Международная политика в налоговой сфере на протяжении последних нескольких лет с каждым годом становится более жесткой. Одним из главных трендов является усиление роли налоговых органов в первую очередь в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО), поскольку именно там происходит наибольшая оптимизация налогов.
Напомним, что контроль за трансфертным ценообразованием регламентируется статьей 39 Налогового кодекса Украины, которая была введена в действие еще в 2013 году. С тех пор данная норма претерпела ряд изменений, в том числе были оптимизированы и подзаконные акты в этой сфере. Впрочем, существенные изменения после внедрения ТЦО, вступившие в силу в 2015 году, не оправдали ожиданий как бизнеса, так и налоговых органов. Да и международные тренды в этой сфере не стоят на месте.
Осенью прошлого года появилась информация, что рабочая группа ведет подготовку отдельного законопроекта, касающегося исключительно трансфертного ценообразования, но в последующем частично разработанные нормы были перенесены в закон, вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс Украины. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата Украины». Данный нормативный акт по сложившейся традиции внесения изменений в налоговое законодательство был принят парламентом в декабре 2016 года и вступил в силу с 1 января с.г. К слову, последними изменениями фактически возвращаются некоторые нормы, которые были приняты изначально в 2013 году, но отменены в 2015-м.
Отметим, что эксперты называли данные изменения существенными и достаточно благоприятными для налогоплательщиков.
Так, одним из них является увеличение стоимостного критерия определения операций контролируемыми. Законодательством предусмотрено, что такой стоимостный критерий касается двух условий: общего объема годового дохода плательщика налогов от всех видов деятельности и общей суммы операций с одним контрагентом. Отныне стоимостные критерии по общему годовому доходу повышаются до 150 млн грн (ранее — 50 млн грн), а по объему операций с одним контрагентом — до 10 млн грн (ранее — 5 млн грн).
Изменения также коснулись формирования перечня юрисдикций, утверждаемого Кабинетом Министров Украины. В частности, перечень государств, в которых ставка налога на доход предприятий (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов ниже, чем на Украине, и государств, с которыми Украиной не заключены международные договоры об обмене информацией, дополняется списком государств, компетентные органы которых не обеспечивают своевременного и полного обмена налоговой и финансовой информацией на запросы центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.
Напомним, что сегодня в перечень таких юрисдикций входят 65 государств, но с учетом нового положения он, вероятнее всего, будет существенно дополнен.
Возвращается в кодекс механизм определения биржевой цены на основании форвардного или фьючерсного контракта. В то же время во избежание злоупотреблений в этой сфере вводится обязанность налогоплательщика уведомлять центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, о заключении такого контракта с использованием средств электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи в течение десяти рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта. Форма таких уведомлений должна быть утверждена, по мнению экспертов, в ближайшее время.
Кроме того, отныне появляется возможность при определении цены методами, которые базируются на показателях рентабельности, использовать финансовую отчетность сопоставимых юридических лиц. В частности, законом определено, что в случае отсутствия или недостаточности информации об отдельных сопоставимых неконтролируемых операциях для определения показателей рентабельности может использоваться финансовая информация юридических лиц, осуществляющих деятельность, сопоставимую с контролируемой операцией, при условии наличия информации о том, что указанные юридические лица не осуществляют сопоставимые операции со связанными лицами.
Определение сопоставимости юридических лиц осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых с контролируемой операцией экономических (коммерческих) условиях.
Еще одно новшество Налогового кодекса связано с возможностью осуществления доначисления налоговых обязательств до минимального или максимального значения. В данном случае речь идет исключительно о самостоятельном доначислении налогоплательщиком таких обязательств. Предусмотрено, что расчет налоговых обязательств осуществляется до максимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности) и/или минимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).
К слову, это еще одна норма, которая действовала до января 2015 года.
Систематизирован также перечень информации, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию.
Не менее важной и долгожданной нормой, вступившей в силу с 1 января с.г., стала дифференциация размера штрафов за неподачу или несвоевременную подачу отчетности в сфере ТЦО. Теперь за несвоевременную подачу отчетности штрафные санкции применяются в меньшем размере, чем за неподачу отчетности (напомним, что это 300 размеров прожиточного минимума). В частности, статья 120 дополняется пунктом 4, в соответствии с которым несвоевременное предоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях влечет за собой наложение штрафа (штрафов) в размере одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременной подачи отчета о контролируемых операции, но не более 300 размеров прожиточного минимума. Такая же санкция устанавливается и за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в поданном отчете о контролируемых операциях в случае предоставления уточняющего отчета. А вот за каждый календарный день несвоевременного предоставления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса, санкция составляет два размера прожиточного минимума, но не более 200 размеров.
Налогоплательщикам следует обратить внимание, что изменен предельный срок подачи отчетности о контролируемых операциях. У предприятий появляется дополнительных пять месяцев на подготовку и подачу документации до 1 октября года, следующего за отчетным.
В целом изменения в сфере трансфертного ценообразования носят позитивный характер, а правила для налогоплательщиков стали более понятными и прозрачными.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…