Согласно налоговому законодательству Украины, операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такими перевозками (перемещением), освобождены от налогообложения. Но на специализированную услугу по обеспечению доступа портового оператора к причалам для проведения, скажем, перегрузки транзитного груза указанные положения Налогового кодекса (НК) Украины не распространяются. Именно к такому выводу пришел Верховный Суд Украины (ВСУ) 26 апреля 2017 года при разрешении спора между государственными предприятиями «Администрация морских портов Украины» и «Морской торговый порт «Южный», предметом которого было взыскание суммы НДС за предоставленные услуги по обеспечению доступа к причалам (дело № 3-127гс17).
Так, в феврале 2016 года ГП «Администрация морских портов Украины» обратилось в Государственную фискальную службу (ГФС) Украины за налоговой консультацией по вопросу, являются ли объектом налогообложения НДС услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалам для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с грузом, пребывающим в таможенном режиме транзита. В письме от 6 апреля 2016 года ГФС Украины разъяснила, что осуществление портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами освобождается от налогообложения НДС, поскольку такие услуги связаны с перевозкой (перемещением) грузов транзитом через таможенную территорию Украины. А услуги по обеспечению доступа оператора к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами не связаны непосредственно с перевозкой грузов транзитом через таможенную территорию Украины, вследствие чего операции налогоплательщиков по их поставке освобождению от налогообложения не подлежат и облагаются НДС в установленном порядке по ставке 20 %.
Руководствуясь ответом ГФС Украины, ГП «Администрация морских портов Украины» откорректировало счета (с учетом доначисления НДС), выставленные портовому оператору — ГП «Морской торговый порт «Южный» за период с января по апрель 2016 года согласно заключенному между ними договору об обеспечении доступа к причалам, находящимся в хозяйственном ведении администрации. Но получило отказ ответчика от их оплаты, что в дальнейшем послужило основанием для обращения в суд с соответствующим иском.
Решением Хозяйственного суда Одесской области от 2 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Решение мотивировано тем, что, согласно пунктам 197.8 и 197.9 статьи 197 НК Украины, освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такими перевозками (перемещением). В свою очередь услуга по обеспечению доступа портового оператора к причалам является обязательной и необходимой для осуществления транзитной перевозки грузов через порты. Начисление платы за такие услуги зависит от выполнения портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ.
Кроме того, суд указал, что, согласно статье 52 НК Украины, налоговая консультация не устанавливает соответствующую норму законодательства, а лишь предоставляет разъяснения налогоплательщику относительно конкретной нормы закона, имеет исключительно рекомендационный характер, не обязывает действовать определенным образом и не является обязательной для исполнения налогоплательщиком.
Такой вывод поддержали Одесский апелляционный хозяйственный суд и Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ), оставившие решение местного суда без изменений.
В заявлении, поданном в ВСУ, ГП «Администрация морских портов Украины» сослалось на постановление ВХСУ от 7 декабря 2016 года по делу № 916/1427/16, в котором суд пришел к противоположному выводу в аналогичном споре, что свидетельствует о неодинаковом применении положений статьи 197 НК Украины, статьи 21 Закона Украины «О морских портах Украины», постановления Кабинета Министров Украины № 405 от 3 июня 2013 года, которым утвержден Перечень специализированных услуг, предоставляемых морскому порту субъектами природных монополий, которые подлежат государственному регулированию, в связи с чем просило отменить принятые решения по делу и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Рассмотрев заявление, Судебная палата по хозяйственным делам ВСУ пришла к выводу о наличии оснований для его частичного удовлетворения.
В частности, Верховный Суд Украины обратил внимание, что в соответствии с положениями статьи 7 Закона Украины «О транзите грузов» транзитные услуги (работы) предназначаются для потребления и использования за границами таможенной территории Украины и предоставляются (выполняются) на основании договоров между участниками транзита. Договоры (контракты) о предоставлении (выполнении) транзитных услуг (работ) заключаются как между резидентами и нерезидентами, так и между самими резидентами или нерезидентами, которые свободно выбирают комплекс транзитных услуг (работ), лиц, их предоставляющих (выполняющих), а также средства транзита в зависимости от условий перевозок.
Таким образом, применение пункта 197.8 статьи 197 НК Украины возможно к правоотношениям, касающимся предоставления услуг, связанных с транзитной перевозкой грузов, одной из сторон договора, на основании которого предоставляются такие услуги, должен быть грузовладелец (получатель транзитных услуг). Услуги, предоставляемые сторонними организациями и на основании отдельных договоров предприятию, которое оказывает услуги, связанные с транзитной перевозкой грузов, не освобождаются от обложения НДС на основании указанного положения Налогового кодекса Украины.
Обеспечение доступа портового оператора к причалу, находящемуся в хозяйственном ведении администрации морских портов Украины, является услугой, законодательно самостоятельной и отдельной от осуществления портовым оператором погрузочно-разгрузочных работ транзитного или другого груза на основании отдельного договора, в частности, с грузовладельцем о предоставлении соответствующих услуг, поскольку эти услуги регулируются разными нормативно-правовыми актами и на основании договоров, которые отличаются по своей правовой природе и субъектному составу.
Следовательно, услуги по обеспечению доступа портового оператора к причалу для выполнения погрузочно-разгрузочных работ с транзитными грузами не связаны непосредственно с перевозкой грузов транзитом через таможенную территорию Украины, поэтому операции налогоплательщиков по их поставке освобождению от налогообложения не подлежат и облагаются НДС в общеустановленном порядке.
Своим постановлением ВСУ отменил все ранее принятые решения по делу, направив его на новое рассмотрение в местный хозяйственный суд.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…