В активном поиске — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (988) » В активном поиске

В активном поиске

НИКОЛАЙ ЛИХАЧЕВ

Родился в Киеве в 1985 году. В 2008 году окончил Киевский международный университет, а в 2015 году — Королевский арбитражный институт (Лондон, Великобритания). Имеет более чем десятилетний опыт работы в сфере юридического консалтинга, в частности, в компаниях CMS Cameron McKenna, «Левенец, Мацив и Партнеры», а также в банковском секторе. В 2015 году присоединился к команде АО «Спенсер и Кауфманн». Является экспертом в банковском и финансовом праве, слияниях и поглощениях, вопросах неплатежеспособности и реструктуризации. Имеет успешный опыт представительства интересов в судах, в том числе в международных арбитражных судах. Член Королевского арбитражного института (Лондон), Европейского Совета Лондонского международного арбитражного суда, Ассоциации молодых арбитров при Стокгольмском арбитраже, Ассоциации молодых арбитров при Международной торгово-промышленной палате в Париже.

 

— Оформилась ли услуга по розыску и возврату активов как отдельное направление юридической практики на украинском рынке?

— Это одна из основных практик, которая активно развивается. Именно сейчас нас, скажем так, накрыла волна невозвратов кредитов и займов. Бизнес сталкивается с невозможностью возврата средств обычным способом, поскольку активов в Украине нет, и выведены они настолько хитрым способом, что без профессиональной помощи не обойтись.

Розыск активов еще несколько лет назад был сравнительно неизвестной услугой, но сейчас же этими вопросами активно интересуются не только госорганы, например ФГВФЛ, но и коммерческие банки и даже частные компании.

 

— Развиваются ли в Украине сопутствующие сервисы, например в сфере детективной деятельности?

— Эта сфера довольно-таки узкоспециализированная и, как правило, услуги аналитиков, экспертов и детективов требуются не в Украине — активы отсюда уже выведены. В Украине необходим локальный саппорт, который могут осуществлять юридические фирмы. Их главные задачи, как я считаю, — первичный анализ документов и существующей информации относительно типов украденных активов и путей их выведения (выяснение вопросов, как они покинули Украину, посредством каких финансовых инструментов и т.д.), и четкое инструктирование иностранных коллег. Если не дать такой четкой регламентации, предоставив карт-бланш на розыск всех активов конкретного должника, то чек за проделанную работу может быть довольно-таки внушительным.

 

— А как обстоят дела с финансовой разведкой? Есть ли у нас подобные специалисты? И принимают ли украинские суды или правоохранительные органы доказательства, полученные «разведчиками»?

— Нужно понимать, что дело о выведении активов в Украине разрабатывается по разным направлениям, как правило, по уголовному и хозяйственному. В рамках уголовного производства правоохранительные органы действуют по определенным алгоритмам. Они могут запрашивать какую-то помощь иностранных коллег, если с соответствующей страной есть договоры о помощи в сотрудничестве.

В своей практике я не сталкивался с ситуациями совместной работы со следственными органами. Это достаточно регламентированная процедура: никто тебе не скажет, чем располагает следствие, и даже если у тебя есть желание помочь, вряд ли твои аргументы будут услышаны, а находки — приобщены к делу.

Посмотрите на резонансные дела, например банкира Аблязова: все наработки иностранных детективов и компаний, специализирующихся на финансовой разведке, используются в основном в иностранных, прежде всего английских, судах, которые могут вынести определение о всемирном аресте активов или приказ, согласно которому регистрационные агенты и сервис-агенты, номинально владеющие офшорными структурами, должны раскрыть суду информацию о том, в чьих интересах они работают. И чтобы доказать в английском суде необходимость осуществления ареста, как раз и требуется проведение финансовой разведки — ведь нужно выявить обстоятельства, которые дают нам основания полагать, что определенные компании принадлежат конкретному бенефициару, в отношении которого есть неисполненное решение в Украине, но здесь мы взыскать ничего не можем, поскольку он все скрывает за границей — соответственно, в этом деле нужна помощь английского суда.

— Достаточно ли существующей украинской нормативной базы для эффективного осуществления деятельности по розыску и возврату активов?

