Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 25 ноября 2017 года, 06:03

Генеральный партнер 2017 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

Частная практика

№ 7 (999) Медиаправоот 14/02/17 (Частная практика)

Сила предупреждения

«Мы больше работаем над профилактикой возможных нарушений, чем над устранением последствий», — подчеркивает Ольга Лукьянова (группа компаний «Хенкель Украина»)

 

Ольга Лукьянова: «Наша задача — на любом этапе прохождения товара дать правильный анализ сложившейся ситуации, предложить решение, позволяющее достичь наилучшего результата»

О специфике юридической службы крупной международной корпорации, значении комплаенс-политик для ­бизнеса, а также об опыте сотрудничества с локальными внешними юридическими советниками «Юридической практике» рассказала Ольга Лукьянова, ­руководитель юридического отдела, офицер по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель Украина».

 

— В Henkel юридическая служба объединена с комплаенсом. Насколько это распространенная практика? И в чем преимущества такой структуры?

— Такую конфигурацию нельзя назвать ни особо ­распространенной, ни уникальной. Компании идут по двум направлениям: комплаенс-служба либо объединяется с юридической, либо выделяется в самостоятельный отдел и живет своей жизнью.

При этом второй вариант может свидетельствовать о том, что у компании существуют огромные проблемы с комплаенсом. Если посмотреть на корпорации, ранее уличенные в коррупции, то для них жизненно важными стали разработка и внедрение полностью независимых структур, проводящих тотальную профилактику и контроль.

У нас при внедрении функции комплаенса сочли целесообразным привлечь людей, понимающих, что такое порядок и право (причем именно в такой последовательности). В большой компании это неизбежно: нельзя в одной стране вести себя так, а в другой — иначе. Процедуры более-менее унифицированы, хотя мы, безусловно, учитываем и национальную специфику каждой страны нашего присутствия. И, что интересно, внутренние правила компании зачастую более строгие, чем требования национального законодательства.

Мы приняли решение оставить функцию комплаенса в руках людей, понимающих, как соблюдать разнородные правила и объединять вещи, на первый взгляд несовместимые.

 

— Такой подход применяется лишь у нас или это обычная практика для всех государств, где присутствует Henkel?

— Это по всему миру, по всей вертикали. На уровне главного офиса еще есть структура, занимающаяся аудитом (раньше она относилась к финансовому подразделению, но сейчас также входит в комплаенс).

 

— Чего в вашей работе больше: юриспруденции или комплаенса? И можно ли вообще провести разграничение?

— Поначалу, конечно, была определенная путаница. Сейчас же мы сумели структурировать нашу работу таким образом, что она вся по сути стала комплаенсом: мы больше работаем над профилактикой, чем над устранением последствий. Лучше изначально сделать все так, чтобы в будущем не возникало спорных ситуаций. Предупреждение возможных нарушений критично важно. Так что в определенный момент оба направления нашей деятельности органически слились воедино.

 

— Исходя из опыта вашей компании, скажите, в чем заключаются особенности работы инхаус-юристов в трансграничном бизнесе?

— Мы не занимаемся чисто юридической деятельностью. Наша работа в большей мере имеет аналитико-логический характер и ориентирована на всестороннее сопровождение нашего товара на всех этапах его реализации. Мы не выделяем отдельно договорную, претензионную или исковую работу. У нас разграничение обязанностей идет по сегментам продукции, брендам: бытовая химия, косметика, клеящие технологии. Юрисконсульт сопровождает продукт с момента его захода на рынок и до момента productrecalls, если такой имеет место. Это и разработка этикетки, и рекламная компания. Мы также даем заключение относительно самой возможности присутствия товара на рынке, его «дружественного отношения» к потребителю и окружающей среде, последствий его использования, а в случае возникновения нештатных ситуаций — его вывоза или утилизации. Это полный цикл жизнедеятельности любого товара. При этом стандартная ежедневная работа без явной аналитической составляющей не относится к юридической функции. Например, таможенным оформлением и сертификацией у нас занимаются другие подразделения.

Нас, юрисконсультов международных корпораций, принято называть дженералистами, наша задача — на любом этапе прохождения товара дать правильный анализ сложившейся ситуации, предложить решение, позволяющее достичь наилучшего результата. Конечно, мы не на все руки мастера, но в случае необходимости можем воспользоваться помощью внешних юристов.

 

— Какие вопросы требуют привлечения внешней юридической помощи на Украине?

— Я бы не стала утверждать, что есть вопросы, в которых привлечение внешних юристов обязательно. Обычной практикой является привлечение юридической фирмы для сопровождения M&A-трансакции, особенной глобальной. Мы, безусловно, знаем, что и как надо сделать, но внешние консультанты имеют более релевантный опыт, наработанный в большом количестве сделок. И их участие в проекте экономит компании время и деньги. Как правило, в трансграничном M&A выбирается одна юрфирма из списка глобальных консультантов Henkel, и уже онавыбирает локальных советников в каждой юрисдикции.

