Изменения по году — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №9 (949) » Изменения по году

Изменения по году

Участие в совместном заседании приняли не только судьи, но и представители ключевых органов судебной системы, адвокатуры, прокуратуры, законодательной и исполнительной власти

Традиционно в начале текущего года представители судебной системы подводят итоги своей деятельности за предыдущий. Причем в последние несколько лет это происходит в разрезе каждой юрисдикции отдельно. Как правило, с этой целью высшие специализированные суды проводят заседания пленумов, на которых подытоживают результаты деятельности судов по разным специализациям (хозяйственной, административной, гражданской и уголовной). Хотя ранее, до проведения судебной реформы образца 2010 года, был другой обычай: представители разных инстанций и юрисдикций собирались в здании Верховного Суда Украины (ВСУ), чтобы проанализировать состояние дел за предыдущий год, заодно обсудив существующие проблемы и пути их решения. В 2016 году служители Фемиды решили возобновить эту традицию. «Чуть ли не впервые за последние пять лет собрались вместе представители судов разных инстанций и специализаций, а также представители других органов судебной власти, чтобы проанализировать итоги деятельности судов за прошлый год, наработать рекомендации по усовершенствованию осуществления правосудия и проинформировать о своей работе гражданское общество» — такими словами Председатель ВСУ Ярослав Романюк открыл совместное заседание органов судебной власти Украины, которое состоялось 19 февраля с.г. В этот день в Кловском дворце собралось высокое представительство — руководители высших и апелляционных звеньев судебной системы и ее ключевых органов, представители адвокатуры, прокуратуры, законодательной и исполнительной власти. Говорили о статистических показателях работы отечественной Фемиды в 2015 году и обсуждали существующие проблемы, в основном кадровые.

Статистические указатели

Если говорить о статистике, то она, безусловно, не основной показатель результативности деятельности судебной системы, хотя итоговые данные во многом достаточно красноречивы. Согласно предоставленной Государственной судебной администрацией Украины (ГСА) отчетности о состоянии осуществления правосудия в 2015 году, а также информации, озвученной председателями ВСУ и высших судебных инстанций, в прошлом году наблюдалось уменьшение объема поступления в суды дел и материалов. В 2015 году во все суды Украины, независимо от инстанции и специализированной юрисдикции, поступило порядка 3 млн 730 тыс. дел и материалов всех категорий, что на 6,5 % меньше по сравнению с 2014 годом (тогда эта цифра составляла около 3 млн 988 тыс.). В частности, в местные суды на рассмотрение поступило 3 млн 118 тыс., что на 6,8 % меньше по сравнению с 2014 годом. При этом объем «полученной» работы апелляционных инстанций практически не изменился: в 2015 году к ним поступило почти 449 тыс. дел, что всего на 2 % меньше по сравнению с предыдущим годом. А вот количество «поступлений» в высшие специализированные суды сократилось существенно — на 17,8 % (184 тыс. в 2014 году против 151 тыс. дел в минувшем). Для сравнения: в Высший хозяйственный суд Украины (ВХСУ) поступило порядка 18 тыс. дел и материалов (на 3 % меньше, чем в предыдущем году), в Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел (ВССУ) — примерно 76 тыс. (на 15 % меньше показателей 2014-го), в Высший административный суд Украины (ВАСУ) — около 57 тыс. (на 24 % меньше, чем в прошлом году).

Единственный суд, который не вписывается в картину общей тенденции, это ВСУ. В минувшем году Верховный Суд Украины получил для рассмотрения около 12 тыс. дел, то есть практически в десять раз больше, чем в 2014 году: 11 814 и 1228 дел соответственно. Это объясняется тем, что 28 марта прошлого года вступил в силу Закон Украины «Об обеспечении права на справедливый суд», которым, среди прочего, были внесены изменения в процессуальные кодексы в части допуска дел к производству ВСУ. В частности, был предусмотрен алгоритм прямого обращения с заявлением о пересмотре дела в наивысшую судебную инстанции страны, тогда как ранее данная процедура была опосредованной: вопрос о допуске дел в ВСУ решали высшие специализированные суды.