— Действующая у нас нормативная база привязана в основном к уголовному процессу. Она не акцентирована на розыске и возврате активов, как в той же Великобритании. Наша страна оказалась не готовой к тому, что эта сфера деятельности станет настолько популярной и востребованной. И как таковой правовой базы у нас нет. Но я бы не сказал, что это нам как-то мешает в работе. Ведь Украина — последнее место поиска, начинать надо за рубежом. Если заниматься поиском только в Украине, желаемого эффекта можно не достичь.

 

— Как на практике организовано взаимодействие с иностранными коллегами?

— Обычно розыск активов начинается с создания международной команды, если хотите — консорциума украинских и иностранных фирм (в зависимости от обстоятельств конкретного дела). Если мы хотя бы приблизительно понимаем, какие юрисдикции могут быть задействованы, мы знаем, кого из иностранных коллег нам следует привлекать. Украинская юрфирма осуществляет обслуживание клиента в Украине, за рубежом она должна привлечь как минимум фирму, которая занимается финразведкой, а также юристов, работающих в тех юрисдикциях, где потенциально может возникнуть необходимость осуществления определенных действий. Процессы в разных странах различные, иметь универсальную команду не всегда возможно, поэтому, я бы сказал, костяк составляют украинская юрфирма и иностранная компания, занимающаяся финразведкой, остальные подключаются по необходимости.

 

— Когда выгоден розыск активов должника, то есть при каком соотношении долг/стоимость услуг по розыску стоит начинать процедуру?

— Всегда можно подобрать команду, которая будет соответствовать бюджету проекта. Даже при стоимости активов в несколько миллионов долларов можно начинать достаточно эффективно заниматься их розыском, используя при этом довольно маленький бюджет. Но чем больше украденная сумма, тем тщательнее она прячется: используется больше юрисдикций, схемы сложнее, задействуется больше финансовых инструментов. Раскручивать такую схему дольше и дороже.

В своей практике мы сталкивались с делами на суммы в десятки и даже сотни миллионов долларов. Здесь бюджеты достаточно большие, но они не привязаны к стоимости активов — просто с той стороны нам противостоит человек, который готов потратить достаточно много, лишь бы его не нашли. Так что нам необходимо затрачивать больше ресурсов на поиск, арест и возврат активов. В небольших делах сложных схем не бывает, поскольку их содержание ощутимо бьет по кошельку мошенника.

 

— В каких кейсах можно рассчитывать на привлечение внешнего финансирования?

— Международные компании, финансирующие международные судебные и арбитражные споры, а также компании, которые финансируют непосредственно процесс розыска активов, готовы работать при сумме активов от 5 млн долл. Но надо понимать, что их услуги составляют определенный процент от взысканного. То есть к таким компаниям есть смысл обращаться, если клиент готов уступить часть найденного. Вместе с тем он уменьшает свои риски: если вернуть не получится, то он хотя бы не потратится на процесс.

И самое интересное, что в наших крупных кейсах финансирование не привлекалось. Клиенты рассчитывали исключительно на свои ресурсы, и это вполне объяснимо, ведь сумма инвестиций гораздо меньше, чем заберет в случае успеха финансирующая компания.

Также надо отметить следующее: при сотрудничестве с грамотными юристами и разведчиками риск того, что ничего не будет найдено, минимален. При правильном использовании существующих инструментов обеспечения исков и раскрытия информации исключается ситуация, когда ты ничего не сможешь сделать. Как минимум можно посадить противоположную сторону за стол переговоров и договориться о реструктуризации. И когда мы найдем доказательства того, что у должника есть активы за рубежом, более того, наложим на них арест, да еще и обоснуем реальность уголовного преследования за рубежом (это реально, вспомним М. Аблязова), то человек более сговорчиво пойдет на переговоры.

 

— Кто в основном выступает в роли заказчика?

