взгляд

Свой законопроект подали также народные депутаты из фракции «Народный фронт», предложив альтернативный вариант: введение не одной, а двух отдельных автоматизированных систем контроля, таких как «Электронная акцизная марка для алкогольных напитков» и «Электронная акцизная марка для табачных изделий». При этом указано, что введение такой марки для алкогольных напитков возможно только после введения ее для табачных изделий с учетом опыта стран — членов Европейского Союза.

При этом больше внимания в депутатском законопроекте уделено именно табачным изделиям: решается вопрос неучета стоимости платы за марки акцизного налога в базе акцизного налогообложения табачных изделий, обеспечивается функционирование механизма отслеживания движения и реализации табачных изделий на основе уникального идентификатора (в том числе и для групповой упаковки); усилены требования относительно лицензирования производства, импорта и оптовой торговли табачными изделиями (лицензию можно будет получить только при условии наличия оборудования, которое обеспечивает функционирование АСК); расширены основания для аннулирования лицензий (решение суда об установлении факта торговли субъектом хозяйствования табачными изделиями с фальсифицированными уникальными идентификаторами и т.п.). Кроме того, значительно увеличены штрафы за нарушения в сфере производства, хранения, транспортировки и реализации табачных изделий. Так, за осуществление указанных действий без уникальных идентификаторов или с фальсифицированными уникальными идентификаторами предлагается штрафовать на 200 % стоимости товара, но не менее чем на 20 000 гривен.

Сомнительные перспективы

Учитывая тенденции работы парламента, можно предположить, что больше шансов на принятие и реализацию имеет все же инициатива Кабинета Министров. В правительстве уверяют, что внедрение новаций должно пройти безболезненно для бизнеса, поскольку данные из информационных ресурсов и баз данных контролирующих органов будут вноситься в акцизные накладные в автоматическом режиме, заполнение единого документа не будет обременительным. При этом производители алкоголя и табака не в восторге от перспектив введения электронной акцизной марки, особенно скептически они оценивают главную задекларированную цель — детенизацию продаж подакцизных товаров.

Юрий Рылач, начальник отдела по работе с государственными органами «Бритиш Американ Тобакко Украина», критически относится к правительственной инициативе: «Вопрос внедрения электронной акцизной марки для подакцизных товаров обсуждается государственными органами и бизнес-сообществом уже не один год. Но если представители табачной индустрии всегда говорили о полноценной электронной системе контроля над оборотом табачных изделий, приводя в пример планы ее внедрения в Европейском Союзе, то украинские чиновники продвигали идею так называемой электронной акцизной марки, которая на самом деле не имеет ничего общего с электронным элементом, поскольку в обороте остается все та же бумажная марка, но с более высокой ценой за счет дополнительных защитных элементов. После очередной формальной встречи чиновников Министерства финансов Украины и представителей ведущих производителей и импортеров подакцизных товаров на заседание Кабинета Министров Украины была вынесена совершенно сырая версия законопроекта, при этом даже не была дана надлежащая оценка проекту соответствующими ведомствами, как предусмотрено процедурой согласования документа. У данного законопроекта очень благие цели — борьба с теневым рынком подакцизных товаров и увеличение доходов бюджета. Однако в предложенном виде система, с одной стороны, не будет «видеть» производителей контрафактной продукции (они и так выпускают продукцию без акцизных марок или с поддельными марками), а с другой — не урегулирует проблему контрабанды на Украину и с Украины подакцизных товаров».

Также вызывают сомнения заявления авторов правительственного законопроекта об увеличении доходов бюджета, считает г-н Рылач, а также не решается проблема махинаций с 5-процентным розничным акцизным налогом. «Не решая по сути ни одной проблемы, законопроект, предложенный правительством, существенно усложняет и удорожает ведение легального бизнеса на Украине, добавляя большой объем ручной работы (необходимость заполнения объемной отчетной документации) на предприятия, — отмечает эксперт в противовес обещаниям правительства, — а также, возможно, повышая стоимость самих акцизных марок. При этом никто не гарантирует, что система не выйдет из строя и не остановит рынок подакцизных товаров на всей территории Украины».

Что же говорит нам международный опыт в данной сфере? Тут ближе к реалиям оказался все же депутатский законопроект. По словам Юрия Рылача, в цивилизованном мире принято отделять регулирование табачных изделий от алкоголя и не выдумывать никаких универсальных систем: «Регулирование табачного рынка во многом опирается на нормы Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака. В свою очередь, Директивой 2014/40/ЕС, которая в полной мере учитывает нормы указанной Конвенции, предусматривается введение в Евросоюзе системы отслеживания перемещения табачных изделий по цепочке поставок с мая 2019 года. То есть европейский законодатель, осознавая тонкости работы такой системы и устанавливая такие комплексные правила работы, дает бизнесу достаточно времени для внедрения указанных новшеств. Предложенный же правительством Украины законопроект не согласуется с требованиями Директивы 2014/40/ЕС, которую Украина обязана имплементировать в рамках Соглашения об ассоциации. Сегодня ни один из авторов законопроекта не может ответить на вопрос: сколько эта система будет стоить и кто за нее заплатит? По сути, это очередной «кот в мешке» с сомнительными выгодами и абсолютно непрозрачной системой внедрения».

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Честь механизма

VOX POPULI

Самое важное

Безвизовый зажим

Акцент

Медаль сцепления

В фокусе: адвокатура

О соотношении норм законов

Этичный запрос

Государство и юристы

Пробел возможностей

Акцизный спор

Полезная модель

Документы и аналитика

Имущественное браво

Платим больше?

Обменный трюк

Приказной фон

Как узнать все?

Новости законотворчества

Судебная практика

Принят Закон о коммерческом учете в сфере ЖКХ

В первом чтении одобрен законопроект о КСУ

Законопроект о пенсионной реформе передан в парламент

Дело «Новуса» по иску к АМКУ направлено на новое рассмотрение

Суд отказал в отмене решения о блокировке российских ресурсов

Новости юридических фирм

Частная практика

Integrites запускает German Desk для работы с немецкими компаниями в Среднеазиатском регионе

Sayenko Kharenko представила интересы Волжского абразивного завода и Торгового дома «Александр» в антидемпинговом расследовании

Игорь Свечкарь и Алексей Пустовит признаны лидерами в сфере антимонопольного права согласно Who’s Who Legal Competition 2017

МПЦ EUCON отстоял правомерность позиции международной нефтетрейдинговой компании

М. Лавринович выступил на международной бизнес-конференции в Милане

Interlegal вернул безосновательно зачтенную сумму по форвардному контракту на условиях CIF

Отрасли практики

Так поддержать

Потерпеть положение

С незавидным постоянством

Терпение и труд

Самое важное

Мобильное приложение

Шоковое достояние

Тройная ставка

Судебная практика

Уйти от обратного

ЖЭК-воробей

Судебная практика

Судебные решения

В каких случаях течение исковой давности не прерывается предъявлением иска в суд

Судебная практика

Третейский не лишний

Тема номера

Пункт спора

Торгкомитет

Поставки сделаны

Частная практика

Программный ход

Тренд-менеджеры

Інші новини

PRAVO.UA