В остальных же случаях решение о необходимости привлечения юристов принимается на местах. И мы сейчас избирательно подходим к привлечению юрфирм. Если я понимаю, что мы можем справиться своими силами, я не буду тратить средства. Но обязательно возьму внешних юристов в проект, где это действительно необходимо (например, для сопровождения судебного спора). У нас очень много внутренней работы, а суды — это неизбежная беготня, из-за пятиминутного судебного заседания можно потратить целый день. Более того, в судебных кейсах очень важно другое мнение, и зачастую именно в споре с нашими внешними юрсоветниками мы находили нетривиальные решения, что было бы невозможным, если бы мы работали по отдельности.

 

— Есть ли в Henkel отдельный стандарт, разработанный для привлечения внешних юридических советников?

— Да, у нас есть политика, описывающая требования к юридической фирме, которая становится нашим постоянным партнером. Эти требования общие для всех стран. Среди прочего учитываются специализация, наличие в штате фирмы определенного количества старших юристов с опытом работы. Юрсоветники также должны владеть иностранными языками, ведь к ним может обратиться любой юрист корпорации, не только из местного представительства. Помимо формальных требований значение имеет и мнение локальных штатных юрисконсультов — мы все же лучше знаем местный юррынок, нежели руководители из штаб-квартиры корпорации.

 

— С юрфирмами вы сотрудничаете на постоянной основе?

— У нас есть постоянный партнер. Но также есть ряд юрфирм, с кем мы сотрудничаем по отдельным вопросам, в которых наш основной юрсоветник не специализируется. Он, конечно, справится с задачей, но это будет не столь быстро и эффективно. Лучше работать с основной юрфирмой по вопросам, в которых она действительно лидер и справляется блестяще. C другой стороны, есть отличные юрфирмы, которым мне сейчас дать просто нечего. так что многовекторность допускается. И в этом вопросе есть понимание со стороны штаб-квартиры, поскольку такой подход принесет для компании наилучший результат.

 

— Насколько вы автономны в вопросах привлечения внешних юристов?

— Сейчас решение, как правило, принимаю самостоятельно. Естественно, это не исключает наличия контроля. И если в бюджете не предусмотрены определенные расходы на юридическое сопровождение, то необходимо убедить менеджмент в необходимости потратить определенную сумму для достижения лучшего результата для компании.

 

— Если посмотреть с другой стороны: чем ваша компания интересна юрфирмам?

— У нас есть нестандартный опыт и нестандартные для украинского рынка запросы. К примеру, мало кто на Украине имеет опыт работы по вопросам недобросовестной конкуренции в рекламе. Также не наработана практика по возвратам, более того — по отзыву целой партии товара. Много нестандартных вопросов есть в сфере интеллектуальной собственности. Или возьмем комплаенс — крайне небольшое количество украинских юристов действительно владеют этой темой.

Так что мы привносим на украинский рынок определенный западный опыт, причем не только сугубо практические юридические знания, но и стандарты работы с клиентами, навыки управления проектами. Например, меня не интересует многостраничный меморандум (с подробным дисклеймером о том, что фирма не несет ответственности за результат ввиду изменчивости законодательства), мне нужны реальные варианты решения проблемы. Мы заинтересованы не в победе любой ценой, а в достижении ситуации, которая позволит компании в дальнейшем не иметь спорных вопросов ни с государством, ни с контрагентами. Подобные стандарты предоставления юруслуг мы стараемся донести до украинских юрфирм. И взаимный обмен информацией происходит достаточно интенсивно.

 

— Насколько украинские юрфирмы восприимчивы к новшествам? Готовы ли они адаптироваться к запросам клиентов?

— Украинский юрбизнес развивается, это видно. Многие юрфирмы готовы адаптироваться. Они понимают, что клиент всегда прав, и подстраиваются под его запросы. И именно юрфирмы, работающие по западным стандартам, стоят на первых местах в shortlist международных корпораций.

 

(Беседовал Алексей НАСАДЮК,

«Юридическая практика»)



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 7 (999) от 14/02/17 Текущий номер

Медиаправо

№ 7 (999)
Государство и юристы

Форменный порядок

Отрасли практики

По линии Фонда

Судебная практика

Трудовая повинность

Частная практика

Рисковое производство

Какое, на ваш взгляд, главное событие в процессе запуска нового Верховного Суда?

Издание Президентом Украины указа о назначении «верховных» судей

Подписание и опубликование нового процессуального законодательства

Решение Пленума ВС относительно дня начала работы нового Суда

Первое решение Верховного Суда

Все вышеперечисленное

Ничего из перечисленного не считаю главным событием

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • integrites
  • aequo
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях

fb youtube fb fb

Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА