Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 22 февраля 2018 года, 00:33

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

№ 48 (988) Банкротствоот 29/11/16 (50 ведущих юридических фирм Украины 2016)

Закупочная сцена

«Надо минимизировать участие чиновников Минздрава в организации закупок и открыть наш рынок производителям, которые раньше обходили Украину стороной»
предлагает Лана Синичкина, партнер АО Arzinger

 

ЛАНА СИНИЧКИНА

Родилась в Севастополе. В 2006 году окончила Институт международных отношений Киевского национального университета им. Тараса Шевченко по специальности «международное частное право».

С 2004 года работала в юридической фирме «Юрсервис Консалтинг Компани». В 2006 году — ведущий специалист АМКУ, в 2007 году — начальник отдела по сопровождению ВЭД и судебно-претензионной работы компании Nemiroff. В сентябре 2009 года возглавляла юротдел компаний GlaxoSmithKline Pharmaceuticals Ukraine, GlaxoSmithKline Consumers Healthcare Ukraine. В 2012 году присоединилась к команде, а с июля 2013 года — партнер, руководитель индустриальной практики здравоохранения и фармацевтики АО Arzinger.

Специализация: фармацевтика, здравоохранение, пищевая промышленность, антимонопольное и конкурентное право, антикоррупция и компанлаенс.

Сопредседатель комитета пищевой промышленности, эксперт комитета здравоохранения АСС в Украине, эксперт комитетов здравоохранения и пищевой промышленности ЕВА, член общественного совета при АМКУ.

— Как появилась идея внедрить в Украине механизм международных закупок лекарственных средств и что он из себя представляет?

— Я уже не помню, кто первый предложил внедрить систему международных закупок в Украине — на тот момент уже сформировалась группа людей, движимых единым желанием перемен в сфере здравоохранения. Вдохновленные достижениями Революции достоинства, мы решили провести в жизнь реформаторский проект, позволяющий устранить коррупционные схемы и улучшить лекарственное обеспечение в Украине. Я как юрист в сфере здравоохранения, взяла на себя и свою команду разработку этой идеи.

Смысл в том, чтобы минимизировать участие чиновников Минздрава в организации непосредственно процедур закупок, обеспечить прозрачность и беспристрастность выбора препаратов, открыть наш рынок производителям, которые раньше обходили Украину стороной. Важными пунктами изменений стали упрощение процедуры регистрации в Украине лекарственных препаратов, закупаемых по результатам международных торгов, правил их ввоза и отмена НДС. За счет привлечения на рынок большего количества производителей увеличивается ценовая и качественная конкуренция, а это и есть самый природный и законный способ снижения конечной цены, по которой закупаются лекарства лучшего качества за деньги украинского бюджета. Но сама идея не была изобретена нами. По большому счету она была заимствована у других стран, в том числе европейских, которые на разном этапе своего развития привлекали независимые международные организации для эффективного проведения закупочных процедур.

 

— Как был построен процесс реализации этого проекта?

— Поскольку предлагался совершенно новый для Украины механизм, мы начали с разработки и презентации Концепции внедрения международных закупок лекарств. Возьмись мы сразу за написание законодательных актов, был бы риск провала проекта на стадии согласования. Во-первых, язык законодательного акта не позволяет в полной мере раскрыть идею, донести необходимость ее реализации. Во-вторых, сами авторы, работая над Концепцией, лучше представляют целостную картину финального результата, глубже прорабатывают детали, учитывают нюансы. В-третьих, оформленная Концепция позволяет в удобном формате обсудить будущие правила со стейкхолдерами на раннем этапе, выявить слабые места, привлечь союзников и убедиться в реалистичности предлагаемых новаций.

Так мы и поступили — презентовали Концепцию и каждую деталь довели до сведения всех лиц, способных повлиять на ее имплементацию. На этом этапе мы узнали и позицию международных организаций, которые затем были привлечены к международным закупкам лекарств в Украине. И только после этого взялись за подготовку законопроектов.

Как только законопроекты были зарегистрированы в Верховной Раде, мы ощутили мощное противодействие лоббистов интересов украинских фармацевтических компаний, чей «монопольно коррупционный» бизнес был построен на системе минздравовских закупок, которую мы принялись ликвидировать. В одну ночь в парламенте были зарегистрированы около восьми законопроектов-клонов, то есть использовалась одна из технологий для провала неудобного проекта. Затем были и другие, но благодаря тому, что на тот момент лично Президент Украины проявил политическую волю для воплощения предложенных нами изменений, «лоббистские потуги» оказались безуспешными, а наш пакет законопроектов был принят в целом в первом чтении.

