Во многих странах существует специальное законодательство, которое позволяет решить временные финансовые проблемы граждан с помощью юридических механизмов. Это дает возможность гражданам, не задействованным в предпринимательстве, реструктуризировать свои долги, а в случае невозможности погашения их в будущем — признать себя в судебном порядке банкротом. У нас, к сожалению, пока такого законодательства нет, и чтобы урегулировать этот вопрос на законодательном уровне, мы разработали и зарегистрировали в парламенте законопроект № 2353а «О реструктуризации долгов физического лица или признании его банкротом».
Четкие критерии
Законопроект уже одобрен профильным комитетом и рекомендован к принятию за основу. Он должен стать основным для регулирования отношений, связанных с неспособностью физического лица исполнить свои обязательства.
Подготовлен законопроект с учетом рекомендаций Всемирного банка, изложенных в его докладе о существующих системах банкротства физических лиц в мире, одобренном в 2013 году. Это позволило найти разумный баланс между защитой интересов как должника, так и кредитора, чтобы, с одной стороны, поддержать граждан, которые попали в сложные жизненные обстоятельства и больше не могут исполнять взятые на себя обязательства, а с другой стороны, сохранить банковскую систему, расшатывание которой способно нанести непоправимый вред. Банки же, как и другие кредиторы, хотя и могут что-то терять в случае согласия на реструктуризацию долга физических лиц, в целом выигрывают за счет очистки их балансов от безнадежных долгов.
Поскольку действующий Закон «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» в основном регулирует процедуры банкротства юрлиц и содержит всего три специальные статьи о банкротстве физических лиц, проектом № 2353а предлагается все отношения по задолженности физических лиц регулировать отдельным законом, а вопросы о банкротстве предприятий оставить в действующем документе.
Таким образом, законопроект предлагает три юридические процедуры, которыми может воспользоваться гражданин, имеющий финансовую задолженность:
1) реструктуризация долгов — судебная процедура по делу о банкротстве физического лица, применяемая с целью восстановления платежеспособности должника путем изменения способа и порядка исполнения его обязательств по плану реструктуризации долгов. Указанная процедура дает возможность договориться должнику и кредитору о выполнении задолженности в определенном законом порядке;
2) погашение долгов — судебная процедура по делу о банкротстве физического лица, применяемая с целью удовлетворения требований кредиторов за счет реализации имущества банкрота, признанного банкротом в порядке, установленном данным документом;
3) мировое соглашение — заключается сторонами с целью прекращения судебного производства по делу путем урегулирования задолженности физического лица на основе взаимных уступок. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, но только после выявления всех кредиторов.
В то же время законопроект определяет четкие критерии, соответствуя которым человек может обратиться к реабилитационным процедурам:
— добросовестный гражданин, оказавшийся в состоянии неплатежеспособности по не зависящим от него причинам;
— гражданин, который отнесен к категории уязвимых слоев населения;
— наличие у должника высокого уровня задолженности;
— доказана неплатежеспособность должника и невозможность решить проблему внесудебными способами.
Центральная концепция
Предполагается, что дела о банкротстве физических лиц будут рассматриваться хозяйственным судом по месту проживания, что позволит обеспечить профессиональное рассмотрение такой специфической категории дел. Дело возбуждается, если бесспорные требования кредиторов к должнику — физическому лицу в совокупности составляют не менее 100 минимальных заработных плат, а к должнику, который является физическим лицом — предпринимателем, — не менее 300 минимальных заработных плат и не были удовлетворены должником в течение двух месяцев после установленного для их погашения срока. Обращение к реабилитационным процедурам обязательно, если имеющийся долг достигает 300 минимальных зарплат для физических лиц и 500 минимальных зарплат для физических лиц — предпринимателей.
Законопроект содержит положения о центральной концепции в этой сфере законодательства — освобождении от долгов. Вместе с тем документом предусмотрена основная модель, применяемая во многих странах мира, — списание долгов по делу о банкротстве не должно осуществляться автоматически, это надо заслужить. Основным тестом здесь выступает добросовестность. В случае невыполнения предусмотренных в проекте закона требований относительно добросовестности суд вправе вынести мотивированное решение об отказе в освобождении от долгов.
