Вещательный голос — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №6 (946) » Вещательный голос

Вещательный голос

Государственный комитет телевидения и радиовещания Украины разработал проект Закона Украины «Об аудиовизуальных услугах» (проект), призванный заменить действующий Закон «О телевидении и радиовещании» (Закон). Представители регуляторных органов называют проект революционным, поскольку он касается как традиционных, так и новых медиа.

Словарный запас

В статье 1 перечислены понятия, которые ранее не были изложены в Законе. Так, приводится определение аудиовизуальной услуги — это хозяйственная деятельность по распространению с помощью телекоммуникаций аудиовизуальной информации путем вещания или на заказ.

Значительное внимание уделяется приведению нормативного акта в соответствие с актами ЕС. Так, дается определение того, что является европейским произведением — аудиовизуальные произведения, производство или совместное производство которых контролируется физическими или юридическими лицами из государств — членов ЕС или государств, являющихся стороной Европейской конвенции о трансграничном телевидении. При этом субъектами предоставления аудиовизуальной услуги, относящимися к юрисдикции Украины, считаются компании, в которых не менее 30 % работников находятся на территории Украины (статья 2).

Обеспечение прозрачности собственности также является одной из важнейших частей проекта. Связанные лица определяются как юридические и/или физические лица, чьи взаимоотношения могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности лиц, которых они представляют. В частности, это юридическое лицо, которое осуществляет контроль хоздеятельности субъекта предоставления аудиовизуальной услуги или контролируется таким субъектом, а также находится под общим контролем с таким субъектом; физлицо или члены его семьи, осуществляющие контроль за субъектом предоставления аудиовизуальной услуги; должностное лицо субъекта предоставления аудиовизуальной услуги, а также члены его семьи; участники объединения предприятий независимо от его вида и организационно-правовой формы, осуществляющие свою хозяйственную деятельность путем образования такого объединения. Следует отметить, что сегодня Закон уточняет, кто является членами семьи («муж, жена, дети и родители, мачеха и отчим, родные братья, сестры и их дети, мужья и жены»). Кроме того, действующий Закон относит к связанным лицам студию-производителя, с которой субъектом информационной деятельности в течение года осуществлено хозопераций на сумму свыше 50 млн грн.

Помимо этого, в проекте не используется термин «аффилированное лицо» (юрлицо, имеющее существенное участие в субъекте информационной деятельности в области телевидения и радиовещания).

Новое время

Проект призван модернизировать регулирование деятельности, связанной с предоставлением аудиовизуальных услуг, с учетом роли Интернета. В статье 2 проекта уточняется, что не относится к сфере действия этого закона распространение аудиовизуальной информации на веб-сайтах, где информация создается пользователями без цели получения прибыли; на веб-сайтах печатных СМИ или информагентств, если распространение в сочетании аудио- и визуальной информации не является их основной информационной продукцией.

Вещание в сети Интернет (в том числе с использованием технологии IPTV) не подлежит лицензированию — в данном случае необходимо уведомление об осуществлении деятельности в сфере аудиовизуальных услуг (статья 28). Такое уведомление направляется Национальному совету Украины по вопросам телевидения и радиовещания (Нацсовету) за десять дней до начала вещания. Аналогичная процедура предусмотрена и для спутникового и кабельного вещания. В уведомлении указываются: 1) сведения о субъекте хозяйствования; 2) описание деятельности (для вещания — технология вещания, территория распространения программ, характеристики канала вещания, время и объемы вещания, логотип, позывные; для предоставления аудиовизуальной услуги на заказ — технология, применяемая для предоставления услуги, и территория предоставления услуги; для интернет-телевидения указывается веб-сайт, с которого ведется деятельность); 3) наименование оператора телекоммуникаций (если он отличается от субъекта хозяйствования, который осуществляет деятельность, подлежащую уведомлению). Эта информация не указывается, если соответствующая деятельность технологически ограничена сетью одного оператора телекоммуникаций.

Уведомление подлежит обязательному принятию. В контексте дерегуляции сферы следует отметить, что из проекта исключены нормы о редакционном уставе телерадиоорганизации (статья 57 действующего Закона).

Статья 8 посвящена регулированию общественного вещания. Проект устанавливает более подробные требования к общественным телерадиокомпаниям, чем статья 18 Закона. Сегодня указано, что такие организации должны быть неприбыльными и удовлетворять потребности местной общины. Проект же уточняет, что программы общественного вещания должны соответствовать следующим требованиям: 1) собственный продукт должен составлять не менее 50 %; 2) развлекательные передачи должны составлять не более 20 %; 3) не менее двух часов суточного вещания в промежутках времени между 06.00 и 23.00 должны составлять передачи с информацией местного или регионального значения. Такие каналы не могут использоваться для политической агитации.

