Необходимость введения на Украине института пробации, являющегося важным элементом системы уголовной юстиции во многих европейских странах и доказавшего свою эффективность как действенный механизм исправления осужденных и предупреждения совершения ими повторных преступлений, назрела давно. Но, несмотря на многочисленные нормотворческие попытки (соответствующий закон парламент разных созывов пробовал принять на протяжении последних восьми лет), на законодательном уровне урегулировать этот вопрос удалось буквально недавно. В начале февраля с.г. парламент принял Закон Украины «О пробации» (Закон), который уже через несколько недель был подписан главой государства и опубликован.
Следует отметить, что в нормотворческую основу нового превентивного механизма были положены наработки предыдущей власти: законопроект № 0921, принятый народными депутатами 5 февраля с.г. во втором чтении и в целом, был инициирован правительством под руководством Николая Азарова еще в январе 2013 года. Правда, с того времени законодательная канва, необходимая для внедрения системы пробации, претерпела значительные изменения. В ходе подготовки ко второму чтению в текст законодательного акта было внесено около 100 поправок.
Согласно Закону, «пробация — это система надзорных и социально-воспитательных мер, принимаемых по решению суда и в соответствии с законом к осужденным, выполнение определенных видов уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, и обеспечение суда информацией, характеризующей обвиняемого». Цель такой новации заключается в обеспечении безопасности общества путем исправления осужденных, предупреждении совершения ими повторных уголовных правонарушений и обеспечении суда информацией, характеризующей обвиняемых, для принятия судом решения о мере их ответственности. Статья 14 Закона определяет перечень субъектов пробации, в который включаются лица:
— осужденные к наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ;
— которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ;
— освобожденные от отбывания наказания с испытанием и освобожденные от отбывания наказания беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
— осужденные к ограничению свободы, которые направляются для отбывания наказания в исправительные центры;
— отбывающие наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок, в отношении которых принимаются меры по подготовке их к освобождению.
Примечательно, что наряду с осужденными пробация распространяется также на обвиняемых, в отношении которых органом пробации готовится досудебный доклад (письменная информация для суда, характеризующая обвиняемого). В этом случае, согласно логике Закона, речь идет лишь об «информационной» составляющей пробации, поскольку применение к обвиняемому (который не считается лицом, виновным в совершении преступления, и впоследствии может быть оправдан) надзорных или социально-воспитательных мер вряд ли можно считать целесообразным, и до признания лица виновным они являются преждевременными.
Законом предусмотрены три вида пробации: досудебная, надзорная и пенитенциарная. Досудебная пробация — это обеспечение суда формализованной информацией, характеризующей обвиняемого, с целью принятия судом решения о мере его ответственности. Досудебный доклад об обвиняемом должен содержать социально-психологическую характеристику, оценку рисков совершения повторного уголовного правонарушения и вывод о возможности исправления без ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок. Обвиняемому предоставляется возможность участвовать в подготовке данного документа путем предоставления необходимой информации.
Надзорная пробация — осуществление надзорных и социально-воспитательных мероприятий в отношении осужденных к наказаниям в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ, исправительных работ, лиц, которым наказание в виде ограничения свободы или лишения свободы на определенный срок заменено наказанием в виде общественных работ или исправительных работ, лиц, освобожденных от отбывания наказания с испытанием, освобожденных от отбывания наказания беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также направление осужденных к ограничению свободы для отбывания наказания в исправительных центрах. Порядок осуществления надзора и проведения социально-воспитательной работы с осужденными, как в принципе и алгоритм составления досудебного доклада, утверждается центральным органом исполнительной власти, который формирует государственную политику в сфере пробации.
И третий вид пробации — пенитенциарная — заключается в подготовке лиц, отбывающих наказание в виде ограничения или лишения свободы на определенный срок, к освобождению с целью трудового и бытового их устройства после освобождения по выбранному ими месту жительства. Орган пробации совместно с государственными органами и органами местного самоуправления содействует осужденным, готовящимся к освобождению, в определении места жительства после освобождения, устройстве в специализированные учреждения для освобожденных, госпитализации в учреждения здравоохранения лиц, нуждающихся в стационарной медицинской помощи, и трудоустройстве трудоспособных лиц. Законом предусмотрено, что порядок взаимодействия органа пробации и государственных органов при осуществлении мероприятий пенитенциарной пробации утверждается нормативно-правовыми актами центральных органов исполнительной власти, формирующих государственную политику в сферах пробации, социальной политики, здравоохранения, и Министерства внутренних дел Украины.
Кроме того, в Законе прописываются особенности пробации в отношении несовершеннолетних, аспекты социально-воспитательной работы и волонтерской деятельности, связанной с пробацией, а также устанавливается контроль за деятельностью органа пробации. Так, согласно статье 23 Закона, надзор за соблюдением законов органом пробации осуществляют Генеральный прокурор Украины и подчиненные ему прокуроры в соответствии с законом.
В целом характеризуя данную новацию, следует отметить, что законодатели пошли по принципу минимальной коррекции, фактически предложив внедрить модель пробации в работу существующей уголовно-исполнительной инспекции, которую предлагается переименовать в орган пробации, предоставить ей дополнительные полномочия и возложить на нее новые обязанности. При этом принятый Закон — это лишь теоретическая основа для введения системы пробации, для реализации его положений следует внести системные изменения в целый ряд других законов, в частности, в Уголовный, Уголовный процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы, Законы Украины «О милиции», «О волонтерской деятельности», «О Государственной уголовно-исполнительной службе Украины» и другие. В связи с этим заключительным положениями Закона предусмотрен особый порядок имплементации его положений: Закон вступает в силу со дня, следующего за днем его опубликования, и вводится в действие через шесть месяцев, то есть с конца августа с.г. Но до того как этот Закон заработает, в трехмесячный срок со дня вступления его в силу Кабинет Министров Украины должен подготовить нормотворческую почву: внести на рассмотрение парламента предложения по внесению изменений в другие законы, принять меры по приведению в соответствие с настоящим Законом подзаконных нормативно-правовых актов, привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом и принять целый ряд новых.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…