Право на получение денежной помощи при увольнении с госслужбы — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №48 (884) » Право на получение денежной помощи при увольнении с госслужбы

Право на получение денежной помощи при увольнении с госслужбы

В случае досрочного выхода на пенсию государственного служащего с должности в органах госвласти, при наличии у него стажа государственной службы не менее десяти лет и страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, он имеет право на получение денежной помощи в размере десяти месячных должностных окладов, которое не связано с достижением пенсионного возраста, определенного Законом Украины «О государственной службе»

 

14 октября 2014 года коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины, рассмотрев в порядке письменного производства дело по иску гр-ки К. к управлению Пенсионного фонда Украины в Октябрьском районе г. Кривого Рога (управление ПФУ) о признании действий противоправными и обязательстве совершить действия, установила следующее.

В августе 2011 года гр-ка К. обратилась в суд с иском, в котором просила признать противоправными действия ответчика по отказу в выплате денежной помощи и обязать ответчика выплатить денежную помощь в размере десяти месячных должностных окладов согласно статье 37 Закона Украины «О государственной службе» от 16 декабря 1993 года № 3723-XII в редакции, действующей на время возникновения спорных отношений.

Суды установили, что приказом управления ПФУ от 21 декабря 2010 года № * гр-ка К. уволена с государственной службы на основании пункта 2 части 1 статьи 40 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины в связи с выявленным несоответствием занимаемой должности по состоянию здоровья, препятствующего продолжению работы. На момент увольнения стаж государственной службы истицы составил 27 лет 5 месяцев и 19 дней. С 22 декабря 2010 года ей назначена пенсия по возрасту в соответствии с Законом Украины «О государственной службе».

Истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении и выплате ей денежной помощи в размере десяти месячных должностных окладов согласно статье 37 указанного Закона, однако управление ПФУ своим письмом от 25 января 2011 года № ** уведомило ее об отсутствии права на получение этой помощи.

Октябрьский районный суд г. Кривого Рога Днепропетровской области постановлением от 27 сентября 2011 года в удовлетворении исковых требований отказал. При этом суд исходил из того, что обязательным условием для выплаты десяти месячных должностных окладов является прекращение государственной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе» в связи с достижением предельного возраста пребывания на государственной службе и выходом на пенсию государственного служащего, о чем он лично должен указать в своем заявлении об увольнении. Поскольку трудовые отношения с истцом прекратились на основании пункта 2 статьи 40 КЗоТ Украины (истица была уволена с государственной службы за два месяца до достижения предельного пенсионного возраста), а положениями статьи 37 указанного Закона не установлены права на получение денежной помощи в размере десяти месячных окладов при увольнении работника в связи с его несоответствием занимаемой должности вследствие неудовлетворительного состояния здоровья, то правовых оснований для начисления соответствующей выплаты нет.

Днепропетровский апелляционный административный суд постановлением от 6 сентября 2012 года решение суда первой инстанции отменил и удовлетворил исковые требования, ссылаясь на то, что статьей 37 Закона Украины «О государственной службе» предусмотрено право лица на получение денежной помощи в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее десяти лет. В этом случае определяющим критерием для получения пособия является именно факт выхода лица на пенсию государственного служащего при наличии необходимого стажа.

Высший административный суд Украины определением от 6 февраля 2014 года решение суда апелляционной инстанции отменил и оставил в силе решение суда первой инстанции, отметив, что необходимым условием для получения денежной помощи в размере десяти месячных должностных окладов на основании части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» является наличие права на выход на пенсию государственного служащего на момент увольнения с работы и достижения предельного пенсионного возраста. Истица была уволена на основании пункта 2 части 1 статьи 40 КЗоТ Украины за два месяца до достижения ею такого возраста.

В заявлении о пересмотре судебных решений Верховным Судом Украины на основаниях, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства (КАС) Украины, гр-ка К., ссылаясь на неодинаковое применение кассационным судом частей 1, 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе», просит отменить определение Высшего административного суда Украины от 6 февраля 2014 года и направить дело на новое кассационное рассмотрение.

В обоснование заявления прилагаются определения Высшего административного суда Украины от 9 апреля и 15 января 2014 года (дела №№ К/800/14094/13, К/9991/39928/11 соответственно), в которых кассационный суд, решая спор в подобных правоотношениях, иначе, чем в рассматриваемом деле, применил одни и те же нормы материального права.

Проверив изложенные в заявлении доводы, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что заявление подлежит удовлетворению на таких основаниях.

Верховный Суд Украины уже решал вопрос об устранении расхождений в применении части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» и, в частности, в решении от 18 сентября 2012 года (дело № 21-211а12) отметил, что необходимым условием для получения денежной помощи в размере десяти месячных должностных окладов на основании части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» является наличие права на выход на пенсию государственного служащего на момент увольнения с работы. В более развернутом виде правовая позиция выглядит следующим образом.

В соответствии с частью 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» государственным служащим в случае выхода на пенсию при наличии стажа государственной службы не менее десяти лет выплачивается денежная помощь в размере десяти месячных должностных окладов.

С 20 января 1994 года действуют нормы Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» от 16 декабря 1993 года № 3721-XII (в редакции, действующей на время возникновения спорных отношений). Согласно части 1 статьи 21 упомянутого Закона, лицам предпенсионного возраста, трудовой договор с которыми был расторгнут по инициативе собственника или уполномоченного им органа в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией, перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников, а также выявленным несоответствием работника занимаемой должности по состоянию здоровья, гарантируется право на досрочный выход на пенсию за полтора года до установленного законодательством срока, если они имеют страховой стаж для мужчин — 25 лет, для женщин — 20 лет, а для лиц, которые имеют право на пенсию на льготных условиях, — стаж работы, который дает право на этот вид пенсии.

Основания для неодинакового применения части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» возникли при досрочном (до достижения пенсионного возраста, определенного статьей 26 этого Закона) увольнении государственного служащего по инициативе собственника или уполномоченного им органа, приобретении на этом же основании статуса пенсионера по возрасту и последующем требовании о выплате денежной помощи на основании, предусмотренном частью 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе».

Суть различия в правоприменении части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» заключается в следующем.

Суд кассационной инстанции при разрешении настоящего дела, отказывая в удовлетворении исковых требований гр-ки К., исходил из того, что при отсутствии обстоятельства достижения ею общего пенсионного возраста, установленного статьей 26 Закона Украины «О государственной службе», то есть достижения 55 лет на момент увольнения, как составляющей права на получение денежной помощи, право на такую помощь истица не приобрела.

При рассмотрении других дел суд кассационной инстанции согласился с тем, что поскольку на момент назначения пенсии государственного служащего лицо приобрело право на досрочный выход на пенсию согласно статье 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине», то на него распространяются положения части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе».

Ответ на вопрос относительно правильного толкования и применения части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе», части 1 статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» требует предварительного определения в вопросах:

— в чем заключается правовая природа определенной упомянутой нормой права денежной помощи;

— можно ли часть 13 статьи 37 Закона Украины «О ­­государственной службе» и часть 1 статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» применить к сложившимся правоотношениям субсидиарно?

Согласно части 1 статьи 1 Закона Украины «О государственной службе», государственная служба на Украине — это профессиональная деятельность лиц, которые занимают должности в государственных органах и их аппарате по практическому выполнению задач и функций государства и получают заработную плату за счет государственных средств. Субъектами правоотношений в данном случае является государственный служащий и собственник или уполномоченный им орган.

В соответствии с преамбулой Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» настоящий Закон определяет основные принципы государственной политики в отношении ветеранов труда, других граждан преклонного возраста и направлен на формирование в обществе гуманного, уважительного отношения к ним и обеспечение их активного долголетия.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30 Закона Украины «О государственной службе», кроме общих оснований, предусмотренных КЗоТ Украины, государственная служба прекращается в случае достижения государственным служащим предельного возраста прохождения госслужбы (для женщин 55 лет в соответствии со статьей 23 этого же Закона).

По сути, аналогично такие правоотношения урегулированы статьей 38 КЗоТ Украины.

Предусмотренная частью 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» денежная помощь является единовременной, относится к материальному и социально-бытовому обеспечению государственных служащих и является составной частью трудового договора (контракта) (раздел VII указанного Закона). Другими нормами (кроме части 13 статьи 37) этого же раздела отдельно урегулированы вопросы пенсионного обеспечения государственных служащих, однако права на сокращение пенсионного возраста не предусматривают.

Правоотношения, которые регулируются Законом Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине», имеют иной предмет — это реализация государственной политики в отношении ветеранов труда, других граждан преклонного возраста, а частями 1 и 2 статьи 21 настоящего Закона урегулирован локальный вопрос предоставления возможности собственнику или уполномоченному им органу в его интересах и по его инициативе уволить работника раньше наступления пенсионного возраста с выплатой пенсии за это время сокращения за счет государственного бюджета Украины. Аналогично этот вопрос регулирует и пункт 2 части 1 статьи 40 КЗоТ, на основании которого уволена гр-ка К. Кроме того, при увольнении государственного служащего по пункту 2 части 1 статьи 40 КЗоТ Украины применяется статья 44 указанного Кодекса, согласно которой уволенному работнику должно быть выплачено выходное пособие в размере не меньше среднего месячного заработка. Такая материальная помощь по своей социально-правовой характеристике аналогична денежной помощи, предусмотренной частью 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе». Суд установил, что такое выходное пособие выплачено и гр-ке К.

Таким образом, системный анализ вышеуказанных норм права позволил коллегии судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины сделать вывод о том, что Законом Украины «О государственной службе» урегулированы правоотношения в части материального и социально-бытового обеспечения государственных служащих, этот Закон является специальным в указанных правоотношениях, однако он не предусматривает права государственного служащего на сокращение пенсионного возраста (предельного возраста по этому Закону). Следовательно, и право на установленное частью 13 статьи 37 этого Закона денежное пособие при увольнении по достижении предельного возраста не предусмотрено. Оснований для выборочного, субсидиарного, компенсационного применения пункта 2 части 1 статьи 40 КЗоТ Украины в качестве основания для увольнения, части 1 статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине» как основания для сокращения пенсионного возраста с частью 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» как основания для выплаты денежной помощи с учетом различия отношений, которые эти нормы регулируют, по мнению коллегии судей, нет.

В то же время 26 ноября 2013 года Конституционный Суд Украины по делу № 1-14/2013 принял решение и предоставил заключение относительно официального толкования положения части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» в системной связи с положениями пункта 2 части 1, части 2 статьи 40 КЗоТ Украины, статьи 21 Закона Украины «Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан преклонного возраста на Украине», отметив, что денежная помощь в размере десяти месячных должностных окладов выплачивается государственному служащему при условии выхода на пенсию с должности государственного служащего и наличии страхового стажа, в том числе стажа государственной службы не менее десяти лет. Никаких дополнительных условий для выплаты денежной помощи государственному служащему в случае выхода его на пенсию в части 13 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе» не установлено.

То есть денежная помощь, предусмотренная указанным законодательным положением, имеет разовый характер. Право на ее получение связано с определенным стажем работы лица в должности государственного служащего и прекращением этой работы в связи с выходом на пенсию государственного служащего. Поэтому расторжение трудового договора с государственным служащим на основаниях, определенных в пункте 2 части 1 статьи 40 КЗоТ Украины, не может нивелировать право государственного служащего на получение указанной денежной помощи при наличии стажа государственной службы не менее десяти лет.

Следовательно, в случае досрочного выхода на пенсию государственного служащего с должности в органах государственной власти в соответствии с действующим законодательством государственный служащий при наличии стажа государственной службы не менее десяти лет и страхового стажа, необходимого для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере, предусмотренного абзацем 1 части 1 статьи 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 9 июля 2003 года № 1058-IV, имеет право на получение денежной помощи в размере десяти месячных должностных окладов, которое не связано с достижением пенсионного возраста, определенного частью 1 статьи 37 Закона Украины «О государственной службе».

В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона Украины «О Конституционном Суде Украины» от 16 октября 1996 года № 422/96-ВР Конституционный Суд Украины принимает решения и дает заключения по делам относительно официального толкования Конституции и законов Украины.

В соответствии со статьей 69 настоящего Закона решения и заключения Конституционного Суда Украины в равной степени обязательны к исполнению.

Выполняя требования указанной нормы Закона, коллегия судей пришла к выводу о необходимости изменения правовой позиции, которая соответствует толкованию этих норм Конституционным Судом Украины.

Учитывая изложенное, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины считает, что вывод Высшего административного суда Украины по рассматриваемому делу не основывается на правильном применении норм материального права.

Согласно части 2 статьи 243 КАС Украины, если суд установит, что судебное решение по делу, которое пересматривается, является незаконным, он отменяет его полностью или частично и направляет дело на новое рассмотрение в суд кассационной инстанции.

Руководствуясь статьями 241–243 Кодекса административного судопроизводства Украины, коллегия судей Судебной палаты по административным делам Верховного Суда Украины постановила:

— заявление гр-ки К. удовлетворить;

— определение Высшего административного суда Украины от 6 февраля 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в этот суд.

Постановление является окончательным и обжалованию не подлежит, кроме случая, установленного пунктом 2 части 1 статьи 237 Кодекса административного судопроизводства Украины.

 

(Постановление Верховного Суда Украины от 14 октября 2014 года. Дело № 21-281а14. Председательствующий — Кривенко В.В. Судьи — Грыцив М.И., Гусак Н.Б., Коротких А.А., Маринченко В.Л., Прокопенко А.Б., Самсин И.Л., Терлецкий А.А.)

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Сборный пункт

Государство и юристы

Конкретное предложение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Предлагается снять неприкосновенность с парламентариев, подозреваемых в коррупции

Оппозиция внесла законопроект о защите граждан от кризиса

Государство и юристы

Последний риск моды

Государство и юристы

Новости законотворчества

Внесен проект закона об отзыве парламентариев

Книжная полка

Судебный совет

Неделя права

Решение и наказание

Неделя права

Новости из-за рубежа

Суд признал законной регистрацию товарного знака «Кубик Рубика»

Неделя права

Реформационная волна

Админслушание

Нотариальное содействие

Новости из зала суда

Судебная практика

Пенсионер из Донбасса подал иск к Президенту Украины из-за пенсии

Дела по искам судей к ВСК переданы в Хмельницкий админсуд

Новости юридических фирм

Частная практика

МЮФ Integrites консультирует ЕБРР по вопросам предоставления кредита «Астарте»

МЮФ Baker & McKenzie консультирует Siemens Украина по вопросам создания совместного предприятия с Mitsubishi Heavy Industries

Д. Гетманцеву присвоено звание профессора

«ECOVIS Бондарь и Бондарь» защитили интересы МАУ в споре с аэропортом «Борисполь»

Отрасли практики

Блуждать больше нечего

Люстрация происходящего

Сборный момент

Продвижение юрбизнеса

Осилить кросс

Цифровой ход

Фирма и содержание

Задать опрос

Бизнес-продолжение

Сила потока

Рабочий график

Сила продвижения

КАЛЕНДАРЬ на неделю

Самое важное

Политическое лишение

Есть возражения

Просроченнаяоплата

Разъяснительная забота

Судебная практика

Судебные решения

Право на получение денежной помощи при увольнении с госслужбы

Судебная практика

Без печати

Без срока данности

О взыскании с поручителей

Предполагаемый риск

Выселенское равновесие

Тема номера

Спорная модель

Балласт счетов

Отбросить тень

Поставить за плату

Частная практика

Быть в бренде

Миссия адвокатуры

Інші новини

PRAVO.UA