Современные информационные технологии все больше входят в нашу жизнь, делают ее удобнее и комфортнее, позволяя автоматизировать как различные производственные процессы, так и торговую сферу и сферу услуг. Электронные денежные переводы, платежные карты, электронная интернет-коммерция и связанные с ней электронные аукционы, торги и тендеры уже прочно вошли в нашу жизнь. Соответственно, в правовом поле нашей страны появляются нормативно-правовые акты, направленные на урегулирование соответствующих отношений: как более ранние Законы Украины «Об электронных документах и электронном документообороте» и «Об электронной цифровой подписи», действующие с 2003 года, так и Законы Украины «Об электронной коммерции» и «О публичных закупках», принятые в прошлом году.
Применение Blockchain
Следует отметить, что научно-технический прогресс не стоит на месте, а информационные технологии постоянно развиваются. Так, в последнее время приобретает популярность технология Blockchain. Blockchain по своей структуре — цепь связанных между собой блоков, содержащих определенную информацию. Каждый следующий блок такой цепи размещается на уже созданных блоках, включает в себя (дублирует) всю информацию, которая уже содержится в них, дополняя Blockchain новыми сведениями. Цепь строится на таких принципах, как разделение (децентрализация), открытость и защита. Сами пользователи формируют компьютерную сеть, компьютеры которой содержат копии каждого из блоков. Информация автоматически распределяется между всеми существующими блоками (при наличии связи), а содержание каждого из блоков может быть исследовано для выяснения проведенных транзакций. Идентификация лица и совершение им транзакций возможно при условии его надлежащей идентификации (в частности, с использованием электронно-цифровой подписи (ЭЦП).
Особенности указанной технологии (в частности, взаимное признание пользователями достоверности соответствующих сведений, отсутствие каких-либо границ и ограничений для проведения операций, стабильность работы, существенное ограничение возможностей противоправного вмешательства, уничтожения данных и т. д) обусловили ее применение в сфере криптовалют, то есть электронных единиц, которые используются как предмет торгов на бирже, для перевода средств, но количество и выпуск которых не зависит от реальных денег, эмитированных государствами. И хотя в настоящее время круг пользователей соответствующих криптовалют (Bitcoin, Dogecoin, Litecoin) не очень широкий, к тому же не во всех странах создано надлежащее правовое поле для их существования и происхождения наряду с традиционной валютой, а в некоторых странах они и вовсе запрещены, криптовалюты вполне способны конкурировать с традиционной банковской системой, а в будущем, возможно, и заменят ее.
В развитых государствах Blockchain, кроме банковской сферы, находит свое применение в сфере государственного управления и предоставления административных услуг (в частности, по регистрации прав на недвижимое имущество), в избирательных отношениях и т.п. Так, например, на Украине (г. Вышгород) проходит тестирование система электронных выборов E-Vox, проект Agora Voting и Factom (Остин, штат Техас) внедряет автоматизированные и децентрализованные системы голосования. И есть много других проектов, в частности, в США, России, Великобритании и других странах.
Особый интерес технология Blockchain вызывает в случае ее применения для проведения электронных аукционов. На наш взгляд, в отличие от обычных аукционов, электронный аукцион, проводимый с использованием технологии Blockchain (децентрализованный электронный аукцион), должен применяться к тем случаям, когда осуществляется продажа соответствующего имущества. При этом к покупателю такого имущества не предъявляются какие-то особые требования, требующие глубокой и дополнительной проверки. Так, например, в процессе осуществления публичных закупок есть заинтересованность в приобретении вещей (работ или услуг), которые характеризуются определенными характеристиками. Поэтому, как правило, встает вопрос о предыдущей либо следующей (пост-) квалификации товаров или исполнителей, которая (по крайней мере в традиционном виде) при применении технологии Blockchain может значительно усложнить процесс электронных торгов.
Нюансы проведения
Децентрализованный электронный аукцион, проводимый для продажи соответствующего публичного имущества, в большинстве случаев лишен этого. В ходе его проведения достаточно осуществления автоматической идентификации участников на основании их ЭЦП и получения необходимых сведений о них из открытых реестров (Единого государственного реестра) через открытые протоколы передачи данных. В случае установления специальных требований к покупателям следует решать вопрос о заключении договора в порядке обычного аукциона (конкурса), предусматривающего выяснение конкурсной комиссией соответствие участника таким требованиям, или же о закреплении постквалификации с применением соответствующих финансовых санкций к нарушителю. Кроме того, возможно установление таких условий использования приобретенного объекта, когда для нарушителя использование имущества окажется невыгодным и он будет вынужден его продать.
Среди объектов децентрализованного электронного аукциона, помимо собственно государственного или коммунального имущества, стоит предусмотреть и определенные права, принадлежащие государству (сообществу), относительно приобретения которых может существовать конкуренция покупателей. Таким образом, объектами должны выступать право на заключение договора аренды, право на пользование земельным участком, право на специальное пользование недрами и другими природными ресурсами, право на размещение наружной рекламы.
При организации продажи имущества (прав) важен способ обнародования и распространения информации о соответствующих объектах и порядке их приобретения. На наш взгляд, в такой ситуации оптимально создание и поддержка соответствующих информационных ресурсов в сети Интернет, находящихся в постоянном информационном взаимодействии с электронными торговыми площадками. Взаимодействие должно создавать возможность для автоматического вынесения избранного лицом объекта на аукцион.
Проведение аукциона в данном случае будет основываться на функционировании особой информационной системы, которая состоит из соответствующей базы данных, распределенной между пользователями, объединенными между собой при помощи информационной технологии (АРI). Работа с базой обеспечивается программным обеспечением, имеющим открытый программный код. Заинтересованные лица (организаторы, участники или наблюдатели) могут либо стать полноправными участниками системы, получив экземпляр базы, либо осуществлять соответствующие действия через электронные торговые площадки, осуществившие подключение к системе.
Процесс электронного аукциона будет состоять из этапа вынесения на аукцион соответствующего объекта, этапа экспозиции и непосредственно электронных торгов. Информация об объекте, наряду с другими сведениями, является составляющим элементом так называемого смарт-контракта — программы, определяющей ход проведения аукциона.
Для максимальной автоматизации процесса продажи соответствующего объекта текст договора купли-продажи должен быть утвержден уполномоченным органом. Сформированный лот следует рассматривать как предложение делать оферту. Ставка, сделанная участником в процессе электронных торгов и подтвержденная его ЭЦП, должна рассматриваться в качестве оферты. Акцептируется же такая оферта, автоматически определенная программой в результате проведенных торгов, как самая высокая.
Считаем, что именно при указанных выше условиях возможно эффективное применение электронного аукциона, основанного на технологии Blockchain. Такой аукцион сможет обеспечить должную конкуренцию, уменьшит существующие сейчас коррупционные риски и даже позволит пересмотреть подходы к конфликту интересов, которые мешают заключать договоры, если руководители соответствующих организаций состоят в родственных отношениях между собой или существуют другие отношения взаимозависимости.
КАРЧЕВСКИЙ Константин — юридический советник Международной организации по развитию права (IDLO), к.ю.н., доцент, г. Киев
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…