 

— Дальше осталось только применять закон?

— Мы наивно полагали, что на этом наша основная борьба закончилась — переходные положения законов содержали максимально полный перечень подзаконных актов, необходимых для внедрения предложенных инициатив. Но противостояние системы только усилилось. Больше полугода потребовалось Кабинету Министров и Минздраву, чтобы подготовить необходимый пакет подзаконных актов, хотя мы сразу предложили помощь в их разработке. Столько же занял процесс согласования в Минздраве предмета закупки и подписания договоров с международными организациями, без которых последние не могли приступить к объявлению торгов.

 

— И как вам удалось противостоять давлению?

— Помимо противостояния с явными противниками этой реформы в парламенте, правительстве и их информационной поддержки, борьбы с дискридитацией мы столкнулись с неповоротливой, неумной, бюрократичной системой государственных органов. Иногда возникало ощущение, что люди получают свою зарплату за генерирование деструктива — они делали все, чтобы принятые законы никогда не заработали, причем делали это очень профессионально.

Преодолеть эту стену саботажа и бюрократии удалось только благодаря прекрасной команде неравнодушных людей. В первую очередь это члены общественной организации «Пациенты Украины», взявшие на себя формирование общественного мнения по этим вопросам и поиск союзников реформы, которых мы смогли привлечь в свою команду. Это и эксперты Центра противодействия коррупции, и представители международных институций, и народные депутаты, и небезразличные к этой проблеме люди в министерствах, КМУ, Администрации Президента. Конечно, это и моя команда юристов практики в сфере фармацевтики и здравоохранения, которые потратили массу времени и сил на реализацию этого проекта. Все мы проделали не только юридическую работу, но и организовали информационную поддержку — публикации в СМИ, публичные акции, пресс-конференции и многое другое.

 

— Как сегодня реализуется этот проект? Оправдал ли он ваши ожидания?

— Кажется невероятным, но противостояние системы продолжилось и на стадии самих закупок и даже поставок. Несмотря на то что процедура закупок была выведена из Минздрава, процесс формирования предмета закупки, то есть заказа, на основе которого международные организации проводят торги, остался в тех же кабинетах министерства. Начались проволочки с формированием номенклатур закупаемых лекарственных средств, проявилась неготовность чиновников Минздрава взять на себя ответственность за сопутствующие, даже технические, решения.

Продолжились и информационные атаки в подконтрольных лоббистам украинской фармацевтики СМИ. Они не перестают манипулировать фактами. Например, заявляют об отсутствии эффекта экономии на международных закупках, сравнивая цены, которые были в эксклюзивном порядке предложены в гривне некоторыми компаниями в первый год после Майдана (как разовая «социальная» инициатива), с ценами, сформированными по результатам международных торгов в валюте.

Но наибольшей неожиданностью для нас было то, что некоторые украинские поставщики выиграли международные тендеры лишь с целью  их дискредитации посредством саботажа поставки препаратов. Задержки с поставками повлекли массу негативных последствий: уменьшение срока годности лекарств, задержавшихся на складе, нехватка социально важных препаратов в регионах и пр., дав повод для очередной волны дискредитации в СМИ.

При всей простоте идеи для ее воплощения пришлось пройти долгий и тернистый путь. За это время сменились четыре министра здравоохранения, а дискуссия вышла далеко за пределы Украины. Но мы верим, что выбрали правильный вектор развития, а конечная цель — улучшение обеспечения украинцев лекарствами — не позволит свести приложенные усилия на нет. Надеемся, что последующие закупки лекарств будут проходить более гладко и оперативно. И хотя сегодня без международных площадок не обойтись, хочется, чтобы спустя некоторое время национальная система государственных закупок стала прозрачной и простой и международные закупки не понадобились.



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 48 (988) от 29/11/16 Текущий номер

Банкротство

№ 48 (988)
Государство и юристы

Гарантийное возмущение

Отрасли практики

Толк платежом красен

Судебная практика

Оборонный комплекс

Тема номера:

Входящий вызов

Нужен ли Украине отдельный антикоррупционный суд?

Каждый суд должен быть антикоррупционным

Да, это должен быть отдельный суд первой инстанции

Да, но следует повысить требования к судьям, а избираться они должны на короткий срок, без права повторного избрания

Антикоррупционным должно быть законодательство, тогда название суда не имеет значения

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • Патентно-правова фірма «Пахаренко і партнери»
    АФ «Династия»
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА