Ценный груз — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №3 (995) » Ценный груз

Ценный груз

Международная политика в налоговой сфере на протяжении последних нескольких лет с каждым годом становится более жесткой. Одним из главных трендов является усиление роли налоговых органов в первую очередь в сфере трансфертного ценообразования (ТЦО), поскольку именно там происходит наибольшая оптимизация налогов.

Напомним, что контроль за трансфертным ценообразованием регламентируется статьей 39 Налогового кодекса Украины, которая была введена в действие еще в 2013 году. С тех пор данная норма претерпела ряд изменений, в том числе были оптимизированы и подзаконные акты в этой сфере. Впрочем, существенные изменения после внедрения ТЦО, вступившие в силу в 2015 году, не оправдали ожиданий как бизнеса, так и налоговых органов. Да и международные тренды в этой сфере не стоят на месте.

Осенью прошлого года появилась информация, что рабочая группа ведет подготовку отдельного законопроекта, касающегося исключительно трансфертного ценообразования, но в последующем частично разработанные нормы были перенесены в закон, вносящий существенные изменения в Налоговый кодекс Украины. Речь идет о Законе Украины «О внесении изменений Налоговый кодекс Украины относительно улучшения инвестиционного климата Украины». Данный нормативный акт по сложившейся традиции внесения изменений в налоговое законодательство был принят парламентом в декабре 2016 года и вступил в силу с 1 января с.г. К слову, последними изменениями фактически возвращаются некоторые нормы, которые были приняты изначально в 2013 году, но отменены в 2015-м.

Отметим, что эксперты называли данные изменения существенными и достаточно благоприятными для налогоплательщиков.

Так, одним из них является увеличение стоимостного критерия определения операций контролируемыми. Законодательством предусмотрено, что такой стоимостный критерий касается двух условий: общего объема годового дохода плательщика налогов от всех видов деятельности и общей суммы операций с одним контрагентом. Отныне стоимостные критерии по общему годовому доходу повышаются до 150 млн грн (ранее — 50 млн грн), а по объему операций с одним контрагентом — до 10 млн грн (ранее — 5 млн грн).

Изменения также коснулись формирования перечня юрисдикций, утверждаемого Кабинетом Министров Украины. В частности, перечень государств, в которых ставка налога на доход предприятий (корпоративный налог) на пять и более процентных пунктов ниже, чем на Украине, и государств, с которыми Украиной не заключены международные договоры об обмене информацией, дополняется списком государств, компетентные органы которых не обеспечивают своевременного и полного обмена налоговой и финансовой информацией на запросы центрального органа исполнительной власти, который реализует государственную налоговую и таможенную политику.

Напомним, что сегодня в перечень таких юрисдикций входят 65 государств, но с учетом нового положения он, вероятнее всего, будет существенно дополнен.

Возвращается в кодекс механизм определения биржевой цены на основании форвардного или фьючерсного контракта. В то же время во избежание злоупотреблений в этой сфере вводится обязанность налогоплательщика уведомлять центральный орган исполнительной власти, реализующий налоговую и таможенную политику, о заключении такого контракта с использованием средств электронной связи в электронной форме с соблюдением требований закона об электронном документообороте и электронной цифровой подписи в течение десяти рабочих дней со дня заключения соответствующего форвардного или фьючерсного контракта. Форма таких уведомлений должна быть утверждена, по мнению экспертов, в ближайшее время.

Кроме того, отныне появляется возможность при определении цены методами, которые базируются на показателях рентабельности, использовать финансовую отчетность сопоставимых юридических лиц. В частности, законом определено, что в случае отсутствия или недостаточности информации об отдельных сопоставимых неконтролируемых операциях для определения показателей рентабельности может использоваться финансовая информация юридических лиц, осуществляющих деятельность, сопоставимую с контролируемой операцией, при условии наличия информации о том, что указанные юридические лица не осуществляют сопоставимые операции со связанными лицами.

Определение сопоставимости юридических лиц осуществляется с учетом их отраслевой специфики и соответствующих видов деятельности, осуществляемых ими в сопоставимых с контролируемой операцией экономических (коммерческих) условиях.

