Деятельность Антимонопольного комитета Украины (АМКУ) в этом году проходила в достаточно экстремальных условиях: кроме общеизвестной экономико-политической ситуации, ведомство работало в неполном составе и без полноценного руководства — постановлением от 26 марта с.г. Верховная Рада Украины уволила Василия Цушко с должности председателя АМКУ, а в составе Комитета остались только пять (из восьми) государственных уполномоченных. Все это время обязанности председателя исполняет Николай Бараш.
В должности председателя АМКУ Кабинет Министров Украины видел партнера МЮГ AstapovLawyers Антонину Ягольник. По крайней мере соответствующий проект постановления был зарегистрирован в парламенте еще 7 апреля с.г. Однако прошло чуть больше полугода, а такое важное кадровое назначение не осуществлено. Видимо, проект постановления «завис» в профильном парламентском комитете.
Безусловно, неукомплектованность состава Комитета сказалась на его работе. По мнению управляющего партнера ЮФ «Антика» Алексея Кота, нельзя ожидать от фактически половины состава АМКУ глубокого и быстрого рассмотрения дел. Ведь кроме непосредственно заседаний, на которых принимаются решения, значительный объем работы проводится госуполномоченными и сотрудниками Комитета при подготовке к заседаниям. В то же время г-н Кот подчеркивает, что критичных провалов в работе АМКУ в 2014 году избежать удалось. В целом, несмотря на некоторое снижение обычных темпов расследований, установленные законом сроки процедур Комитетом соблюдались, а субъекты хозяйствования, как правило, не ощущали каких-либо проблем в работе Комитета.
Сферы, к которым следует проявить повышенное внимание, АМКУ определил еще в начале года. Это рынки строительства и стройматериалов, подключения объектов градостроительства к инженерным сетям, розничной торговли в неспециализированных магазинах (преимущественно продовольственным ассортиментом), розничной торговли лекарственными средствами. И, несмотря на кадровые пертурбации, приоритеты ведомства не изменились.
С учетом сложной экономической ситуации в 2014 году и девальвации гривны, что, безусловно, отразилось на цене товаров, Комитет традиционно уделял внимание так называемым социальным рынкам. Алексей Кот отмечает, что в очередной раз было проведено расследование в отношении роста цен на бензин и нефтепродукты, особое внимание уделено рынку лекарственных препаратов. Продолжается расследование потенциального сговора ряда крупных торговых сетей (супермаркетов) в Украине, реализующих продовольственные товары. Результатов этого расследования, скорее всего, следует ожидать уже в следующем году.
Реагируя на существенный рост цен на продукты питания, Комитет рекомендовал основным торговым сетям, действующим на рынках розничной реализации продовольственных товаров (ООО «Бимаркет», ООО «Фоззи-Фуд», ООО «Новус Украина», ООО «АТБ-маркет», ООО «Ашан Украина Гипермаркет», ООО «ЕКО» и др.), принять меры по недопущению необоснованного повышения розничных цен.
В то же время г-н Кот рассказал, что активность Комитета в других сферах несколько снизилась. К примеру, в 2014 году АМКУ менее пристально отслеживал случаи недобросовестной рекламы и распространения информации, вводящей потребителей в заблуждение.
Еще одной важной тенденцией 2014 года стало отсутствие новых громких и скандальных дел. «Является ли это следствием недоукомплектованности состава Комитета или желанием не связываться в условиях кризиса с делами с потенциальной политической окраской, сказать достаточно сложно», — резюмирует Алексей Кот, одновременно отмечая успехи представителей АМКУ в хозяйственных судах, зачастую поддерживавших позицию ведомства, а не предпринимателей.
В этом году разгорелся скандал вокруг закупок в оборонной и фармацевтической сферах. Однако роль АМКУ в нем лишь косвенная. Дело в том, что Антимонопольный комитет является органом обжалования государственных закупок. Он наделен, в частности, правом приостанавливать процедуру закупок при рассмотрении соответствующей жалобы.
Напомним: в конце июня представители общественных организаций пикетировали помещение Львовского территориального отделения АМКУ с целью «немедленно разблокировать закупку бронежилетов для украинской армии». Что касается блокировки закупки лекарственных средств Министерством здравоохранения, то это могло стать вопросом жизни и смерти для тысяч украинцев.
Как объясняет юрист, кандидат в народные депутаты Украины Виктория Пташник, процедура приостановления торгов применяется с целью обеспечения возможности устранения заказчиком нарушений, выявленных АМКУ, и внесения изменений в тендерную документацию в процессе торгов. Выявление же нарушения АМКУ после раскрытия предложений участников может повлечь за собой отмену торгов и, соответственно, необходимость проводить их заново (естественно, с соблюдением всех установленных сроков).
