Похоже, что на украинском рынке юридических услуг тенденция узкой специализации юрфирм (особенно молодых стартапов) постепенно замещается тенденцией развития универсальной практики, способной обеспечить решение если не всех, то большинства вопросов клиента. Классические бутики при этом сохраняют свои преимущества, но, как объясняет Александр Мамуня, партнер, руководитель практик интеллектуальной собственности и разрешения споров ЮФ Aequo, в деятельности практически любого клиента обычно присутствуют отношения, регулируемые нормами на стыке разных отраслей права, в связи с чем юрфирме желательно иметь команду юристов во всех практиках, необходимых для предоставления качественной, нужной клиенту услуги. По наблюдениям г-на Мамуни, универсальной юрфирме проще комплексно увидеть и понять бизнес клиента, обслуживая его в целом ряде направлений, что позволяет предлагать клиенту наиболее эффективные решения даже в тех практиках, где конкурировать приходится с классическими бутиками.
«Нужно уметь оказать комплексную услугу, быть готовым к тому, чтобы предложить клиенту по-настоящему системное сопровождение бизнеса. А спрос именно на системное сопровождение будет расти», — отмечает Роман Кузьменко, BD/PR-директор Pavlenko Legal Group. По его наблюдениям, если необходимость обратиться в юридическую фирму возникнет внезапно и застигнет клиента врасплох, как правило, клиент воспользуется услугами узкоспециализированной юридической фирмы. Если же клиент подходит к выбору юридической фирмы осознанно, ориентируясь на перспективу долгосрочного сотрудничества, ему необходим широкий перечень практик, позволяющий осуществлять комплексную юридическую поддержку, которую могут обеспечить универсальные юридические фирмы.
Роман Кузьменко также придерживается мнения, что недостатком нишевых фирм является их инертность в развитии, маркетинговом продвижении и расширении своих услуг. В то же время он обращает внимание на некоторые преимущества нишевого сегмента юридического рынка: это низкая конкуренция (если ниша новая или слишком узкая, то в ней есть реальный шанс стать «большой рыбой в маленьком пруду»), возможность творчески подходить к решению каждой конкретной ситуации, полностью фокусироваться на запросе клиента; а для клиента «бутиковость» юридической фирмы — признак экспертности.
«Бутиковые юрфирмы, как правило, специализируются в тех сферах, где есть существенная специфика предмета правового регулирования, что обеспечивает постоянный приток клиентов со специфическими, но при этом однотипными задачами, эффективное решение которых в меньшей мере зависит от комплексных возможностей фирмы и в значительной мере — от глубины специализации юристов в конкретной практике», — рассказал Александр Мамуня.
Александр Мартыненко, старший партнер МЮФ CMS Cameron McKenna, среди перспективных нишевых направлений в первую очередь называет налоговую практику, а также практику интеллектуальной собственности (причем в большей степени это касается даже отдельных ее направлений), спортивное право, семейное право и т.д.
А по словам Александра Мамуни, юридические бутики могут эффективно фокусироваться на праве интеллектуальной собственности, налоговом праве, судебном процессе, уголовном праве и процессе, в отдельных случаях — исключительно на трансакциях и т.д. Говоря о специфике бутиковой практики, партнер Aequo отмечает, что «она, как правило, менее подвержена экономическим спадам, однако имеет также и целый ряд недостатков, связанных с более жесткими ограничениями роста партнерства (поскольку рынок бутика меньше, чем рынок универсальной юрфирмы), отсутствием возможности решения комплексных задач клиента, требующих экспертизы в различных отраслях права, ограничениями развития юристов в рамках лишь одной практики».
Персонализированное решение
Александр МАМУНЯ,
партнер ЮФ Aequo
Украинский рынок юридических услуг переживал разные времена. В моменты его бурного роста многопрофильные юридические фирмы были очень востребованы среди клиентов, так как размер гонорара не был определяющим условием сотрудничества, особенно ценилась возможность фирмы качественно обслужить масштабные комплексные проекты, требующие участия больших команд, а также знаний и опыта сразу в целом ряде практик. Во время падения рынка, как показывает практика, клиенты пытаются всячески экономить, в том числе найти возможности самостоятельно выполнить необходимую работу, нанимать внешних юридических консультантов лишь под точечные задачи либо же нанимать разных советников для выполнения отдельных частей комплексного проекта с целью минимизации затрат на юридические услуги, что заставляет многопрофильные юрфирмы адаптироваться под возникающие потребности клиентов, пересматривать свою стратегию развития и подходы.
В настоящее время мы видим, что клиентами все больше востребована отраслевая (индустриальная) специализация юристов и юрфирм. Это означает, что юридический советник должен хорошо знать бизнес клиента, а также все аспекты правового регулирования его бизнеса, ведь только при соблюдении таких условий консультант может предложить клиенту персонализированное, максимально эффективное решение бизнес-задачи.
Все зависит от потребностей клиента
— Что сейчас больше востребовано клиентом: универсальность юрфирмы или узкая специализация?
— На самом деле все зависит от потребностей клиента. Если это то, что называется project work, то клиенту, естественно, более интересно (за определенными исключениями) работать с универсальными юрфирмами по принципу единого окна. Если в рамках проекта юристы могут качественно покрывать все нужные клиенту отрасли права/специализации, это значительно упрощает работу и удешевляет стоимость проекта для клиента.
Если же клиенту необходима экстраквалифицированная узкоспециальная правовая помощь по какому-либо отдельному вопросу, тогда он, конечно же, ищет на рынке наиболее квалифицированного специалиста по такому вопросу. Он его может найти как в узкоспециализированной фирме, так и в универсальной — я не усматриваю тут какой-либо зависимости.
— В чем преимущества и недостатки нишевой юрфирмы?
— Волатильность рынка — это основная угроза для бутиковой юрфирмы. Лишь только некоторые нишевые практики (например, налоговая или патентная) могут похвастаться более-менее постоянным спросом на их услуги.
Вторая угроза — замкнутость практики и невозможность самостоятельного обслуживания проектной работы.
Для клиентов результаты работы нишевых юристов по их специализации могут быть блестящими, но иногда возникают вопросы: а как они, собственно, стыкуются с результатами по иным аспектам клиентского проекта или как они монтируются в более широкие проектные потребности клиента?
— В чем преимущества и недостатки универсальной юрфирмы?
— В универсальной юрфирме не все практики могут быть одинаково хорошо развиты. В то же время клиент ожидает, что по всем вопросам его проекта он будет получать услуги одинакового качества от юристов такой фирмы. Если этого нет, клиент опять-таки вынужден бежать за советом к нишевым специалистам на рынке. Это удорожает и удлиняет его проекты.
В то же время для универсальной юрфирмы экономически нецелесообразно удерживать экстраопытного, но узкого и дорогого специалиста в своем составе, если она не может обеспечить его постоянным притоком работы, которая была бы адекватной его специализации и уровню. Поэтому такие специалисты, как правило, и вымываются в нишевые/бутиковые юрфирмы.
(Беседовал Алексей НАСАДЮК,
«Юридическая практика»)
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…