Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 21 ноября 2017 года, 08:07

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Тема номера: Медиаправо

№ 7 (999) Медиаправоот 14/02/17 (Тема номера: Медиаправо)

Марш-медиа

Необходимость своевременного перехода государственных и коммунальных печатных СМИ в частную собственность все еще остается одной из первоочередных задач на пути реформирования медийной сферы

Олег Горбачев
Специально для «Юридической практики»

Проблема права собственности на средства массовой информации (СМИ) является одной из наиболее важных для обеспечения свободы СМИ, а соответствующие инициативы относительно их приватизации — существенной гарантией от концентрации СМИ, а также способом формирования истинного плюрализма, благодаря которому существует пресса, отображающая различные взгляды, а не просто функционируют многочисленные печатные СМИ.

2017 год должен стать годом важных изменений в сфере правового регулирования медиа, а именно — годом реформирования сферы печатных СМИ. Коммунальные медиа будут реформироваться в частные, а журналисты получат шанс стать совладельцами газет, в которых они работают.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы на примере толкования отдельных положений принятого в 2016 году Закона Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных средств массовой информации» выяснить особенности реформирования печатных СМИ и проанализировать юридические аспекты дальнейшего функционирования объектов реформирования и рынка прессы в целом.

 

Особенности проведения реформы

Вопросы реформирования государственных и коммунальных печатных изданий периодически или занимали особое место в дискуссии юридического сообщества, или уходили на второй план в связи с возникновением других проблем в сфере медиа. Несмотря на то что законодательная база для преобразования печатных СМИ была сформирована в конце 2016 года, она все равно нуждается в усовершенствовании.

23 ноября 2016 года Кабинет Министров Украины (КМУ) принял постановление «Об утверждении перечня печатных СМИ и редакций, реформирование которых осуществляется на первом этапе» № 848. В перечень вошли 244 государственных и коммунальных печатных СМИ и редакций. Утверждение перечня является обязательным условием для начала первого этапа разгосударствления, предусмотренного Законом Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных СМИ».

На первом этапе, начавшемся 1 января 2016 года, всем трудовым коллективам следовало предоставить учредителям предложения относительно реформирования, по результатам их рассмотрения учредители должны были принять решение о преобразовании, установить очередность (I или II этап), а также способ преобразования.

Далее на основе этих решений Госкомтелерадио формирует два перечня: сводный, включающий сведения обо всех государственных и коммунальных СМИ, подлежащих реформированию, а также отдельный перечень печатных СМИ, которые будут реформированы в течение первого этапа. Именно этот перечень с полугодовой задержкой был утвержден КМУ в конце 2016 года.

Следует отметить, что решение учредителя об участии СМИ в реформировании и решение о реорганизации СМИ в субъект хозяйствования являются отдельными решениями и имеют различные юридические последствия. Первое решение определяет этап и способ реформирования и декларирует желание СМИ осуществить реформирование определенным образом, в то время как второе фактически дает старт процессу реорганизации.

 

Модели реформирования

Закон предусмотривает четыре способа реформирования печатных СМИ, учредителями которых являются органы государственной власти и местного самоуправления: выход органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления из состава учредителей печатного СМИ и редакции; выход органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления из состава учредителей печатного СМИ и редакции с преобразованием в субъект хозяйствования; выход органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления из состава учредителей печатного СМИ и редакции с последующей приватизацией имущества редакции, а также преобразование издания в официальное печатное издание.

Так, выход органов государственной власти и органов местного самоуправления из состава учредителей печатных СМИ и редакций предполагает, что такие решения должны приниматься на заседаниях/сессиях, если функционируют коллегиальные органы, или единолично во всех остальных случаях.

Что касается второго способа реформирования с преобразованием в субъект хозяйствования, то такое реформирование осуществляется в соответствии с нормами Гражданского кодекса (ГК) Украины. Согласно статье 104 ГК Украины, реформирование осуществляется посредством процедуры реорганизации, которая может иметь форму слияния, присоединения, разделения или преобразования.

Способ реформирования с последующей приватизацией имущества редакции, находящегося в государственной или коммунальной собственности, применим в случае, если трудовой коллектив редакции не подаст в течение установленного настоящим Законом срока предложения о своем участии в реформировании печатного СМИ, а учредитель не примет решения о реорганизации самостоятельно в соответствии с частью 4 статьи 4 Закона.

Важно отметить, что, согласно части 1 статьи 11 Закона, если такое предложение от трудового коллектива к основателю не поступило, то он имеет право, помимо принятия решения о реорганизации другим способом, принять решение о прекращении выпуска печатного СМИ и деятельности редакции.

