Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 февраля 2018 года, 00:30

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

№ 48 (988) Банкротствоот 29/11/16 (50 ведущих юридических фирм Украины 2016)

Прозрачный фон

«Главное для инвесторов — это прозрачное администрирование налогов, простые и предсказуемые правила, без коррупции»
акцентирует Ярослав Романчук, управляющий партнер Международного правового центра EUCON

 

ЯРОСЛАВ РОМАНЧУК

Родился в 1964 году во Львове. В 1990 году окончил Ленинградский горный институт по специальности «автоматизация и системная инженерия», в 2004-м — Киевский университет права Национальной академии наук Украины по специальности «правоведение», квалификация — юрист. Адвокат.

Президент Ассоциации украинского бизнеса в Польше. Член Совета предпринимателей при Кабинете Министров Украины. Специализация: налоговое право, трансфертное ценообразование, корпоративное право, налоговое планирование с использованием нематериальных активов, коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, реструктуризации бизнеса, защита активов.

Рекомендован Legal 500, Ukrainian Law Firms как ведущий эксперт в области налогового права. Победитель «Юридической премии 2015 года» в номинации «Лучший юрист по налогообложению».

— Считаете ли вы, что следствием принятия анонсированного антикоррупционного проекта изменений в Налоговый кодекс Украины будет рост инвестиций в нашу экономику?

— На протяжении последних лет наблюдалось сильное недоверие бизнеса к фискальным органам, прокуратуре, судам в Украине. Для того чтобы изменить ситуацию к лучшему, привлечь инвестиции в страну, необходим системный подход к проведению реформ. Цель изменений, предложенных Министерством финансов Украины, — предоставить возможность комфортно работать и развиваться уже работающему бизнесу и иностранным инвесторам. Создание благоприятных условий станет лучшим посылом для прихода новых инвесторов. Государство понимает, что увеличение поступлений в бюджет от сбора налогов должно происходить исключительно за счет роста и развития экономики, а не усиления давления на бизнес.

 

— Какие проблемы в налоговой системе, на ваш взгляд, необходимо решать в первую очередь?

— Я считаю, что наиболее актуальными проблемами сегодня являются состояние администрирования налогов и коррупция. К сожалению, довольно часто приходится слышать от иностранных компаний, что их не так волнуют размеры ставок налогов, уровень которых в Украине считается весьма приемлемым, как сама система администрирования. Главное для инвесторов — это прозрачное администрирование налогов, простые и предсказуемые правила, без коррупции. Наша компания уже десять лет работает на территории Европейского Союза, у нас есть офис в Варшаве, и за этот период мы ни разу не имели проблем с налоговой службой. Все сводится к онлайн-общению, оперативную помощь можно получить в любую минуту. Государство в Польше создало прекрасные условия для ведения бизнеса и благодарно за то, что он платит налоги в казну, надеюсь, когда-нибудь так будет и у нас.

 

— Решит ли, по вашему мнению, эти проблемы проект Минфина?

— В целом пакет налоговых изменений является важной частью реформы Государственной фискальной службы Украины, так как он исключает возможности для системной коррупции в налоговой сфере.

Основной акцент предложенных изменений сделан как раз на администрировании налогов. Все базы данных плательщиков налогов будут переданы в ведение Минфина, планируется предоставить больший функционал электронному кабинету плательщиков налогов. Ну и серьезным успехом будет абсолютно прозрачное возмещение налога на добавленную стоимость в автоматическом режиме. Создание единого реестра сумм, подлежащих возмещению, отмена заключений ГФС, возможность получения оперативной информации от казначейства о сроках выплаты — все эти нормы должны дать результат. Кроме того, не менее важны и другие новации: введение налоговых каникул по налогу на прибыль для плательщиков налогов с объемом дохода до 3 млн грн, либерализация в отношении сроков регистрации налоговых накладных, ликвидация налоговой милиции и др.

 

— Достаточно ли этих изменений?