Если проиллюстрировать состояние дел в ВСУ в цифрах, то в 2015 году на его рассмотрении находилось 11 746 заявлений о пересмотре судебных решений (с учетом нерассмотренных в предыдущем году). На разных основаниях было возвращено 1214 заявлений, отказано в допуске в 7338 случаях, оставлено без рассмотрения 645 заявлений. При этом допущены дела к производству и вынесены определения об открытии производства по 1752 заявлениям, что составляет 14,9 % от числа заявлений, находящихся на рассмотрении ВСУ.

Другой пример — деятельность общих судов. Количество дел, поступивших на их рассмотрение в 2015 году, составило 2 млн 711 тыс., что на 7 % меньше, чем в прошлом году. Почти половина из них — 1,2 млн дел — поступило в порядке гражданского судопроизводства, 780 тыс. — в порядке уголовного, 642 тыс. — это дела об административных правонарушениях и 77 тыс. — дела, которые рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Тенденция к уменьшению общего показателя обусловлена в том числе и тем, что более чем на треть уменьшилось поступление дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства. Также существенно снизился показатель количества дел об административных правонарушениях.

В целом же общая тенденция уменьшения количества дел, которые поступили на рассмотрение судов в 2015 году, до уровня менее 4 млн (для сравнения: в 2014 году соответствующая цифра составила около 3 млн 987 тыс. дел и материалов, в 2015 году — почти 3 млн 730 тыс., тогда как, например, в 2011 году данный показатель достигал 9 млн дел) объясняется объективным фактором: прекращением деятельности большого количества судов (всех украинских на оккупированной территории Автономной Республики Крым, города Севастополя, а также в некоторых районах Донецкой и Луганской областей).

При этом средняя ежемесячная нагрузка на одного судью (рассчитано по численности судей по штатному расписанию) в 2015 году существенно не изменилась. Для судей местных судов она составляла: общий суд — 56,2 дел и материалов, окружной административный суд — 25,3, хозяйственный суд — 29,2. Для судей апелляционных судов: общий суд — 17 дел, административный суд — 22,7, хозяйственный суд — 19,9. Средние показатели объема работы судей наивысшей и высших инстанций следующие: ВСУ — 22,4, ВССУ — 57,5 дел и материалов, ВАСУ — 53,7, ВХСУ — 14,9 .

Все приведенные показатели нагрузки, как оговаривалось, рассчитаны в соответствии с количеством судей согласно штатному расписанию. Понятно, что при наличии вакансий фактическая нагрузка на работающих судей существенно возрастает. И, судя по риторике представителей судебной системы, именно проблема кадрового «голода» для них является одной из ключевых.

Кадровый запрос

В отличие от судебной статистики, демонстрирующей отрицательную динамику в части количества обращений в суды, ряд проблемных вопросов, с которыми сталкивались служители Фемиды в прошлом году, наоборот, расширился. В частности, Председатель ВСУ обратил внимание на то, что почти два года парламент не рассматривает по существу вопрос об избрании судей на должности бессрочно. Как отмечалось, сейчас почти 900 судей в местных судах не осуществляют правосудия, поскольку у них закончился пятилетний срок ­назначения на ­должность. «На самом деле это угрожающая цифра, поскольку пятая часть от числа работающих в местных судах судей не имеет права осуществлять правосудие», — подчеркнул Ярослав Романюк. Еще более угрожающим, по его словам, является то, что около 700 из этих судей прошли все необходимые проверки и процедуры для избрании на должность бессрочно, получили положительные рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины (ВККС), представления об их избрании внесены в Верховный Совет, однако так и не рассмотрены. Для примера он привел ситуацию, которая сложилась в Брусиловском районном суде Житомирской области: там все судьи уволились с работы, поэтому суд вообще не осуществляет правосудие.