Независимо от выбранного способа реформирования все процедуры, связанные с действиями основателя, должны быть завершены до конца 2018 года. Если до окончания второго этапа разгосударствления учредитель не подаст заявление о перерегистрации соответствующего государственного или коммунального СМИ, то, как следует из части 2 статьи 11 Закона, это является основанием для признания регистратором свидетельства о государственной регистрации такого СМИ недействительным.

 

Основные проблемные моменты

Можно ожидать, что одновременно с продвижением процесса реформирования печатных изданий другие органы центральной власти будут пытаться вывести собственные печатные издания из процесса реформирования, оставить их функционирование в том или ином виде, сохранить финансирование из государственного бюджета на их создание, решение организационных вопросов и распространение. Таким образом, реформа печатных СМИ может затормозиться, если закон будет работать избирательным образом для единичных объектов реформирования.

С 1 января 2017 года начался второй этап реформирования, который продлится до 31 декабря 2018 года. Второй этап отличается от первого в первую очередь тем, что в нем не предусмотрена активная роль трудовых коллективов редакции, которые в январе-марте 2016 года не провели общее собрание в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона, не приняли решение относительно своего участия в реформировании печатного СМИ и редакции, а также не подали учредителям предложение о способе реформирования.

Роль учредителей печатных СМИ и их редакций также влияет и на формирование сводного перечня объектов реформирования, ведь в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных СМИ» такой перечень составляется именно на основании информации, предоставляемой учредителями печатных СМИ.

Изначально проведение первого этапа должно было предоставить редакциям возможность реформироваться быстрее, а по результатам реформирования — выявить самые основные проблемные моменты и внести в дальнейшем все необходимые изменения в Закон, чтобы таким образом подготовить соответствующую основу для проведения второго этапа реформирования. Однако из-за затягивания с утверждением перечня логика закона была существенным образом нарушена, несмотря на формальное начало второго этапа 1 января 2017 года, его реальный старт может затянуться на достаточно долгий срок.

Кроме того, ввиду активной роли учредителей на втором этапе реформирования особенно болезненной темой стало бездействие органов государственной власти и органов местного самоуправления. На первом этапе коллективы редакций реформированных СМИ уже столкнулись с различными видами саботажа закона со стороны органов местного самоуправления, а именно: с невнесением вопроса о реформировании в повестку дня заседания совета, отсутствием кворума, неголосованием за реформирование.

Законодательство Украины не предусматривает эффективных средств воздействия на депутатов местных советов для принуждения их к исполнению закона, поэтому универсальных механизмов предотвращения саботажа со стороны органов местного самоуправления на данный момент не существует.

 

Выводы и рекомендации

Таким образом, к концу 2016 года ни одно из 244 печатных СМИ государственной и коммунальной формы собственности не было реформировано. В первую очередь на это повлияло позднее утверждение перечня печатных изданий, подлежащих реформированию на первом этапе (постановление Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня печатных СМИ и редакций, реформирование которых осуществляется на первом этапе» № 848 датировано 23 ноября 2016 года).

Следовательно, необходимость имплементации своевременного перехода печатных СМИ в частную собственность все еще остается одной из первоочередных задач на пути реформирования медийной сферы. Кроме того, важнейшим реформаторским шагом является необходимость решения вопросов, касающихся организационно-правовой формы вновь созданных печатных изданий и их финансирования.

Безусловно, сдерживает реформирование и тот факт, что законы, имеющие отношение к праву собственности на СМИ и доступу к информации, не слишком способствуют существованию свободной и прозрачной медийной среды, поэтому определяющим фактором в обеспечении благоприятной для свободы и прозрачности СМИ среды в результате процесса приватизации является усовершенствование профильного законодательства. Следовательно, именно оценка правового контекста, в котором происходит весь процесс разгосударствления печатных СМИ, становится основой для определения характеристик медийной среды в целом.

Еще одним фактором, тормозящим процесс реформирования, можно назвать бездействие органов местного самоуправления и органов государственной власти. Дополнительными осложняющими обстоятельствами являются несовершенство самого Закона Украины «О реформировании государственных и коммунальных печатных СМИ», неурегулированность некоторых процессов и процедур, а также несоотвествие некоторых положений Закона положениям общего законодательства, в частности положениям Гражданского и Хозяйственного кодексов, нормативных актов о регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей.

 

ГОРБАЧЕВ Олег — юрист ЮК «Пронин и Партнеры», г. Киев



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 7 (999) от 14/02/17 Текущий номер

Медиаправо

№ 7 (999)
Государство и юристы

Форменный порядок

Отрасли практики

По линии Фонда

Судебная практика

Трудовая повинность

Частная практика

Рисковое производство

По вашему мнению, кто должен возглавить новый Верховный Суд?

Судья

Адвокат

Ученый-юрист

Лицо, имеющее совокупный стаж работы

Не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА