Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 февраля 2018 года, 14:20

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Акцент

№ 20 (1011) Авторское правоот 16/05/17 (Акцент)

Даль уважения

Для прокуроров наступит новое этическое будущее, в котором одним из обязательных требований станет уважение к независимости судей

Ольга Кириенко
«Юридическая практика»

Всеукраинская конференция прокуроров, состоявшаяся в конце апреля с.г., не только запустила деятельность двух ключевых органов — Совета прокуроров Украины и Квалификационно-дисциплинарной комиссии прокуроров (КДКП) (о том, как представители прокурорского сообщества заполняли свои квоты в этих институциях, мы рассказывали в предыдущем номере «ЮП» в материале «Обратная старина медали»), но и стала импульсом для наступления новой эры этических правил. На главном прокурорском форуме был принят ряд регламентных документов: в частности, положения о Совете прокуроров Украины и о порядке работы КДКП, а также новый Кодекс профессиональной этики и поведения прокуроров (Кодекс).

Следует отметить, что по сравнению с представителями других юридических профессий (например, судей) прокуроров можно назвать дебютантами в плане культуры профессионального поведения. Впервые Кодекс профессиональной этики и поведения был принят 28 ноября 2012 года в ходе Всеукраинской конференции работников органов прокуратуры, а до этого моральными ориентирами для следователей и прокуроров служили в основном международно-правовые документы, самый «свежий» из которых — Европейские инструкции по вопросам этики и поведения прокуроров (Будапештские принципы), принятые Конференцией генеральных прокуроров стран — членов Совета Европы в 2005 году. Катализатором для создания национальных правил послужило внесение в 2012 году изменений в профильный прокурорский закон, где появилась новая статья, предусматривающая создание соответствующего Кодекса, правила которого работники прокуратуры должны неукоснительно соблюдать в своей служебной деятельности и вне службы. Правда, первая регламентная ласточка не отличалась особой оригинальностью: текст этого свода правил во многом совпадал с общими предписаниями этического поведения, изложенными в Законе Украины «О правилах этического поведения», принятом в 2012 году, а в 2015-м утратившим силу.

 

Знаки отличия

Примечательно, что круг лиц, на которых распространяется действие нового Кодекса, существенно сузился. Если ранее этические правила распространялись на всех работников органов прокуратуры, научно-учебных заведений и других учреждений прокуратуры, имеющих классные чины, а также стажеров на должностях прокуроров прокуратуры или следователей, то сейчас они будут настольной книгой только для прокуроров органов прокуратуры. Вероятно, это связано с изменением названия свода этических правил: ранее документ именовался Кодексом профессиональной этики и поведения работников прокуратуры, а после принятия нового Закона Украины «О Высшем совете правосудия», заключительными и переходными положениями которого в том числе были внесены изменения в Закон Украины «О прокуратуре», стал называться Кодексом профессиональной этики и поведения прокуроров.

Если сравнивать новую версию Кодекса с его предыдущей редакцией, то эволюция прокурорских взглядов на вопросы профессиональной этики очевидна. Так, раздел ІІ этого документа, устанавливающий основные требования к профессиональному поведению прокурора, был расширен за счет включения в него двух новых статей. Первая (статья 17 «Уважение к независимости судей») гласит: прокурор должен уважать независимость судей, что предусматривает запрет публичного высказывания сомнений в правосудности судебных решений за пределами процедуры их обжалования в порядке, предусмотренном процессуальным законом. Следует отметить, что в старой версии Кодекса смысловая нагрузка в этой части была иной: никаких императивных табу на публичные высказывания в ней не было. Для сравнения: в прежней редакции статьи 23 Кодекса, регулирующей взаимоотношения с органами судебной власти, в частности, указывалось, что работник прокуратуры не может неправомерно влиять на осуществление правосудия, в том числе путем общения с представителями судебной власти вне официальной процедуры взаимоотношений в рамках соответствующего производства. Также устанавливалось, что оценка действий судей и законности судебных решений может публично предоставляться работником прокуратуры только в пределах и порядке, которые установлены законодательством.