Проблема «кадрового голода» актуальна и для ВСУ. По данным г-на Романюка, из 48 штатных судейских должностей на сегодня заполнены только 39, из них право осуществлять правосудие имеют лишь 36 судей. Ярослав Романюк обратил внимание председателя ВККС на указанную проблему. Как отмечалось, в связи с расширением процессуальных полномочий ВСУ действительно нуждается в новых кадрах. «Я прошу обратить внимание на квалификационные характеристики претендентов на занятие должностей судей в наивысшем судебном учреждении. Верховный Суд Украины нуждается не только в хороших юристах и профессиональных судьях с определенным стажем работы, которые формально соответствуют требованиям, определенным Законом Украины «О судоустройстве и статусе судей», но и в судьях с глубокой теоретической подготовкой европейского вектора, с навыками толкования правовых норм, с новым мышлением. Уверен, что такие судьи не только смогут обеспечивать эффективное осуществление правосудия, но и станут движущей силой в совершенствовании работы суда», — отметил г-н Романюк.

В свою очередь председатель ВККС Сергей Козьяков отметил, что возглавляемый им орган держит руку на пульсе решения кадровой проблемы, в частности, постоянно проводит мониторинг судейских вакансий. Анализируя ситуацию, сложившуюся в Брусиловском районном суде Житомирской области, он сообщил, что недавно ВККС обратилась к главе государства с рекомендацией перевести в эту обитель Фемиды судей — выходцев из зоны проведения АТО. Как отмечалось, законодательство позволяет осуществить соответствующую кадровую ротацию в кратчайшие сроки без проведения конкурсной процедуры. Отметим, что частью 3 статьи 75 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» предусмотрено: перевод судьи на должность судьи в другой суд того же уровня может осуществляться без конкурса в случаях реорганизации, ликвидации или прекращения работы суда, в котором такой судья занимает должность. Кроме того, г-н Козьяков сообщил, что проблема значительной рабочей нагрузки актуальна и для членов ВККС, и не только в связи с решением текущих задач (в частности, с процессом первичного квалификационного оценивания судей, стартовавшим недавно), но и из-за значительного количества жалоб на действия судей, поступающих на рассмотрение Комиссии: ежемесячно от 800 до 1000. «Из них около 90 % — это апелляционные или кассационные «жалобы», которые просто по-другому называются», — пояснил глава ВККС, добавляя, что в европейских странах эта цифра намного меньше — две-три сотни жалоб в год.

Ответ на вопрос, почему парламентарии заняли пассивную позицию в части выполнения конституционной функции по формированию судейского корпуса, попытался дать заместитель Главы Администрации Президента Алексей Филатов. «Мы видим, что Верховный Совет не принимает кадровых решений в отношении судей. Почему? Наверное, не только потому, что таким образом парламентарии хотят отвлечь внимание общества от проблем, существующих в самом парламенте, но и потому, что было сформировано (как по субъективным, так и по объективным причинам) определенное отношение к судьям со стороны общества. Поэтому народные депутаты не могут найти в себе силы взять на себя политическую ответственность (за кадровые назначения судей — прим. ред.). Конечно, рано или поздно им придется это сделать. Позиция Президента Украины по этому поводу четкая: Верховный Совет должен выполнять возложенные на него Конституцией Украины функции… Парламент как орган законодательной власти не может блокировать работу другой власти — судебной», — заверил г-н Филатов. Ситуация, когда из-за действий, точнее, бездействия народных депутатов увеличивается нагрузка на работающих судей, а в отдельных случаях вообще парализуется работа целых судов, как отмечалось, отнюдь не способствует ни улучшению качества осуществления правосудия, ни обеспечению права граждан на рассмотрение дела в разумные сроки.

Кроме этого, говоря о шагах, которые законодатели должны сделать в нынешнем году, Алексей Филатов среди прочего акцентировал внимание на вопросе восстановления и усиления гарантий финансовой независимости судебной власти. «Речь идет о судейском вознаграждении, пенсионном обеспечении судей, восстановлении уровня их пожизненного содержания, который существовал до 2014 года, а возможно, и выше. Думаю, что в ближайшее время эти вопросы будут затронуты в Верховном Совете», — спрогнозировал он. По его словам, источником дополнительного финансирования в этом случае может стать оптимизация судебной системы: имеется в виду, как заверил г-н Филатов, процесс укрупнения районных судов, а не ликвидация отдельных специализированных.

