Общественный — строй! — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №22 (961) » Общественный — строй!

Общественный — строй!

Ульрих Вессельс: «Адвокатское самоуправление должно стать рупором для формирования государственной политики»

Обращение к иностранному опыту, в частности к опыту стран — членов Европейского Союза, является характерной чертой проводимых на Украине реформ. Какие ­элементы ­правового ­регулирования адвокатуры Германии могут быть полезными, рассказал адвокат и нотариус, вице-президент Федеральной палаты адвокатов (BRAK), доктор Ульрих Вессельс.

 

— Сейчас украинскую адвокатуру ожидает очередная реформа, и нередко в этом контексте нам рекомендуют обращаться к опыту Германии. Господин Ульрих, вы третий раз приезжаете на Украину и уже знакомы с нашей адвокатурой, поэтому, может, посоветуете, какие правовые институты или идеи уместно было бы нам позаимствовать из немецкого опыта?

— В целом Украина — на правильном пути. В ходе общения с украинскими коллегами я понял: адвокаты вашей страны все больше осознают тот факт, что они являются независимыми представителями своих клиентов и в отстаивании их интересов выполняют защитную функцию, в том числе и от государства. Что еще важно для дальнейшего развития? Создание сильного адвокатского самоуправления. Но, по моему мнению, в первую очередь адвокаты должны достичь согласия между собой, выработать принципы сотрудничества и сосуществования.

Поэтому мое первое предложение, если я вообще вправе что-то предлагать, — это пытаться уменьшить влияние со стороны государства в силу закона или каким-то другим способом, то есть развивать самоуправление без влияния государства.

 

— Речь идет о меньшей детализации в законодательстве порядка действий органов адвокатского самоуправления?

— Конечно, в законе должна существовать норма, согласно которой адвокатура является независимой и подчиняется только своим клиентам. И, конечно, должно быть некое количество норм, определяющих полномочия органов самоуправления, их права и обязанности, но ни в коем случае не какие-то права государства на адвокатуру.

Закон должен устанавливать рамки, а наполнение этих рамок — дело органов самоуправления.

 

— В проекте нашего закона пытаются детализировать многие аспекты адвокатской деятельности, вплоть до порядка подсчета голосов на съезде.

— Я убежден, что закон должен содержать рамочные нормы. А уже детали, касающиеся проведения съезда, подсчета голосов, избрания представителей, можно определить на уровне устава Национальной ассоциации. Адвокаты должны сами решать такие вопросы. Не нужно это все законодательно урегулировать столь подробно.

Надо участвовать в разработке проекта закона, то есть лоббировать его. Советую адвокатам настаивать именно на принятии рамочного закона. Конкретизацией должны заниматься именно органы самоуправления: съезд адвокатов, совет адвокатов в соответствии со своими полномочиями. Тогда адвокатам будет проще реагировать на необходимость изменений: они будут вносить изменения сами и смогут договариваться между собой; ведь изменения в закон требуют соблюдения определенных процедур, привлечения политиков и парламента для принятия этих изменений. А это уже будет зависеть не от адвокатов, а от воли законодателя.

 

— Как известно, в Германии почти все аспекты адвокатской деятельности урегулированы законами, в том числе определение размера гонорара, рекламирование. Немецкие адвокаты, кажется, более ограничены законами, но, несмотря на это, они чувствуют себя свободнее. Чем можно объяснить такой парадокс?

— Да, действительно, у нас есть императивная норма, предусматривающая, что реклама адвоката может быть направлена только на сферу, в которой он практикует, и должна быть исключительно профессиональной. С другой стороны, именно такая норма гарантирует, что адвокат не будет давать абстрактную рекламу, как делают коммерческие компании, обещая какой-то сногсшибательный эффект. Этим устраняется желание борьбы за привлекательную, но обманчивую рекламу.

Благодаря урегулированию размеров вознаграждения многие проблемы не возникают вовсе. Во-первых, я не обсуждаю с клиентом размер гонорара: из суммы спора мы можем определить размер вознаграждения. Во-вторых, у нас нет проблем с демпингом на рынке, потому что никто не может предложить ставку ниже, чем ставка, урегулированная законом.

 

— Получается, что адвокаты работают за одинаковый гонорар?

— Установлены рамки, нижний и верхний предел, но они касаются досудебного производства. А когда речь идет о слушании дела в суде — норма более категорична: предусмотрены вознаграждения, размер которых нельзя превышать.

Тот парадокс, о котором вы спрашивали, пожалуй, можно объяснить тем, что наше законодательное регулирование профессии исключает дискуссии в адвокатских кругах, не связанные непосредственно с оказанием правовой помощи. Нам не нужно выдумывать какую-то необычайную рекламу, и у нас нет необходимости спорить о размере вознаграждения.

Конечно, закон не запрещает в дополнение к установленным законом ставкам заключать дополнительное соглашение о гонораре с клиентом, если клиент этого желает.

 

— Адвокаты в Германии являются активными участниками социальных движений, например в вопросе решения проблемы беженцев. На Украине во время известных событий адвокаты были на острие происходящего, отстаивали права граждан на мирные собрания и сейчас оказывают помощь участникам АТО. В Германии есть подобный опыт?

— Надо четко различать деятельность Федеральной палаты адвокатов, региональных палат адвокатов и союза адвокатов, к которому можно присоединиться на добровольной основе. Палаты адвокатов не имеют мандата на ведение социально-политической деятельности. Сами же адвокаты, конечно, могут осуществлять любую социальную или общественную деятельность. И занимаются ею очень активно. Например, вы спросили о беженцах — по прибытии их в Германию отдельные адвокаты или адвокатские группы, объединения занимаются разъяснением беженцам их прав и даже представляют их интересы в государственных органах или судах. Это движение возникло по инициативе самих адвокатов.

 

— Они работают бесплатно?

— Консультации адвокаты чаще всего предоставляют pro bono. Но, вы знаете, у нас законодательством предусмотрена возможность получить от государства оплату судебных процессуальных издержек, тем более что беженцы обычно попадают в число малообеспеченных. И еще у нас есть закон о юридическом консультировании, который также предусматривает возможность подачи прошения о возмещении расходов на юридическую консультацию.

Что касается именно темы беженцев, то органы адвокатского самоуправления разрешают адвокатам указывать соответствующую специализацию на своих визитках или веб-страницах. Такой подход стимулирует адвокатов к выбору специализации.

Но также адвокаты как граждане вправе участвовать в демонстрациях, к примеру, они выступали против инициативы прослушивания. К слову, адвокаты тогда действовали в двух ипостасях: как граждане и как профессиональная каста.

 

— Наши адвокаты вообще активно обсуждают возможность забастовки в связи с вопиющими фактами нарушений права на защиту и профессиональных прав адвокатов. Идея заключается в том, чтобы день или несколько дней не принимать участия в процессуальных действиях и судебных заседаниях с целью показать: судебная система и правоохранительные органы не смогут выполнять свои функции без адвокатуры.

— Я хорошо понимаю ситуацию, в которой оказались украинские адвокаты. К счастью, у нас со времен основания Федеративной Республики Германия ничего подобного не было. Мы придерживаемся того, что записано в законе, не допускаем случаев злоупотреблений или игнорирования. И даже если ошибочно или намеренно не было учтено какое-то из ходатайств или высказываний адвоката в рамках процесса, всегда можно в высших инстанциях на это сослаться и доказать правоту клиента. Раньше были подобные трудности, но на протяжении уже нескольких десятилетий этого, к счастью, нет.

Если бы мы сейчас в Германии устроили забастовку, то это было бы воспринято негативно, и прежде всего с точки зрения представительства по делам наших клиентов. Но не исключаю, что для украинских адвокатов привлечение внимания государства и общества к проблемам путем забастовки может оказаться последним средством.

 

— Установлена ли в Германии ответственность за нарушение прав адвокатов, в том числе со стороны государства или отдельных должностных лиц?

— Это трудно назвать специальной нормой, но есть правило: когда судья сознательно не придерживается нормы закона, он может быть привлечен к уголовной ответственности. Эта норма защищает в том числе и адвокатов. Но какой-то отдельной нормы, что за нарушение прав адвоката предусматриваются определенные санкции, нет.

 

— Что вы можете посоветовать украинским коллегам в противостоянии нарушениям их прав и профессиональных гарантий деятельности?

— Чтобы система работала, по моему мнению, следует соблюдать определенные правила. Во-первых, адвокаты должны прежде всего осознавать, что они являются мощной профессиональной организацией и им нужно держаться вместе. Разрозненность ослабляет их положение.

Во-вторых, даже если это прозвучит несколько наивно, орган самоуправления адвокатов должен стать рупором для оказания большего влияния на политиков и формирования государственной политики, в том числе путем избрания в парламент адвокатов, чтобы они уже как законодатели представляли позицию адвокатуры.

И совсем другое, но не менее важное направление — эффективная открытая работа с обществом. Надо информировать население, что именно адвокатура призвана представлять и отстаивать интересы граждан, в том числе и перед государственными органами. Общество должно поддерживать адвокатов, поскольку именно оно заинтересовано в независимой адвокатуре, к членам которой всегда можно обратиться за защитой. Когда граждане поймут, что именно адвокаты являются их представителями, могут обеспечить соблюдение их прав, то они будут требовать от политиков и государства усиления независимости и повышения качества адвокатской деятельности.

 

(Беседовала Ирина ГОНЧАР,

«Юридическая практика»)

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

VOX POPULI

Судебная практика

Не высшее образование

Акцент

Чуть-чуть не читается

Государство и юристы

Слухи народа

Спор-лото

Погашение налогового долга по НДС

Зарубежная практика

Общественный — строй!

Неделя права

Признательные решения

Путь в адвокатуру

Рейдерский ухват

Судоперестроение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Менее 30% британцев прибегают к помощи юристов

Новости из зала суда

Судебная практика

ВАСУ отменил предупреждение ВККС, вынесенное судье

Суд подтвердил законность отмены ареста средств комбината почти на 6 млн грн

Новости юридических фирм

Частная практика

ПЮА «Дубинский и Ошарова» защитило интересы ФИФА и УЕФА

Адвокаты АК «Правочин» выиграли спор в интересах крупного авиаперевозчика

Команда ЮК ARBITRADE выиграла арбитраж GAFTA

МЮФ Baker & McKenzie поддержала команду НаУКМА, одержавшую победу в Telders Moot Court Competition 2016

С. Гришко включен в список рекомендованных арбитров МКАС при ТПП Украины

Отрасли практики

«Белая» Панама

Процессуальный факт

Прозрачное будущее

Конкурентное деление

Залечь на судно

Рабочий график

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

IPF-2016

Репортаж

X-фактор

Самое важное

Налогообложение лотерей в ЕС

Техно критический

Западное слияние

Судебная практика

Уйти в поставку

Начислительная техника

Судебная практика

Судебные решения

О перерасчете заработных плат судей

Арендатор должен уведомить о намерении реализовать преимущественное право на продление договора аренды

Судебная практика

Доработать проект

Судебная практика

Судебные решения

О нюансах отказа от защитника

Судебная практика

Уволить нельзя оставить

Судебная практика

Судебные решения

Тайна последствия

Судебная практика

Победа юмора

Тема номера

Образ в жизни

Соль утраты

Частная практика

Передача в штрафную

Стандартное приведение

Інші новини

PRAVO.UA