— Примерно 60 % составляют банки (как действующие, так и находящиеся в администрации ФГВФЛ или ликвидирующиеся). Оставшиеся 40 % обращений — это крупные финансово-промышленные группы, владеющие реальным бизнесом. Как оказалось, им также интересна эта услуга. Там, где есть большие финансы, всегда есть желающие «подзаработать». Так что эта часть рынка также положительно начала откликаться на предложения по розыску и возврату активов.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

ПОБЕДИТЕЛИ РЕЙТИНГА «50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ» В 1998-2016 ГОДАХ

Приходный орден

«Бронзовая лига» ведущих юридических фирм Украины 2016 года

50 ВЕДУЩИХ ЮРИДИЧЕСКИХ ФИРМ УКРАИНЫ 2016 ГОДА

Экспертный совет

Экономический порыв

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Объединение усилит

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Банкротство и реструктуризация

Перейти на контраст

Забота на перспективу

Великие закрытия

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Чувство веры

Эффектная подача

Труд задело

Гарантийные заботы

Срочный контакт

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Фармацевтика

Закупочная сцена

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

Ставить на тон

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Авиация

Небесное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Опасное нарушение

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Энергетика

Играть частно

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Валютное регулирование

Либеральный курс

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Недвижимость

Держать стройку

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

В активном поиске

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

M&A

На низком старте

Украинская M&Aтрица

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Обрести умеренность

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Спех и грех

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Поддерживающий фактор

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Тренд-зона

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

ВЕДУЩИЕ РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ФИРМЫ УКРАИНЫ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК В СФЕРЕ АНТИМОНОПОЛЬНОГО ПРАВА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

20 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СПОРОВ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Судебная практика

КРУПНЕЙШИЕ ПУБЛИЧНЫЕ СУДЕБНЫЕ И АРБИТРАЖНЫЕ ДЕЛА

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

50 КРУПНЕЙШИХ ПУБЛИЧНЫХ СДЕЛОК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Региональные рынки

Региональная кампания

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Конкурентное право

In antitrust we trust

Концентрация влияния

Обычное дело

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Интеллектуальная собственность

Штрих-ход

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международный арбитраж

Показать содействие

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Налоговая практика

Начать с нуля

Изменчивый ракурс

Прозрачный фон

Суть следования

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Уголовное право

Победителей не садят

Контактная формация

Корни привередливые

Шах за шагом

Гонка воображений

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Отрасли практики

Период застроя

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Международные отношения

Свести счеты

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Юридический рынок

Конец привлечений

GRандиозная реальность

Фирма и содержание

Изменчивое построение

Большие надежды

Культ управления

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

От редакции

АЛЕКСЕЙ НАСАДЮК

РУСТАМ КОЛЕСНИК

50 ведущих юридических фирм Украины 2016

Методология

Best records

VOX POPULI

Самое важное

Правдивая усталость

Акцент

Уровень правосоздания

В фокусе: ТМТ

Технологический порыв

Государство и юристы

Сберегательный клад

Государство и юристы

Новости законотворчества

КМУ предлагает изменить порядок контроля за непищевой продукцией

Государство и юристы

Гарантийное возмущение

Мания отличия

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен закон о пропавших без вести

Подготовлены поправки к закону о госфинансировании партий

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании принят закон о слежке

Неделя права

Юристов прибыло

IP-суть

Регуляционная ситуация

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ Sayenko Kharenko сопровождала получение разрешения АМКУ на крупнейшее слияние в истории пивоваренной отрасли

ЮФ AVELLUM консультировала AGCO в связи с получением разрешения на концентрацию для приобретения Cimbria

Interlegal сопроводил оформление банковской гарантии в качестве обеспечения по чартеру

Отрасли практики

Предмет риска

Толк платежом красен

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Legal Energy Forum

Репортаж

Указ резидента

Торговые соотношения

Самое важное

Совет в конце тоннеля

Cравнение на середину

Юрисдикция для АМКУ

Судебная практика

Повторная проверка

Судебная практика

Судебные решения

Право на кассационное обжалование судебного решения

Судебная практика

Чья юрисдикция?

Судебная практика

Судебные решения

Количество обращений в суд с заявлением о восстановлении одних и тех же утраченных материалов уголовного производства не ограничено

Судебная практика

Идентификация спорна

Исковая давность

Судебная практика

Судебные решения

Об основаниях для приостановления производства по делу об обжаловании решения ВСЮ

Судебная практика

Уйти? Остаться?

Оборонный комплекс

Тема номера

Книга жалоб

Вызвать разрешение

Входящий вызов

Дать отбор

Сложная тревога

Частная практика

Фора участия

Считают до пяти

В пределах конференции

Інші новини

PRAVO.UA