Служебный ввод — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №24 (963) » Служебный ввод

Служебный ввод

Рубрика Тема номера
Возмещение средств государственному органу за совершение им исполнительныхдействий является обязательной платой за оказанные им услуги

Учитывая то, что новая редакция Закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» вступила в силу сравнительно недавно, а процедура банкротства в нашей стране тянется годами, сегодня много вопросов в данной сфере остаются открытыми. А ведь банкротство является одним из наиболее сложных и противоречивых судебных процессов, поскольку каждый конкретный случай индивидуален.

Кредитор — юридическое или физическое лицо, органы доходов и сборов, а также другие государственные органы, которые имеют подтвержденные в установленном порядке документами требования по денежным обязательствам к должнику.

В законодательстве отсутствуют положения, где был бы указан конкретный перечень органов государственной власти, которые могут выступать кредитором в процедуре банкротства. Разъяснений относительно налоговой службы как кредитора на сегодня достаточно, чего не скажешь о государственной исполнительной службе. Но у последней также могут быть денежные требования к должнику, возникшие в связи с неуплатой должником исполнительного сбора.

Адвокатским бюро «Каменского» был осуществлен анализ действующих положений закона о банкротстве, других нормативно-правовых актов и найден ответ на вопрос: может ли государственная исполнительная служба иметь статус кредитора в процедуре банкротства?

 

Плата за услуги

Одним из ключевых факторов экономического развития страны и успешного реформирования ее экономики является эффективность наполнения государственного и местных бюджетов. На наполнение бюджетов всех уровней влияет также работа органов государственной исполнительной службы в части исполнения судебных решений о взыскании денежных средств в пользу государства.

Расходы органов государственной исполнительной службы, связанные с организацией и осуществлением исполнительных действий по обеспечению принудительного исполнения решений, являются расходами исполнительного производства.

Согласно части 1 статьи 28 Закона Украины «Об исполнительном производстве», в случае неисполнения должником решения имущественного характера в срок, установленный законом для самостоятельного выполнения, постановлением государственного исполнителя с должника взыскивается исполнительный сбор в размере 10 % суммы, подлежащей взысканию.

Поэтому можно сделать вывод, что исполнительный сбор — это плата за предоставленные услуги государственным органом по обеспечению исполнения решения суда в принудительном порядке, подлежащая обязательной уплате должником.

Согласно статье 28 Закона Украины «Об исполнительном производстве», исполнительный сбор взимается независимо от совершения государственным исполнителем мер принудительного исполнения, предусмотренных этим Законом.

Так, в Законе предусмотрена императивная норма, согласно которой исполнительный сбор является обязательным денежным обязательством, которое должник должен исполнить путем уплаты денежных средств в пользу государства за оказанные последним услуги, по исполнению решения суда.

Согласно абзацу 5 части 1 статьи 1 Закона о банкротстве, денежное обязательство — обязательство должника уплатить кредитору определенную денежную сумму согласно гражданско-правовому договору и на других основаниях, предусмотренных законодательством Украины.

Согласно части 1 статьи 509 Гражданского кодекса (ГК) Украины, обязательством является правоотношение, в котором одна сторона (должник) обязана совершить в пользу другой стороны (кредитора) определенное действие (передать имущество, выполнить работу, оказать услугу, уплатить деньги и т.п.) либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Согласно части 4 статьи 11 ГК Украины, в случаях, установленных актами гражданского законодательства, гражданские права и обязанности возникают непосредственно из актов органов государственной власти или органов местного самоуправления.

Под денежным обязательством согласно Закону Украины «О банкротстве» подразумевается также обязанность должника уплатить кредитору, который выступает в лице государства, денежную сумму, возникшую в связи с предоставлением последним определенных услуг, связанных с принудительным выполнением решения суда, что подтверждается постановлением о взыскании исполнительного сбора.

 

Бесспорные требования

Требования государственной исполнительной службы по уплате денежных средств в бюджет государства не могут быть спорными, если срок добровольного исполнения должником решения суда истек. Возмещение средств государственному органу за совершение им исполнительных действий является обязательной платой за оказанные услуги государственным органом с учетом требований Закона Украины «Об исполнительном производстве».

Поэтому государственная исполнительная служба, учитывая положения и требования Закона Украины «О банкротстве», может иметь статус кредитора в деле о банкротстве юридического лица и физического лица — предпринимателя, поскольку имеет подтвержденные исполнительным документом денежные требования к должнику за оказанные государственным органом услуги по принудительному исполнению судебного решения, которые подлежат обязательной уплате в государственный бюджет.

Государственная исполнительная служба может иметь статус не только конкурсного, но и инициирующего кредитора, ведь с учетом положения части 3 статьи 10 Закона Украины о банкротстве денежные требования данного кредитора являются бесспорными: подтвержденными судебным решением, вступившим в законную силу, и постановлением об открытии исполнительного производства. Кроме того, данные денежные требования не обеспечены залогом имущества должника. Единственным условием того, чтобы государственная исполнительная служба могла обращаться в суд об открытии производства о банкротстве является размер исполнительного сбора, который должен быть не менее 300 минимальных заработных плат, а также должно пройти три месяца с момента вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.

 

КАМЕНСКИЙ Денис — управляющий АБ «Каменского», г. Киев,

ГРЕБЕНЮК Ольга — юрисконсульт АБ «Каменского», г. Киев

 


Мнение

Сформировать требования

Владислав РЕЗНИКОВ,

партнер ЮФ Trusted Advisors

Закон Украины «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом» не содержит отдельных особенных требований к заявлению о возбуждении дела о банкротстве, поданному органом ГИС. Таким образом, как и для любого другого инициирующего кредитора, к заявлению ГИС законом предъявляются общие требования, то есть требования ГИС должны быть бесспорными.

Теоретически требования ГИС могут состоять из исполнительного сбора и затрат на проведение исполнительных действий. Стоит отметить, что размер требований ГИС должен составлять не менее 435 000 грн (эквивалент 300 минимальных заработных плат), а учитывая особенности исполнительного производства, такие требования могут быть сформированы в рамках осуществления исполнительных производств, которые находятся на исполнении в отделах принудительного исполнения решений главных управлений юстиций в областях или в департаменте ГИС.

На практике в Едином реестре судебных решений отсутствует информация о делах о банкротстве, инициированных по заявлению ГИС. Это можно объяснить необходимостью больших временных затрат на представление интересов ГИС в суде, необходимостью оплаты госпошлины сначала за рассмотрение иска о взыскании в суде, а потом за подачу заявления о банкротстве.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Самое важное

Наградной юрист

Акцент

ПО полной программе

В фокусе: Госрегистрация

Отдать часть

Государство и юристы

Достояние невесомости

Государство и юристы

Новости законотворчества

Будут созданы территории со спецэкологическим статусом

Внесен новый закон об ОРД

КМУ предлагает упростить таможенные формальности

Документы и аналитика

Привлекательное лицо

Проверочный диктат

Неделя права

ВТО-салон

Неделя права

Новости из-за рубежа

В нью-йоркских юрфирмах впервые за 10 лет выросли зарплаты

Неделя права

Годовой итог

Удел имущества

Новости юридических фирм

Частная практика

Специалисты Interlegal обеспечили замену предмета ареста

ЮФ ILF защитила интересы Ю. Сапронова в деле о диффамации

При содействии Axon Partners во Львове заработает онлайн-запись к врачу

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» выступила юрсоветником в международном проекте по сокращению персонала в датской интернет-компании

ЮФ Asters консультирует МФК по финансированию ФХ «Интегрированные агросистемы»

ЮФ Sayenko Kharenko — юридический советник U&Sluno

Отрасли практики

Наличное дело

Коррупционные веяния

Волна и мир

Рабочий график

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

IBA ECA Forum 2016

Репортаж

Реакционная коллегия

Самое важное

Делу — время

Бизнес-введение

Установка по требованиям

Судебная практика

Право на суд как фактор защиты

Журналист прав

Судебная практика

Судебные решения

Предприятия обязаны возмещать пострадавшим заработок (доход), утраченный ими вследствие утраты трудоспособности до принятия заключения МСЭК

Судебная практика

Обязательственное право

По нраву собственности

Возможно давление

Тема номера

Запретный плох

Поиск ответов

Бремя исполнения

Служебный ввод

Пилотный кейс

Частная практика

Сверить весы

Поисковый вопрос

Best Lawyers назвал лучших юристов Украины

Інші новини

PRAVO.UA