В ситуации с закупкой лекарственных средств наряду с выявленными дискриминационными условиями тендерной документации, по словам г-жи Пташник, присутствовали многочисленные случаи получения жалоб от «недобросовестных жалобщиков». «Отдельные субъекты хозяйствования подают жалобы исключительно с целью затянуть процедуру торгов, причем делают это, как правило, за несколько дней до раскрытия предложений», — объяснила адвокат. Так, известны случаи, когда в процессе закупки лекарственных средств жалобы подавались компаниями, не имеющими соответствующей лицензии на оптовую торговлю лекарствами, а значит, такие компании не смогли бы осуществить поставку в случае победы в тендере. По мнению г-жи Пташник, в сложившейся с закупкой лекарств ситуации речь идет уже не только о конкуренции, а прежде всего о здоровье и жизни пациентов. Поэтому в данном деле должны разобраться правоохранительные органы.
Одной из эффективных мер, способных повлиять на прозрачность госзакупок, г-жа Пташник называет их перевод исключительно в электронную форму. «Нужно максимально ограничить возможность общения участников с заказчиком и открыть информацию о закупках для всех желающих. Общественность должна видеть, что закупается, у кого, по какой цене, какими были предложения победителя и других участников тендера и т.д. Это снимет много вопросов в будущем», — уверена Виктория Пташник.
В январе-сентябре 2014 года Высший хозяйственный суд Украины рассмотрел 133 кассационные жалобы по делам по спорам, связанным с применением антимонопольного законодательства. Из них 101 — о признании решений АМКУ недействительными, 23 жалобы — о взыскании штрафа, наложенного решением АМКУ, 9 — о защите от недобросовестной конкуренции. За аналогичный период прошлого года рассмотрено 110 кассационных жалоб соответствующей категории, что на 17 % меньше, чем в 2014 году. Как подчеркивает секретарь четвертой судебной палаты ВХСУ Игорь Бенедисюк, статистические данные свидетельствуют о тенденции к увеличению количества дел в спорах, связанных с признанием решений АМКУ недействительными (увеличилось на 32 %), и уменьшению количества дел в спорах о защите от недобросовестной конкуренции (уменьшилось на 44 %).
Он уточняет, что в спорах, связанных с применением антимонопольного законодательства, наибольшее количество дел составляют споры относительно обжалования решений АМКУ о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции в виде совершения антиконкурентных согласованных действий (в январе-сентябре 2013 года количество кассационных жалоб данной категории составляло 19, за аналогичный период 2014 года — 35) и злоупотребления монопольным (доминирующим) положением (37 жалоб в январе-сентябре 2013 года и 51 жалоба в январе-сентябре 2014 года). Наибольшее количество дел, связанных с защитой от недобросовестной конкуренции, составляют споры относительно распространения информации, вводящей в заблуждение, в части сообщения субъектом хозяйствования неопределенному кругу лиц неправдивых сведений, которые могут повлиять на намерения лиц приобрести товары именно этого субъекта хозяйствования (в январе-сентябре 2013 года количество кассационных жалоб данной категории составляло 13, в аналогичном периоде 2014 года — 8).
Подводя годовые итоги применения конкурентного права, нельзя не вспомнить и о торговых расследованиях. Советник АФ «Сергей Козьяков и Партнеры» Анна Гладштейн говорит, что по состоянию на октябрь 2014 года в Украине проводятся два антидемпинговых расследования (относительно импорта в Украину ламп накаливания происхождением из Киргизской Республики и труб бесшовных нержавеющих происхождением из Китая) и одно (инициированное впервые в Украине) антисубсидиционное расследование относительно импорта в Украину автомобилей происхождением из России. Также осуществляется пересмотр уже действующих антидемпинговых мер относительно импорта в Украину стрелочных переводов, флоат-стекла и специальных защитных мер относительно импорта в Украину стальных труб.
Г-жа Гладштейн обращает внимание на то, что Украина при проведении торговых расследований склонна либо применять меры торговой защиты (пошлины или квоты), либо прекращать расследование без применения мер. При этом не используется такой механизм, как ценовые обязательства экспортера. В то время как пошлины призваны, как правило, «наказать» демпингующих экспортеров посредством взимания дополнительной пошлины к уже существующей, ценовые обязательства имеют более «дружественный» характер, так как они обычно позволяют экспортерам поднять цены и при прочих равных условиях получить более высокую прибыль.
Следует помнить, что против украинских товаропроизводителей также применяются меры торговой защиты на внешних рынках. Для минимизации рисков инициирования торговых расследований Анна Гладштейн рекомендует украинским экспортерам привлекать специалистов для разработки экспортной стратегии. «Речь идет не только об экономических советниках, формирующих ценовую политику, но и о специалистах в торговом праве. Учитывая, что 95 % мировой торговли регулируется правом Всемирной торговой организации, в рамках которого есть отдельные соглашения о процедуре проведения и условиях применения мер торговой защиты, такие специалисты смогут подсказать, какие факторы стоит учитывать при выходе на экспортный рынок и продолжительной работы на нем», — уточняет комментатор.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…