Налоговая реформа, как, впрочем, и другие реформы на Украине, из динамичного процесса наработки перешла в затяжные обсуждения. Более того, общая рабочая группа на базе национального совета реформ, которая должна была стать площадкой для выработки единой концепции, себя не оправдала. «В какой-то момент всем, кто работал над текстом проекта, сказали «спасибо» и презентовали свое видение реформы», — пояснил первый заместитель председателя Комитета Верховного Совета Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, народный депутат Украины, член рабочей группы по налоговой реформе Андрей Журжий, презентуя 5 октября 2015 года перед Ассоциацией налоговых советников альтернативную концепцию налоговой реформы.
По словам народного депутата, налогообложение должно быть таким, чтобы украинская экономика могла стать конкурентной. Необходимо признать, что в то время, когда на Украине наблюдается дефицит рабочих мест, подчеркнул г-н Журжий, именно рабочее место наиболее облагается налогами: в топ-3 налогов по поступлениям в бюджет входят два налога на заработную плату — единый социальный взнос (первое место) и налог на доходы физических лиц (третье). То есть эти поступления конкурируют с поступлениями от НДС (второе место). При этом Украина имеет фактически пустой Пенсионный фонд. Это очень тормозит развитие экономики и вынуждает выводить заработные платы в тень.
Если позволить работодателю платить лишь 20 % НДФЛ из реальной заработной платы, это, по подсчетам экспертов, не только будет стимулировать создание рабочих мест, но и существенно повысит поступления в бюджет. Ведь работодателю станет невыгодно скрывать действительные зарплаты.
Однако ключевым аспектом налоговой реформы г-н Журжий считает изменение структуры и сути работы фискальной службы. По его мнению, налоговые инспекции должны стать сервисными центрами, помогающими вести бизнес. При этом на уровне районов, где налоги, как правило, платят только физлица-предприниматели и несколько малых предприятий, налоговые инспекции не нужны. Достаточно усовершенствовать систему электронной отчетности, которую будет принимать областная инспекция. Это позволит государству сэкономить на содержании громоздкого аппарата. Ведь в действительности налоговые органы работают не более чем с 1500 компаниями, которые дают до 80 % от всех поступлений в бюджет.
А вот упразднение налоговой милиции, по мнению Андрея Журжия, государство даже не ощутит: расходы на содержание шеститысячного штата (410 млн грн) соразмерны с поступлениями в бюджет от их работы (470 млн грн), а общая эффективность деятельности не превышает 2 %. С таким (а то и большим) успехом, с «налоговыми уголовными делами» смогли бы справляться следователи МВД.
Что касается НДС, то проблему с его возмещением предлагается решить путем автоматизации процесса: без проверки, пересчета и принятия решений — по факту поданных деклараций и заявок, при этом сократить срок рассмотрения заявок и обязать вносить средства при подаче деклараций.
Чтобы лишить предпринимателей желания дробить бизнес, переходить на упрощенные системы, искать другие варианты налоговой оптимизации, в концепции реформы предусматривается установление единой ставки налогов 20 %, уплачиваемой только с реальных доходов.
Если коротко, суть альтернативной концепции налоговой реформы Андрея Журжия в следующем: минимизировать вмешательство государства и максимально упростить администрирование.
Комментируя возможные причины отсутствия реальных изменений в налоговой политике государства, президент Ассоциации налоговых советников, управляющий партнер Международного правового центра EUCON Ярослав Романчук назвал в их числе отсутствие политической воли, отсутствие единой площадки для подготовки и обсуждения реформы, отсутствие согласованных позиций относительно конечного результата реформы и чрезмерный популизм как во власти, так и в бизнесе.
Г-н Романчук детально остановился и на структурном аспекте реформы налоговых органов. По его словам, необходимо принимать комплексные меры для улучшения системы администрирования налогов: реформировать контролирующие органы, ликвидировать налоговую милицию, объединить в один документ акт налоговой проверки и налоговое уведомление-решение (чтобы решить проблему вынесения неоспариваемых актов, которые впоследствии становятся основанием для других проверок или открытия уголовных производств), установить единую форму первичного документа с обязательными реквизитами, предусмотренными законом о бухгалтерском учете. Также Ярослав Романчук высказал идею перенять польский опыт и ликвидировать Государственную фискальную службу Украины, создав при Министерстве финансов налоговую и таможенную палаты.
Важным аспектом реформы г-н Романчук назвал и изменение системы административного обжалования налоговых решений, поскольку фактически она сегодня не работает: в конечном итоге 92 % налоговых споров передаются в суды.
Лариса Врублевская, партнер, руководитель практики ТЦО Международного правового центра EUCON, презентовала альтернативную концепцию реформирования налога на прибыль, разработанную группой экспертов. Ее суть заключается в замене действующего малоэффективного налога на прибыль налогом на распределенную прибыль с одновременным упразднением авансовых платежей. То есть налог на доходы будет уплачиваться в момент «изымания» прибыли из юридического лица для выплаты дивидендов учредителям (акционерам). Это, по прогнозам экспертов, позволит увеличить объем оборотных средств предприятий. Реинвестированную прибыль можно направить на модернизацию производства, создание новых рабочих мест. Как следствие, при налогообложении прибыли, направленной на выплату дивидендов, не будет необходимости в оптимизации налогообложения. Новая модель сделает нецелесообразным и невыгодным выведение капиталов в оффшоры.
Любопытную оценку прогнозированного влияния налоговой реформы на экономику страны предоставил руководитель аналитической группы Amelin Strategy Анатолий Амелин. Он акцентировал внимание на том, что налоговая политика является одним из важнейших рычагов в регулировании экономического развития. Чего стоит один только факт, что объем зарплат «в тени» оценивается в 270 млрд грн. «По нашим расчетам, после брутизации и снижения ставки налогов на заработную плату с 41 % до 20 % работодателю будет выгоднее платить официальную зарплату. В трехлетней перспективе из тени естественным образом выйдет до 70 % фонда оплаты труда. А по пятилетнему прогнозу бюджет дополнительно получит 230 млрд грн в виде налогов на зарплаты и 100 млрд грн дополнительного НДС (как последствие роста уровня потребления в связи с увеличением зарплат)», — привел расчеты г-н Амелин.
В случае отмены сегодняшней системы уплаты налога на прибыль и внедрения уплаты налога на распределенную прибыль дополнительный объем инвестиций в экономику в 2016–2020 годах оценивается в 860 млрд грн. А мультипликативный эффект экономического роста за этот период составит до 1,4 трлн грн плюс создание дополнительно около 2 млн рабочих мест. И эти подсчеты не учитывают вероятного прироста внешних инвестиций — только за счет внутреннего ресурса.
Вопросы упрощения администрирования НДС детально проанализировал Михаил Соколов, директор «Кесарев Консалтинг». Суть идеи — перестать планировать отдельно доходы от НДС и расходы на его возмещение, а прогнозировать только разницу; ввести единый счет для расчетов по НДС, с которого в бюджет перечислять сальдо, после того как будут удовлетворены все заявки по возмещению. При этом надуманные основания для отмены свидетельства плательщика НДС, такие, как ошибки в декларациях или отсутствие по адресу, упразднить: право на возмещение НДС должно основываться исключительно на факте перечисления этого налога.
Обсуждая вопросы реформы, участники не обошли вниманием и упрощенную систему. Этот вопрос поднял Данил Гетманцев, профессор кафедры финансового права юридического факультета КНУ им. Т. Шевченко. Он поддержал принцип группировки плательщиков единого налога: сохранение двух первых, уже существующих групп, и ликвидация третьей, в которую стремится войти по формальным признакам крупный бизнес. «Изменения позволят сохранить суть упрощенной системы — поддержку малого предпринимательства, но при этом обеспечат ликвидацию схем минимизации, которыми пользовался средний и более крупный бизнес, а также будут способствовать реформированию НДС и налогообложения фонда оплаты труда», — отметил г-н Гетманцев.
Презентованная концепция вызвала живое обсуждение в зале, а президент Ассоциации налоговых советников Ярослав Романчук заверил, что обсуждение идей и работа по их сопровождению при принятии продолжится в рамках ассоциации.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…