Помимо этого в разделе ІІ Кодекса появилась другая новая норма — статья 19 «Недопущение проявлений коррупции», в которой прописывается, что прокурор должен строго придерживаться ограничений, предусмотренных антикоррупционным законодательством, не допускать любых проявлений, которые могут создать впечатление коррупционных, в том числе: вступать во внеслужебные отношения с целью использования служебных полномочий или служебного положения; неправомерно вмешиваться или оказывать в случаях или порядке, которые не предусмотрены законодательством, влияние на служебную деятельность другого прокурора, служебных, должностных лиц органов государственной власти, органов местного самоуправления или судей. Вместе с тем предписывается, что прокурор, которому стала известна информация о нарушении указанных требований другим работником прокуратуры, обязан немедленно проинформировать об этом соответствующего руководителя органа прокуратуры.

А вот требования к внешнему виду прокурора практически не изменились. Прокурор при исполнении служебных обязанностей должен придерживаться делового стиля одежды, который отличается официальностью, сдержанностью и аккуратностью.

 

Дисциплинарная миссия

Оценка соблюдения норм профессиональной этики и поведения прокурора, как устанавливается новым Кодексом, может проводиться во время дисциплинарного производства и предоставляться при решении вопросов о повышении по службе, присвоении классного чина, при подготовке характеристик и рекомендаций. При этом в процедуре привлечения к ответственности за нарушение этических норм предусмотрены кардинальные изменения. Так, ранее выяснение обстоятельств по факту нарушения проводилось по указанию руководителя соответствующего органа прокуратуры, в необходимых случаях осуществлялась проверка по процедуре, предусмотренной Дисциплинарным уставом прокуратуры Украины и Инструкцией о порядке проведения служебного расследования в органах прокуратуры Украины. В случае же отсутствия оснований для юридической ответственности работника прокуратуры руководитель органа прокуратуры мог применить к нему такую меру морального воздействия, как предупреждение о прекращении неэтического поведения с предупреждением о возможности применения дисциплинарного взыскания, о чем сообщалось коллективу прокуратуры (или соответствующему структурному подразделению) и составлялся протокол.

Но после 15 апреля с.г., когда, как известно, наступил час «Ч» для вступления в силу ключевых положений Закона Украины «О прокуратуре» (был принят осенью 2014 года), правила профессиональной этики для прокурорского сообщества из некоей факультативной дисциплины превратятся в обязательный предмет, поскольку систематическое (два и более раз в течение одного года) или однократное грубое нарушение данных правил является одним из оснований для привлечения прокурора к дисциплинарной ответственности. И если ранее такие вопросы решались кулуарно и практически единолично, то сейчас это будет компетенцией КДКП — коллегиального органа, который должен будет афишировать свою работу. По крайней мере публичность в деятельности этого органа была записана как на законодательной бумаге, так и на регламентной. В частности, в утвержденном на главном прокурорском форуме Положении о порядке работы КДКП установлено, что Комиссия публикует отчеты и сообщения о результатах заседаний на своем официальном сайте, в прессе, сообщает о них по телевидению или в других средствах массовой информации. Кроме того, в профильном законе и в соответствующем положении декларируется, что решения КДКП, принятые по результатам дисциплинарного производства, обнародуются на ее веб-сайте в семидневный срок. Следует отметить, что помимо дисциплинарных вопросов КДКП будет выполнять и ряд других важных функций: в частности, вести учет данных о количестве должностей прокуроров, в том числе вакантных и временно вакантных; проводить отбор кандидатов на должность прокурора в установленном законом порядке; участвовать в переводе прокуроров. Правда, на момент подготовки данного материала ни о каких принятых Комиссией решениях пока не сообщалось.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 20 (1011) от 16/05/17 Текущий номер

Авторское право

№ 20 (1011)
Акцент

Даль уважения

Государство и юристы

Суть справедливости ООН

Отрасли практики

Исковое предприятие

Тема номера:

Музыкальная пауза

Нужен ли Украине отдельный антикоррупционный суд?

Каждый суд должен быть антикоррупционным

Да, это должен быть отдельный суд первой инстанции

Да, но следует повысить требования к судьям, а избираться они должны на короткий срок, без права повторного избрания

Антикоррупционным должно быть законодательство, тогда название суда не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА