Еженедельная газета «Юридическая практика»
Сегодня 12 ноября 2018 года, 19:53

Генеральный партнер 2018 года

Адвокатское Бюро Гречковского - генеральный партнер газеты Юридическая практика в 2015 году
Еженедельная газета «Юридическая практика»

В фокусе: Госрегистрация

№ 24 (963) Исполнительное производствоот 14/06/16 (В фокусе: Госрегистрация)

Отдать часть

Замминистра юстиции Павел Мороз рассказал о последствиях передачи Минюстом большей части полномочий по регистрации

 

Павел МОРОЗ оптимистично оценивает результаты реформы: очереди исчезли, возникла конкуренция, а Минюст сосредоточился на функции контроля

Сфера регистрации оказалась в числе наиболее динамичных сфер реформирования. 2016 год стал годом качественных изменений: многие граждане убедились в том, что зарегистрировать право на недвижимость или создать новый бизнес можно без очередей. Предусмотренная законом программа-минимум в части передачи функций Минюста выполнена. Тем не менее Минюст сохраняет за собой функции контроля и работает над усовершенствованием регулирования. О промежуточных итогах реформы, а также о планах дальнейших преобразований «ЮП» рассказал заместитель министра юстиции Украины по вопросам регистрации Павел Мороз.

 

— Павел Александрович, на каком этапе находится регистрационная реформа?

— В данный момент реформа регистрации имущественных прав и бизнеса уже завершена. Мы завершили ее проведение 30 апреля 2016 года. Главная идея, напомню, состоит в том, что Министерство юстиции полностью отдает свои функции в сфере госрегистрации бизнеса и недвижимости районным государственным администрациям, городским и местным советам, абсолютно всем нотариусам и аккредитованным субъектам. Количество точек доступа увеличилось в пять раз! До реформы регистрацией бизнеса и недвижимости занимались 529 территориальных органов Минюста, а сегодня это более 900 органов местного самоуправления в сфере недвижимости и более 700 в сфере регистрации бизнеса, а также около 70 аккредитованных субъектов и более 6 000 нотариусов. Нотариусы получили ключи доступа еще в декабре прошлого года. При этом более «прогрессивные» нотариусы мгновенно приступили к выполнению новых функций. С 1 января мы принялись активно передавать свои полномочия на местный уровень.

 

— Что уже получили граждане вследствие реформы?

— Очереди исчезли. В прошлом остались те времена, когда людям приходилось занимать место в очереди к государственному регистратору за 100 долларов США, как было в период исполнения Закона о бенефициарных собственниках.

Возникла серьезная конкуренция: если вас не устраивает один субъект, вы можете обратиться к другому и за умеренную плату получить качественный сервис. Децентрализация и передача функций на места позволили перенаправить большой финансовый поток из Киева. Средства, уплаченные гражданами, идут в местный бюджет. Фактически община получает свои же деньги в виде социальных благ: дороги, детские сады, школы.

 

— Уточните, кто будет исполнять роль аккредитованных субъектов?

— В ближайшее время — коммунальные и государственные предприятия, в частности ГП «Укрпочта». Нас нередко спрашивали: «Это что, почтальоны будут заниматься регистрацией?». Нет, например, чтобы получить нашу аккредитацию в сфере регистрации прав, субъект регистрации должен нанять на работу минимум трех лиц, имеющих высшее юридическое образование и соответствующий стаж работы на государственной должности. Собственно, именно регистраторы будут регистрировать бизнес и недвижимость, а не почтальоны.

 

— То есть о передаче банкам полномочий по регистрации речь не идет? Ранее предлагалось перенять опыт Грузии в этом вопросе.

— Нет. На данном этапе это уже не актуально. Кроме того, получить аккредитацию могут только коммунальные или государственные предприятия.

 

— Как с новыми обязанностями справляются нотариусы?

— Большинство нотариусов выполняют возложенные на них функции качественно и добросовестно.

Случается, что нотариусы делают ошибки. За такую невнимательность и при условии, что к нам поступает жалоба, мы отключаем нотариуса от реестра на определенный срок, например на один месяц: пускай задумается и почитает законы. Если же ошибки являются преднамеренными или систематическими, мы блокируем доступ для таких нотариусов на более длительный срок, а то и навсегда. В дальнейшем недобросовестных нотариусов не останется вообще, поэтому отключение — действенный механизм. Услуги нотариусов существенно не подорожали. Теперь человек по принципу «единого окна» может получить необходимые услуги. В целом количество желающих стать нотариусами возросло.

 

— Создала ли дерегуляция риски с точки зрения безопасности? Возникли ли новые схемы рейдерства?

— Статистически уровень рейдерства существенно не изменился, даже уменьшился. Так, количество рейдерских захватов осталось на том же уровне в сфере недвижимости и уменьшилось в сфере бизнеса. Вообще, подобное явление существовало и продолжает существовать в любой стране мира. К примеру, нам недавно удалось посетить Бразилию, где эта проблема стоит также остро. В рейдерстве всегда задействован регистратор. В одном случае имеет место сговор между рейдерами и регистратором. В другом — рейдеры вводят регистратора в заблуждение, предоставляя ему документы, содержащие неправдивые сведения. В каждом случае мы проверяем, была ли вина регистратора.

 

— Можно ли говорить о тенденции перетекания госрегистраторов из системы Минюста в другие органы?

— Положение характеризуется дефицитом. Поэтому ни один государственный регистратор не остался без работы. Нотариусы готовы принимать их в качестве помощников. С начала года были уволены около двух тысяч госрегистраторов. Но есть потребность в 10 тысячах! Более того, дефицит профессии юриста может усилиться с введением института частных исполнителей судебных решений. Представьте, сколько появится желающих работать в этой сфере. Вообще, быть юристом сегодня становится выгодно.

 

— Нет ли опасности, что люди, уволенные в связи с дисциплинарными нарушениями из системы Минюста, устроятся работать в нотариат?

— Во всяком случае, сразу они не смогут стать нотариусами — они должны иметь и юридический стаж (три года), и стаж в качестве помощников нотариусов (три года). Кроме того, свою роль играет контроль со стороны Высшей квалификационной комиссии нотариата.

 

— Какие достижения в сфере противодействия коррупции вы могли бы назвать?

— Отказ Минюста от функций регистрации можно назвать одним из главных достижений. Поскольку нет монополии, то нет и оснований для злоупотреблений. Кроме того, налажена работа Комиссии по рассмотрению жалоб в сфере государственной регистрации в качестве органа, за которым закреплены функции контроля. Комиссия — это эффективный инструмент для отмены незаконных регистрационных действий. Комиссия рассматривает жалобу за 30 календарных дней и сбор при обращении не взимается (в отличие от суда). Жалобщики, которые обращаются непосредственно в суд, теряют возможность обратиться в Комиссию. С начала года мы получили около 600 жалоб, удовлетворили более 90. Львиная доля жалоб поступила в начале года, прежде всего на отказы со стороны «старых» регистраторов органов Минюста. За предыдущий год количество жалоб на действия регистраторов было в три, а то и в четыре раза больше по сравнению с текущим годом. 90 удовлетворенных жалоб — это не просто аннулированные действия, а фактически спасение от рейдерских захватов. Из всех решений Комиссии в судах обжалуются только восемь.

 

— Как Минюст справляется с оставшимися полномочиями по регистрации?

— Потребности в персонале нет. Мы полностью ликвидировали районные управления юстиции, поскольку обращений на регистрацию общественных организаций поступало крайне мало. Районные ячейки политических партий теперь регистрируются в главных территориальных управлениях юстиции (ГТУЮ). Возможно, это немного осложнило доступность, ведь часть людей будут вынуждены ехать в областной центр. С другой стороны, те, кто ездили из областных центров в районные, теперь смогут провести регистрацию непосредственно у себя. В данный момент мы обсуждаем еще одну идею: чтобы центры по предоставлению административных услуг выполняли роль фронт-офисов.

 

— Предоставления каких новых услуг можно ожидать украинским гражданам?

— Прежде всего уже полноценно заработали электронные сервисы: можно зайти на страницу Минюста и распечатать выписку относительно имущества или бизнеса. Можно записаться в ЗАГС онлайн. Не нужно никуда ехать, чтобы зарегистрировать, например, общество с ограниченной ответственностью.

 

— Что может сделать Украина для улучшения позиций в рейтинге Doing Business?

— В сфере регистрации бизнеса и недвижимости мы и так на достаточно высоком уровне.

 

— Связано ли удобство регистрации имущества с надежностью защиты права собственности?

— Раньше не составляло трудности подделать необходимые бумажные бланки. Сейчас электронная система более защищена. Присваивается индивидуальный регистрационный номер и создается отдельный электронный кабинет. Мы нарабатываем меры безопасности: например, в случае внесения изменений в реестр собственнику будет приходить SMS-сообщение. Также надеемся на принятие закона, предусматривающего нотариальное удостоверение выхода участника из общества, отчуждение доли или смену руководителя ООО. Хотя такая мера может кому-то показаться несовместимой с упрощением ведения бизнеса. Нам приходится балансировать, чтобы найти золотую середину. Если увидим, что количество рейдерских захватов увеличивается, такой закон, вероятнее всего, будет принят.

 

(Беседовал Виталий ДУДИН,

«Юридическая практика»)

 



Присоединяйтесь к обсуждению!

Автор *
E-mail
Текст *
Осталось
из 2550 символов
* - Поля, обязательные для заполнения.

№ 24 (963) от 14/06/16 Текущий номер

Исполнительное производство

№ 24 (963)
Акцент

ПО полной программе

Документы и аналитика

Проверочный диктат

Отрасли практики

Наличное дело

Тема номера:

Пилотный кейс

Поддерживаете ли вы введение налога на выведенный капитал?

Да, в перспективе это будет эффективней налогообложения прибыли

Да, но только для малого и среднего бизнеса

Нет, для государства это непозволительная роскошь

Ни один закон не искоренит такое явление, как уклонение от уплаты налогов

Ваш собственный вариант ответа или комментарий Вы можете дать по электронной почте voxpopuli@pravo.ua.

  • aequo
  • Antika
"Юридическая практика" в соцсетях
Заказ юридической литературы

ПОДПИСКА