Пожалуй, самым приоритетным направлением реформирования государственных органов сегодня можно считать борьбу с коррупцией. В течение последних лет мы наблюдаем ряд законодательных изменений, следствием чего, в частности, стало создание профильных органов, основной целью деятельности которых является борьба с коррупцией.
Наряду с хорошо известными Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ), Специализированной антикоррупционной прокуратурой (САП) законодатель предлагает создать дополнительное звено и в судебной ветви власти, которым в соответствии со статьей 31 новой редакции Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» должен стать Высший антикоррупционный суд.
Кроме того, недавно в Верховном Совете Украины был зарегистрирован проект Закона Украины «Об антикоррупционных судах» № 6011 от 1 февраля 2017 года (проект № 6011), определяющий структуру антикоррупционных судов, предмет рассмотрения и порядок их функционирования.
Следует отметить, что в первую очередь вызывает сомнение сама идея создания системы антикоррупционных судов. В соответствии со статьей 3 проекта № 6011 антикоррупционный суд рассматривает дела, подследственные НАБУ. Вместе с тем дела, подследственные НАБУ, согласно части 5 статьи 216 УПК Украины, не имеют какой-то отдельной специфики, не позволяющей осуществлять их рассмотрение общими судами. Это обычные уголовные дела, порядок рассмотрения которых определяется УПК Украины, что в свою очередь указывает на отсутствие отдельной, «особой» предметной юрисдикции антикоррупционных судов. В контексте изложенного можно сказать, что создание отдельных судов так называемой антикоррупционной специализации является неоправданным шагом с точки зрения процессуальной необходимости.
Возникают вопросы и к самой структуре антикоррупционных судов. Согласно статье 2 проекта № 6011, система антикоррупционных судов включает в себя всего два суда: Высший антикоррупционный суд и соответствующую палату Верховного Суда Украины. Предложенная структура противоречит статье 129 Конституции Украины, поскольку лишает участников процесса права на апелляционное и кассационное обжалование решений.
Более того, создание судов для рассмотрения дел, подследственных только конкретному органу досудебного следствия, ставит под сомнение их независимость и может привести к появлению «ручного» суда в руках такого органа. При минимальной процессуальной пользе от создания антикоррупционных судов указанные выше опасения приобретают свою актуальность в контексте довольно заметного лоббирования их создания со стороны НАБУ и САП.
СТЕПАНЕНКО Алексей — старший юрист ЮК FCLEX, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…