Свобода высказывания

 

Разработанный документ вносит коррективы в рамки свободы слова. Проектом запрещаются только призывы к развязыванию «агрессивной войны». Сейчас запрещено даже «систематическое целенаправленное безосновательное обострение внимания на войне». При этом свобода деятельности СМИ может ограничиваться с целью защиты репутации или прав других людей или поддержания авторитета правосудия. Если буквально понимать эту норму, то телеканалы будут воздерживаться от демонстрации программ, посвященных коррупции в среде судейских кадров.

Статья 34 проекта регулирует право на ответ и опровержение более детально, чем действующий Закон в статьях 64 и 65. Заявление с соответствующим требованием подается в течение 30 дней со дня распространения такой информации. При этом имеются основания, позволяющие отказать в распространении ответа или опровержения, в частности, если имеются достаточные доказательства того, что оспариваемая информация соответствует действительности, точно отражает факты, о которых идет речь; если продолжительность текста явно избыточна; если предлагаемый текст не ограничивается ответом или опровержением оспариваемой информации; если текст содержит информацию, распространение которой запрещено; если распространение текста ответа или опровержения может привести к предъявлению гражданско-правовых требований к субъекту предоставления аудиовизуальной услуги; если язык текста отличается от языка оспариваемой информации; если оспариваемая информация является дословным воспроизведением публичных выступлений или сообщений должностных лиц; если оспариваемая информация касается незначительной фактической ошибки, которая не может причинить вред правам и законным интересам заявителя.

В статье 37 прописано, что канал, имеющий эксклюзивное право на трансляцию события «значительного общественного интереса», должен предоставить другим субъектам доступ к такой трансляции для подготовки коротких новостных сообщений.

Новацией является и закрепление прав потребителей аудиовизуальных услуг (статья 43), среди которых предусматривается и право обращаться в суд с целью защиты своих прав и законных интересов.

Продолжение следует

С целью повышения дисциплины в данной сфере предлагается внести изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях. Статья 18848 будет предусматривать ответственность за невыполнение законных требований Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания (максимальный штраф — до 700 необлагаемых минимумов доходов граждан). Как указывается в проекте, данные санкции налагают должностные лица Нацсовета.

Также данный орган осуществляет контроль соблюдения ограничений по защите экономической конкуренции в сфере аудиовизуальных услуг (в частности, запрещено контролировать больше 35 % эфирного времени).

Стоит отметить, что Нацсовет анонсировал внесение проекта в парламент еще в конце прошлого года. Однако подготовленный госкомитетом проект там считают недостаточно доработанным, хотя он и расширяет полномочия Нацсовета. Таким образом, обещанная революция в этой сфере переносится примерно на второе полугодие с.г., и заинтересованные субъекты смогут еще внести свои предложения.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Забота с риском

Государство и юристы

МЭРТвая тишина

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается изменить статью УК Украины «Незаконное обогащение»

Изменен ГПК в части установления факта рождения на оккупированной территории

КМУ внес очередной проект о реструктуризации кредитов

Государство и юристы

Неправовые акты

Изменения в порядок

Вещательный голос

Концепт по заявкам

Книжная полка

Системное размышление

Неделя права

Формат в деле

Неделя права

Новости из-за рубежа

В Великобритании впервые наложен штраф за нарушения при страховании ответственности юристов

Неделя права

Годность и предубеждение

ВСЮ отчитался

Показатели работы

Новости из зала суда

Судебная практика

ВСУ определил юрисдикцию дел по спорам между адвокатами и КДКА

Студия «1+1» добилась пересмотра дела по «Ревизору» в ВСУ

Новости юридических фирм

Частная практика

ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры» представила интересы «Интертранс» в Верховном Суде Украины

Юристы МПЦ EUCON защитили интересы компании «Укрречфлот»

МЮФ Integrites усиливает практику разрешения споров в России

ЮФ Aequo консультирует Сбербанк в связи с реструктуризацией кредитной линии

Отрасли практики

Фиктивные делки

Сложное продолжение

Полномочный пошел

Рабочий график

Адвокатские гарантии

КАЛЕНДАРЬ на неделю

СТРАНИЦА ИЗ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИКА ЮРИСТА

Самое важное

Ускоренное суждение

Замыкая крюк

Техническое прикрепление

Все в очередь!

Судебная практика

Новое начинание

Базовые знания

Судебная практика

Судебные решения

За задержку исполнения судебного решения не начисляются инфляционные потери и 3 % годовых

Квалификация незаконного завладения транспортным средством

О нюансах признания сделок по авалированию векселей недействительными

Судебная практика

Примат публичности

Размытые формы

Тема номера

Сборное предложение

Все будет формально

Сесть на цель

Ролевой порог

Лучший круг

Трибуна

Обет умолчания

Частная практика

GOLAW. Go South. Go West

Інші новини

PRAVO.UA