В настоящее время средства массовой информации имеют особое значение и фактически являются четвертой ветвью власти, поскольку именно они оказывают непосредственное влияние на отношение общества к процессам, которые происходят в политической, экономической и социальной сферах.
СМИ являются крайне эффективным рычагом воздействия, не обладая при этом никакими властными функциями в их принятом понимании, влияют на все области жизни так же сильно, как и давление экономической и политической власти.
Основное предназначение интернет-сети, связанное с передачей информации, сделало ее совершенным инструментом для бесконтрольного распространения интеллектуальных продуктов. Развитие компьютерных технологий стало основанием для возникновения таких новых видов средств массовой информации, как интернет-издания. Один из факторов роста активности интернет-СМИ связан с социальной активностью аудитории, определенным стимулом для которой является возможность принимать некоторое участие в освещении и оценке событий, происходящих в стране. При этом формируется общественная позиция относительно конкретных поставленных тем и вопросов. Так, Интернет фактически стал объектом правового воздействия.
Отсутствие регулирования
Вместе с тем развитие и существование интернет-СМИ требуют правового урегулирования, поскольку на данный момент в нашей стране отсутствует единый нормативно-правовой документ, устанавливающий правила их деятельности. Действующее законодательство не содержит определения понятия интернет-СМИ, их статуса, порядка создания и принципов деятельности.
Все это приводит к ряду проблем, в частности, в сфере обеспечения общества информацией и создания необходимых условий работы для самих интернет-СМИ. Попытки урегулировать статус интернет-изданий в нашей стране возникали неоднократно, однако основная проблема заключается в разграничении интернет-СМИ и других интернет-сайтов.
Актуальной остается и проблема законодательного урегулирования возможности отнесения интернет-изданий к СМИ, например к печатным, в понимании положений действующего законодательства — Законов Украины «О печатных средствах массовой информации (прессе) на Украине» и «Об информации».
Проблемы сферы
К проблемам, которые в настоящее время сформировались в сфере деятельности интернет-СМИ, можно отнести такие, как определение ответственности провайдеров и владельцев сайтов за содержание находящейся на их серверах информации, соблюдение авторских и смежных прав в условиях легкого копирования любой информации в цифровом виде, вопросы информационной безопасности и обеспечения безопасности доступа к данным, охраны интересов частной жизни, вопросы недобросовестной рекламы, вопросы нравственности и цензуры.
Правовые позиции регулирования деятельности интернет-СМИ неоднозначны. Так, существуют сторонники мнения, что большинство отношений, возникающих в интернет-пространстве, хотя и имеют определенные особенности, по своей сути все же являются такими, к которым в полной мере могут быть приспособлены устоявшиеся юридические конструкции.
Вместе с тем многие считают необходимым закрепить правовой статус интернет-СМИ на законодательном уровне, то есть признать принадлежность интернет-СМИ к средствам массовой информации, сформировать официальный национальный реестр интернет-СМИ, установить действенный механизм привлечения таких изданий к ответственности в случае распространения недостоверной, провокационной или порочащей информации.
Специальные правила
Указанные факторы свидетельствуют о том, что в настоящее время созрела необходимость установить специальные правила, учитывающие особенности именно интернет-отношений, утвердить на законодательном уровне нормы, направленные на их эффективное регулирование.
Неурегулированность деятельности интернет-СМИ обосновывает целесообразность подготовки соответствующего законопроекта, в основу которого должны быть положены международные принципы и стандарты в данной сфере.
При этом проект закона должен определять правовой статус и принципы деятельности интернет-СМИ, порядок их регистрации, права и обязанности национальных и иностранных субъектов информационных отношений в национальном сегменте сети Интернет, их ответственность за распространение информации противозаконного содержания, механизмы защиты авторских, смежных и других исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности, размещенные в интернет-СМИ, и пр.
В мировой практике деятельность интернет-СМИ регулируется в таких направлениях: осуществление тщательной проверки со стороны государства всех правоотношений в информационной сфере, наличие жесткого контроля информационных ресурсов в сети Интернет, минимизация саморегулирования представителей такой информационной деятельности, осуществление деятельности информационных ресурсов на принципах свободы, установление равновесия между нормативно-правовой базой и правилами саморегулирования СМИ, государственное регулирование важнейших положений, касающихся общих принципов и технических стандартов информационной деятельности.
Каким путем пойдет украинское государство и общество, как эти процессы повлияют на дальнейшее состояние информационной активности интернет-СМИ, покажет время.
ЕФАНОВА Наталья — старший юрист ЮК Prove Group, г. Киев
Парадигмы регулирования
Юрий КОТЛЯРОВ, руководитель практики телекоммуникаций АО Juscutum
Чтобы решить, нужно ли отдельное регулирование интернет-СМИ, предварительно необходимо ответить на вопрос: какой основной мотив регулирования? Как правило, государственное регулирование предполагает предоставление определенных прав и/или возложение определенных обязанностей. Например, печатные СМИ в нашей стране имеют определенные права/привилегии (в том числе и финансового характера). Так, журналисты печатного СМИ имеют право на свободный доступ к информации, сохранение авторства, источников информации и т.д. В определенных случаях редакция и журналисты печатного СМИ освобождаются от ответственности за распространение недостоверной информации.
Конечно, на печатные СМИ возлагаются определенные обязанности. Так, первой обязанностью является необходимость государственной регистрации.
Исходя из этого, можно составить такую парадигму регулирования печатных СМИ: основной мотив — «защитить печатные СМИ, но для этого необходимо исполнять определенные обязанности, в частности, зарегистрироваться в государственном органе». Если мотивом регулирования интернет-СМИ будет предоставление прав и привилегий, аналогичных тем, которые предоставляются печатным СМИ, то такое «отдельное» регулирование можно приветствовать.
Однако здесь парадигма правового регулирования должна быть следующей: «если хочешь получить специальные права/привилегии — регистрируйся», при этом регистрация необязательна, без регистрации ты можешь делать то же, но пользоваться общими правами.
Таким образом, если парадигма регулирования будет заключаться в том, что «все интернет-СМИ должны быть зарегистрированы, иначе такая деятельность будет преследоваться», то такое регулирование не нужно и, на наш взгляд, даже вредно.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…