Вместе с тем представители судебной системы говорили и о проблемах, возникающих в связи с военными вызовами. В частности, председатель ВССУ Борис Гулько акцентировал внимание на особенностях осуществления правосудия, обусловленных проведением АТО. В частности, он отметил, что в 2015 году удалось возобновить работу апелляционных инстанций Луганской и Донецкой областей в городах Северодонецк и Артемовск соответственно. При этом г-н Гулько проинформировал, что в Апелляционном суде Луганской области с сентября 2015 года не производилась доставка лиц, содержащихся под стражей. Эта проблема уже неоднократно поднималась перед руководителями соответствующих органов государственной власти, однако меры для ее решения не принимались. По информации председателя ВССУ, доставка в суд лиц, содержащихся под стражей, начала осуществляться только с 15 февраля с.г., однако приостановление этого процесса в 2015 году может стать причиной для обращения лиц, содержащихся под стражей, в Европейский суд по правам человека.

И такие опасения не беспочвенны. Анализируя проблему соблюдения разумных сроков рассмотрения гражданских и уголовных дел, Борис Гулько отметил, что результаты анализа квартальных отчетов Правительственного уполномоченного по делам Европейского суда по правам человека свидетельствуют о том, что значительное количество решений этого суда по делам против Украины обусловлено нарушением права на справедливый суд и права на эффективное средство правовой защиты из-за чрезмерной продолжительности судебного рассмотрения.

Возвращаясь к вопросу судебной статистики, отметим, что на этот счет она красноречива: в прошлом году существенно увеличилось количество лиц, которые содержались под стражей более полугода. Так, по состоянию на 1 января 2016 года суды первой инстанции не рассмотрели 1,9 тыс. уголовных дел, а количество дел, рассмотрение которых было отложено, составило более 16 тыс., тогда как в предыдущем году этот показатель был существенно ниже — 10,8 тыс. дел. Главным фактором, который влияет на длительное рассмотрение уголовных дел, как уже упоминалось, служит неявка в судебное заседание участников уголовного производства.

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

FALSE

Банковский уклад

VOX POPULI

Самое важное

Лучшее поучение

Акцент

Оценочное осуждение

В фокусе: КАС

Все и сразу

Доказать миру

Государство и юристы

Изменения по году

Государство и юристы

Новости законотворчества

Создана система предотвращения терактов

Заповедники освободят от земельного налога

Внесен законопроект о дерегуляции в сфере туризма

Деловая практика

Дар упреждения

Документы и аналитика

Приказной непорядок

Неделя права

Не дельные советы

Кадровое решение

Неделя права

Новости из-за рубежа

Дизайн бутылок как ТМ

Неделя права

Хозяйственный отчет

Допускной режим

Неделя права

Новости из-за рубежа

Доступ к профессии

Новости из зала суда

Судебная практика

ВХСУ подтвердил правильность удовлетворения иска фонда «Синергия-4»

ВАСУ подтвердил приоритет применения статьи 63 Правил адвокатской этики

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites выступила pro bono юридическим советником VoxUkraine

Подведены итоги 11-го стипендиального конкурса ЮФ «АНК»

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Cargill в связи со строительством портового терминала в г. Южном

АО «Гесторс» выступает юридическим советником по вопросам, связанным с возвратом владельцу судна «Титан-2»

ПЮА «Дубинский и Ошарова» добилось успеха в проекте о признании общеизвестной на Украине словесной торговой марки Sprite

МЮГ AstapovLawyers усиливает практику уголовного права

Названы финалисты премии Chambers Europe Awards 2016

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы ЧП «СТАНДАРТ»

Отрасли практики

Продать по акции

Аналогия нрава

Власть совета

Рабочий график

Адвокатское законотворчество

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Репортаж

Изменения по акцизу

Самое важное

Отложенное лишение

Интерактивный обзор

Честное предприятие

Судебная практика

Выселительная программа

Не всякий случай

Неодинаковое применение

Тема номера

Параллели пересекаются

Ума палата

Вопрос с пристрастием

Арбитражный скор

Неустойчивое выражение

Прозрачно все

Частная практика

Учтенная ставка

Миф тесен

Інші новини

PRAVO.UA