Это может произойти по мотивированному ходатайству кредитора, арбитражного управляющего (управляющего реструктуризацией, управляющего реализацией) или по собственной инициативе суда даже после завершения процедуры удовлетворения требований кредиторов в деле о банкротстве, если должник:
— не предоставил управляющему реструктуризацией или управляющему реализацией необходимую для рассмотрения дела о банкротстве информацию, и это было установлено при рассмотрении дела о банкротстве;
— предоставил управляющему реструктуризацией, или управляющему реализацией, или суду недостоверную информацию, что было установлено при рассмотрении дела о банкротстве;
— совершил действия по сокрытию или уничтожению имущества, которое было установлено при рассмотрении дела о банкротстве;
— уклонялся от исполнения своих обязательств или злостно не исполнял обязательства по погашению долгов;
— искусственно создал долг для ввода в процедуру банкротства кредитора;
— в период, предшествовавший началу производства по делу о банкротстве, безосновательно отдавал приоритет одному кредитору или кредиторам за счет других кредиторов.
Второй шанс
Вместе с тем освобождение физического лица от обязательств не допускается в случае, если судебным решением, вступившим в законную силу, должник был привлечен к административной или уголовной ответственности за неправомерные действия, связанные с банкротством.
Таким образом, в проекте закона предусмотрены барьеры на пути злоупотреблений в процедурах банкротства и преграды для уменьшения мошеннического использования системы.
Однако существуют и определенные механизмы, призванные поддержать должника при запуске процедуры банкротства и реализации его имущества. Так, при определенных условиях суд может не распространять положения этого закона относительно реализации имущества банкрота на жилье. В случае продажи объектов недвижимости должника, признанного банкротом, преимущественное право на их приобретение принадлежит членам его семьи.
Необходимо отметить, что участие в процедуре банкротства имеет негативные последствия для должника. Перечень таких последствий в каждой стране свой, общих подходов в мире нет, поэтому в разработанном нами проекте изложены те, которые не будут противоречить Конституции. В частности, в течение пяти лет после признания должника банкротом физическое лицо не может работать адвокатом, частным нотариусом или арбитражным управляющим, брать на себя обязательства по договорам займа и кредитным договорам или заключать договор поручительства и передавать имущество в залог без указания данного факта. Кроме того, на протяжении пяти лет после процедуры банкротства не могут рассматриваться дела о банкротстве по заявлению должника, а если в этот период с соответствующим заявлением обратится кредитор, к такому физическому лицу не будут применятся нормы данного закона.
Какой бы сложной и необычной для наших граждан ни была процедура банкротства, она предоставляет возможность списания долгов и дает лицу шанс для нового старта. И именно такого старта сегодня ждут десятки тысяч украинцев.
АЛЕКСЕЕВ Сергей — заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам правовой политики и правосудия, заслуженный юрист Украины, г. Киев
Нет необходимости
Анастасия ВОРОНОВА, юрист ЮФ AVELLUM
Возможность внедрения института банкротства физических лиц уже не первый год обсуждается в юридическом сообществе. Еще в 2009 году был предложен законопроект, предусматривающий создание данного института, но документ так и не набрал необходимого количества голосов в парламенте.
Несмотря на то что законопроект № 2353а от 14 июля 2015 года (законопроект) концептуально отличается от законопроекта, предложенного в 2009 году, скорее всего, он также не будет принят.
Институт банкротства физических лиц действительно существует в развитых странах. Там его наличие обусловлено среди прочего отсутствием обособленного статуса физического лица — предпринимателя.
Как правило, в странах, где предусмотрен институт банкротства физических лиц, физическое лицо может осуществлять предпринимательскую деятельность без получения статуса предпринимателя. Таким образом, институт банкротства физических лиц в таких странах необходим для того, чтобы физические лица осуществляли предпринимательскую деятельность, не подвергая себя и кредиторов дополнительным рискам. В нашем государстве возможность инициирования банкротства физических лиц — предпринимателей уже предусмотрена на законодательном уровне, в связи с чем на данном этапе нет острой необходимости в принятии законопроекта.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…