Еще одно новшество Налогового кодекса связано с возможностью осуществления доначисления налоговых обязательств до минимального или максимального значения. В данном случае речь идет исключительно о самостоятельном доначислении налогоплательщиком таких обязательств. Предусмотрено, что расчет налоговых обязательств осуществляется до максимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была выше максимального значения диапазона цен (рентабельности) и/или минимального значения диапазона цен (рентабельности), если цена/показатель рентабельности контролируемой операции была ниже минимального значения диапазона цен (рентабельности).

К слову, это еще одна норма, которая действовала до января 2015 года.

Систематизирован также перечень информации, которая должна быть отражена в отчете о контролируемых операциях и документации по трансфертному ценообразованию.

Не менее важной и долгожданной нормой, вступившей в силу с 1 января с.г., стала дифференциация размера штрафов за неподачу или несвоевременную подачу отчетности в сфере ТЦО. Теперь за несвоевременную подачу отчетности штрафные санкции применяются в меньшем размере, чем за неподачу отчетности (напомним, что это 300 размеров прожиточного минимума). В частности, статья 120 дополняется пунктом 4, в соответствии с которым несвоевременное предоставление налогоплательщиком отчета о контролируемых операциях влечет за собой наложение штрафа (штрафов) в размере одного размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января налогового (отчетного) года, за каждый календарный день несвоевременной подачи отчета о контролируемых операции, но не более 300 размеров прожиточного минимума. Такая же санкция устанавливается и за каждый календарный день несвоевременного декларирования контролируемых операций в поданном отчете о контролируемых операциях в случае предоставления уточняющего отчета. А вот за каждый календарный день несвоевременного предоставления документации по трансфертному ценообразованию, определенной подпунктами 39.4.6 и 39.4.8 пункта 39.4 статьи 39 настоящего Кодекса, санкция составляет два размера прожиточного минимума, но не более 200 размеров.

Налогоплательщикам следует обратить внимание, что изменен предельный срок подачи отчетности о контролируемых операциях. У предприятий появляется дополнительных пять месяцев на подготовку и подачу документации до 1 октября года, следующего за отчетным.

В целом изменения в сфере трансфертного ценообразования носят позитивный характер, а правила для налогоплательщиков стали более понятными и прозрачными.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Государство и юристы

Активный розыск

Акцент

План забот

Государство и юристы

Ценный груз

Уставной инстинкт

Документы и аналитика

Адекватное подведение

Поучить определение

Новости законотворчества

Судебная практика

НБУ изменил порядок наложения штрафов

Штраф за вырубку зимой могут ужесточить

Предлагается расширить пределы необходимой обороны

Староконстантиновский молочный завод оштрафован на 790 тыс. грн

Суд не отменил постановление НКРЭКУ об установлении единых розничных тарифов на электроэнергию

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» выступила юридическим советником ПАО «КуйбышевАзот» в антидемпинговом расследовании относительно импорта удобрений

Юридическая компания A.S.A. Group защитила интересы IT-компании SI Center на право быть эксклюзивным проектантом и разработчиком услуги MNP

МЮФ Baker McKenzie сопровождала сделку по продаже ПАО «Универсал Банк»

Отрасли практики

Аналоговое планирование

Декларативное свойство

Гибкость со знанием

Воскресная служба

Совет без опасности

Рабочий график

Проверочные слова

Крещенские морозы

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Решения недели

Судебная практика

Увольнение отменяется

Обязательно к исполнению

Конкурс в пределах Закона

Самое важное

Конструкция прилагается

ВСЮ по-новому

Временно отстраненные

Заполнение вакансий

Судебная практика

Судебные решения

Обжаловать решение о привлечении к админответственности за нарушение ПДР можно лишь в апелляционном порядке

О нюансах реализации на публичных торгах ипотечного имущества в ходе исполнительного производства

Судебная практика

В форме изменений

Судебная практика

Судебные решения

Субъекты властных полномочий освобождены от уплаты судебного сбора при обжаловании решений в делах об административных правонарушениях

Судебная практика

Списанные кредиты

Отходной маневр

Последствия идут

Тема номера

Получить подписание

Смена караула

Играть по-крупному

От захвата до рассвета

Ждем дополнения

Частная практика

В сухом достатке

Інші новини

PRAVO.UA