«Мысли глобально, действуй локально» — этот известный лозунг можно применить к недавно принятому с учетом президентских правок Закону Украины «Об оценке влияния на окружающую среду» (Закон). В глобальном смысле данный законодательный акт необходим для исполнения международных обязательств нашего государства и улучшения экологической ситуации в целом, но уже очень скоро конкретное влияние новых норм ощутит бизнес на локальном украинском уровне. Закон устанавливает правовые и организационные основы обязательного проведения оценки влияния на окружающую среду (ОВОС), направленной на предупреждение и предотвращение экологического вреда в процессе принятия решений об осуществлении хозяйственной деятельности.
Под влиянием на окружающую среду в Законе понимаются последствия планируемой хоздеятельности для окружающей среды, в том числе последствия для безопасности жизнедеятельности людей и их здоровья, флоры, фауны, климата, ландшафта, исторических памятников, других материальных объектов и т.п. При этом критерии значительного влияния на окружающую среду будет утверждать Кабинет Министров Украины. Процедура ОВОС предусматривает ряд этапов: это подготовка предприятием отчета по оценке; проведение общественного обсуждения; анализ уполномоченным органом информации, предоставленной в отчете, и дополнительной информации; предоставление уполномоченным органом мотивированного заключения по оценке, которое учитывается в решении о проведении планируемой деятельности. Оценка будет проводиться с учетом состояния окружающей среды в месте, где планируется осуществлять хоздеятельность, экологических рисков и прогнозов, перспектив социально-экономического развития региона, в том числе с учетом влияния имеющихся или других запланированных объектов.
В Законе определено, какая именно планируемая деятельность и объекты, которые могут оказывать значительное влияние на окружающую среду, подлежат обязательной оценке. В частности, это нефтеперерабатывающие и газоперерабатывающие заводы, тепловые электростанции, предприятия черной и цветной металлургии, химического производства, строительство аэропортов и автомобильных дорог, сельскохозяйственные предприятия, предприятия добывающей промышленности, пищевой промышленности, строительство жилых кварталов и многое другое, в зависимости от ряда количественных показателей и масштабов такой деятельности. Запрещается начинать осуществление такой деятельности без проведения ОВОС и получения соответствующего решения. Кроме того, некоторые виды планируемой деятельности подлежат также обязательному рассмотрению на предмет наличия оснований для оценки трансграничного влияния на окружающую среду в соответствии с международными обязательствами Украины. Вместе с тем не подлежит оценке планируемая деятельность, направленная исключительно на обеспечение обороны государства, ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, на антитеррористические операции.
Особое место в Законе занимают положения относительно обеспечения гласности в процессе оценки влияния на окружающую среду, то есть своевременного, адекватного и эффективного информирования общественности. Ранее этот вопрос был весьма проблемным, международные органы даже констатировали несоблюдение Украиной требований экологических конвенций в данном контексте.
Законом предусмотрено, что при намерении осуществлять определенный вид хоздеятельности субъект хозяйствования должен проинформировать уполномоченный территориальный орган (государственную администрацию) по месту осуществления такой деятельности. Такое уведомление вносится в Единый реестр по оценке влияния на окружающую среду и официально публикуется. Далее общественность может предоставить замечания и предложения, о которых уполномоченный орган сообщает субъекту хозяйствования, и последний учитывает их при подготовке отчета по оценке. Уполномоченный территориальный орган или же в определенных случаях уполномоченный центральный орган (Министерство экологии и природных ресурсов) выдает заключение по оценке, которое является обязательным для исполнения, учитывается при принятии решения о проведении планируемой деятельности и может служить основанием для отказа в выдаче такого решения. Решение является основанием для начала осуществления хоздеятельности, устанавливает параметры и условия осуществления планируемой деятельности и принимается в форме документа разрешительного характера или иного акта органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, в заключении по оценке может быть указано обязательство предприятия по обеспечению постпроектного мониторинга с целью выявления разногласий и отклонений в прогнозируемых уровнях влияния и эффективности мер по предотвращению загрязнения окружающей среды.
Закон содержит перечень правонарушений в сфере ОВОС, в их числе: предоставление заведомо ложных или неполных сведений о влиянии планируемой деятельности на окружающую среду; нарушение установленной законодательством процедуры проведения оценки; осуществление планируемой деятельности, подлежащей оценке, без осуществления такой оценки и получения решения и т.п. Кроме того, законами Украины может быть установлена ответственность и за другие правонарушения в данной сфере. Виновные лица будут привлекаться к дисциплинарной, административной, гражданской или уголовной ответственности. Установлено, что деятельность субъектов хозяйствования, осуществляемая с нарушением законодательства об ОВОС, может быть временно запрещена (приостановлена) или прекращена (полное прекращение эксплуатации предприятия или отдельных его цехов, участков, единиц оборудования).
Для внедрения новых правил предусмотрен полугодовой переходный период. При этом действие Закона не будет распространяться на субъекты хозяйствования, которые ранее получили решение о проведении планируемой деятельности (за исключением некоторых случаев), а заключения государственной экологической экспертизы, полученные до введения в действие этого Закона, сохраняют силу и имеют статус заключения по оценке.
Таким образом, главная ценность Закона — давно ожидаемое введение на Украине института оценки влияния на окружающую среду по европейскому образцу. «Принятие этого законопроекта позволило нам воплотить прогрессивную, обновленную и проевропейскую модель оценки влияния на окружающую среду и выполнить директивы ЕС, — высказывался во время выступления в парламенте министр экологии и природных ресурсов Украины Остап Семерак. — На Украине должна быть установлена четкая и прозрачная процедура оценки влияния на окружающую среду. Закон открывает путь к экологической ответственности бизнеса, чего не было раньше в реалиях Украины». Предполагается, что в результате внедрения ОВОС повысится уровень экологической безопасности в нашем государстве, более обоснованными станут решения относительно осуществления опасной для экологии деятельности, при этом будут учитываться интересы общественности, обеспечиваться права граждан на безопасную окружающую среду. Но, несмотря на благие цели Закона, высказываются опасения, что внедрение новых правил усложнит жизнь субъектам хозяйствования. Впрочем, и нынешняя государственная экологическая экспертиза имеет множество недостатков, а ОВОС может дать возможность бизнесу честно работать по новым правилам, а также повысит шансы на получение инвестиций.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…