— Конечно, недостаточно. На мой взгляд, есть еще много важных нюансов. Так, например, считаю крайне необходимым установить персональную ответственность должностных лиц контролирующего органа за допущенные ими нарушения в ходе контрольно-проверочной работы. Несомненно, это бы дало свои результаты, так как в последнее время наблюдается очень большое количество обжалований решений налогового органа. Только наша компания в 2015 году отстояла для своих клиентов более 1 млрд грн в судах в спорах с Государственной фискальной службой Украины.

 

— Сегодня главным трендом в общемировой налоговой политике является деофшоризация. Можно ли достичь компромисса между жестким регулированием и привлечением инвестиций?

— Безусловно, можно. Правительства практически всех государств заботятся о том, чтобы налоги уплачивались в их бюджеты. Лучшие времена налоговых гаваней, офшоров заканчиваются, структуры становятся прозрачными. Эти процессы неизбежны. А инвесторы ищут рынки во все времена, и им важны предсказуемые правила и отсутствие коррупции. Мы должны создавать новую систему администрирования налогов, другого пути нет. Да и в стороне от деофшоризации нам остаться не дадут.

 

— Но ведь объявленный курс на деофшоризацию, похоже, забуксовал?

— Да, анонсированные законы о контролируемых иностранных компаниях, об изменениях в сфере трансфертного ценообразования, присоединение Украины к многосторонней конвенции об автоматическом обмене информацией между компетентными органами пока отложены. Но в любом случае эти процессы не за горами. У нас и сейчас действуют нормы, которые предусматривают контроль за операциями с офшорными юрисдикциями. Это и законодательство о трансфертном ценообразовании, и правило тонкой капитализации, и ограничение расходов по операциям с офшорными юрисдикциями, и требования Национального банка Украины к деятельности банков.

— Многие эксперты сейчас рассматривают в качестве возможных компенсаторов для наполнения бюджета поступления, связанные с контролем в сфере трансфертного ценообразования. Когда это законодательство начнет работать в полной мере?

— Предусмотренный действующим за­конодательством контроль в сфере транс­фертного ценообразования и правда можно назвать очень либеральным. Проверок проводится немного, практически все доначисления связаны со штрафами за неподачу отчетности. Есть информация об общей сумме около 1 млрд грн самостоятельных корректировок, проведенных плательщиками налогов по результатам годового декларирования налога на прибыль за 2015 год. Наверное, для четвертого года действия законодательства в этой сфере всего этого недостаточно. Однако более действенного механизма, чем трансфертное ценообразование, в борьбе с выводом прибыли из-под налогообложения нет, поэтому контроль в этой сфере неизбежно будет набирать обороты.

 

— С какими проблемами в контексте трансфертного ценообразования приходится сталкиваться чаще всего?

— Количество плательщиков налогов, которые не подали отчеты по контролируемым операциям и попали под санкции в виде огромных штрафов, говорит о том, что для многих серьезной проблемой является общая неготовность, незнание законодательства, отсутствие квалифицированных специалистов. Само же налоговое законодательство в сфере трансфертного ценообразования в нашей стране, на мой взгляд, достаточно сбалансированное, соответствует требованиям Организации экономического сотрудничества и развития и не содержит норм, нуждающихся в срочном пересмотре. Если компания имеет проблемы с подготовкой документации, поиском сопоставимых операций, применением процедур определения уровня цен к товарам, имеющим биржевые котировки, то в таких случаях оптимальным вариантом станет обращение к квалифицированным специалистам в этой области. Например, в нашей практике ТЦО работают и аудиторы, и эксперты, и адвокаты, и именно этот симбиоз дает возможность клиентам решить разноплановые задачи: от экономического анализа контролируемых операций до обжалования решений налогового органа.

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 48 (988) от 29/11/16 Текущий номер

Банкротство

№ 48 (988)
Государство и юристы

Гарантийное возмущение

Отрасли практики

Толк платежом красен

Судебная практика

Оборонный комплекс

Тема номера:

Входящий вызов

Нужен ли Украине отдельный антикоррупционный суд?

Каждый суд должен быть антикоррупционным

Да, это должен быть отдельный суд первой инстанции

Да, но следует повысить требования к судьям, а избираться они должны на короткий срок, без права повторного избрания

Антикоррупционным должно быть законодательство, тогда название суда не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
    АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА