Люстрированное пособие — PRAVO.UA
прапор_України
2024

Генеральний партнер 2024 року

Видавництво ЮРИДИЧНА ПРАКТИКА
Головна » Выпуск №46 (882) » Люстрированное пособие

Люстрированное пособие

Проведение люстрации государственных чиновников на Украине было и остается одним из требований участников Евромайдана. Следует отметить, что ранее национальное законодательство не предусматривало данной процедуры.

Законодательное оформление люстрации и практика ее применения раскололи посткоммунистическую Европу на сторонников и противников люстрации. Самые жесткие формы люстрация приняла в странах, где гражданское общество наиболее ожесточенно сопротивлялось коммунистическому режиму: в Чехии и Польше.

В посткоммунистических государствах, где у власти остались представители прежнего режима, люстрация не проводилась или не принимала законодательно утвержденных форм (Россия, Беларусь, Румыния, Молдова). В странах же, где к власти через несколько лет после антикоммунистических революций вернулись посткоммунистические партии, процесс люстрации проходил в мягких формах и постепенно затих (Венгрия, Словакия, Болгария).

Объект проверки

После принятия Закона Украины «Об очищении власти» (Закон) государство встало на сложный путь его реализации. Критика отдельных норм сталкивается с неизбежностью их применения. Однако несмотря на негативные отзывы и обсуждение правок к первоначальной версии законопроекта, сделавших его более «мягким», 16 октября Закон вступил в силу. Результат — сотни уволенных чиновников. Вопросы о происходящем процессе и перспективах волнуют также и служащих государственных предприятий. Так что же их ждет?

Согласно Закону, люстрации подлежат лица, занимавшие должности в компартии СССР или одной из союзных республик, начиная от секретаря районного комитета и выше, в комсо­мольских организациях, а также служившие в ­структурах КГБ.Увольнения распространяются в том числе и на тех, кто в период с 25 февраля 2010 года по 22 февраля 2014 года сроком более одного года занимал высшие госдолжности или же находился на руководящих постах менее одного года в период с 21 ноября 2013 года по 22 февраля 2014 года и не уволился по собственному желанию.

Кроме того, Закон обязывает руководителей государственных предприятий, в том числе оборонно-промышленного комплекса, а также предприятий, принадлежащих к сфере управления субъекта предоставления административных услуг, пройти «имущественную люстрацию». Это позволяет проверить согласно декларации все имеющееся имущество чиновников и членов их семей на предмет соответствия стоимости имущества их доходам, полученным из законных источников во время пребывания на госслужбе. Они будут уволены с запретом занимать должности в течение десяти лет, если не пройдут люстрацию.

Порядок проведения проверки регулируется следующими нормами: Законом Украины «Об очищении власти», постановлением Кабинета Министров Украины (КМУ) «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года № 563, распоряжением Кабинета Министров Украины «Об утверждении плана проведения проверок в соответствии с Законом Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года» № 1025-р (распоряжение № 1025-р).

Организация проведения проверки возлагается на руководителя соответствующего органа, имеющего полномочия уволить с должности лицо, в отношении которого проводится проверка. Руководитель принимает решение о начале проведения проверки и устанавливает дату ее начала, а также ответственное за проведение структурное подразделение.

Принять сведения

Согласно плану проведения проверок, утвержденному распоряжением №1025-р, проведение проверки руководителей государственных предприятий запланировано на март — май 2015 года.

Решение о начале проведения проверки обнародуется в день его принятия на официальном сайте органа, в котором проводится проверка, и в тот же день ответственные структурные подразделения такого органа должны донести данную информацию до ведома лиц, подлежащих проверке.

Лицо, подлежащее проверке, обязано в десятидневный срок со дня проведения проверки в органе подать в ответственное структурное подразделение собственноручно написанное заявление о том, что к нему не применяются запреты, определенные законом, а также о согласии на прохождение проверки и обнародование сведений о ней. Форма заявления предусмотрена постановлением КМУ № 563.

Неподача заявления в установленный срок является основанием для увольнения лица с занимаемой должности не позднее чем на третий день после истечения срока на подачу заявления и применения к нему запрета до 16 октября 2024 года занимать должность.

Подача заявления, в котором лицо сообщает о том, что к нему применяется запрет, является основанием для увольнения лица с занимаемой должности не позднее чем на третий день после подачи такого заявления и применения к нему соответствующего запрета.

Внесение в заявление заведомо неправдивой информации влечет уголовную ответственность, предусмотренную статьей 366 Уголовного кодекса Украины (служебный подлог).

Ответственное структурное подразделение в течение десяти дней со дня поступления заявления лица, подлежащего проверке, на основании сведений, имеющихся в личном деле такого лица, проверяет достоверность сведений о неприменении к нему запретов, предусмотренных законом.

В случае выявления сведений о применении к проверяемому лицу одного из указанных запретов руководитель органа не позднее чем на третий день со дня выявления таких сведений принимает решение об увольнении лица и в тот же день направляет его копию в Минюст.

Сведения об этом лице в течение трех дней вносятся в реестр лиц, в отношении которых применены положения Закона Украины «Об очищении власти» (http://lustration.minjust.gov.ua/register).

Кроме того, в течение трех дней с момента поступления заявления лица о предоставлении согласия на проверку руководитель направляет запросы в утвержденные законодательством компетентные органы по проведению проверки лица на предмет наличия других оснований для применения к нему запретов, определенных данным Законом.

На основании ответа/вывода/копии судебного решения, которые поступили от органов проверки, ответственное структурное подразделение в однодневный срок готовит справку о результатах проверки и подает ее руководителю органа.

Руководитель органа не позднее чем на третий день со дня поступления ответа (ответов)/вывода/копии судебного решения рассматривает справку о результатах проверки лица, направляет в тот же день Минюсту копию справки о результатах проверки лица, к которому не применяются запреты, или в случае установления недостоверности сведений принимает решение об увольнении лица и в тот же день направляет в Минюст копию упомянутого решения и копию справки о результатах проверки, информация из которых в течение трех дней со дня его поступления вносится в реестр.

В таком случае основанием для увольнения является пункт 72 части 1 статьи 36 Кодекса законов о труде: на основаниях, предусмотренных Законом Украины «Об очищении власти».

Соответственно, лицо, не прошедшее проверку, не может до 16 октября 2024 года занимать должности, указанные в частях 1, 2, 4 и 8 статьи 3 Закона.

Все материалы проверки, поступившие к руководителю органа, прилагаются к личному делу лица.

Выводы о проведении проверки достоверности сведений о наличии имущества (имущественных прав), указанных в поданной лицом за предыдущий год декларации, и/или несоответствии стоимости имущества (имущественных прав), указанного (указанных) в декларации лица, приобретенного (приобретенных) за время пребывания на должностях, доходам, полученным из законных источников, решения руководителя соответствующего органа об увольнении лица могут быть обжалованы в суде.

 

САМАРИНА Леся — адвокат, руководитель Днепропетровского офиса ЮФ «Ильяшев и Партнеры», г. Днепропетровск


Комментарии

Определить субъектность

Вольга ШЕЙКО, юрист  ЮФ «Астерс»

Положения Закона Украины «Об очищении власти» можно однозначно понимать как такие, действие которых во многом будет нуждаться в политическом катализе. Механизмы, предусмотренные данным нормативным документом, прописаны достаточно слабо и нуждаются в принятии дополнительных подзаконных актов для их более-менее автономного функционирования. К тому же концептуальная основа люстрации, закрепленная в этом Законе, необъективно подходит к разным категориям лиц. Например, основанием включения в люстрационный реестр является пребывание в должности, указанной в черном списке, в течение как минимум 12 месяцев в период между 25 февраля 2010 года и 22 февраля 2014 года вне зависимости от оснований увольнения. Таким образом, в люстрационном реестре может оказаться средний чиновник, уволившийся, например, еще в 2010 году, но не имеющий возможности продолжить работу на государственной службе в течение ближайших лет.

Кроме того, запутана ситуация с определением субъектности при проведении люстрации, что может стать главной проблемой при обжаловании решений люстрационных комиссий, ведь положения данного Закона вступают в определенное противоречие как с Конституцией Украины, так и с нормами трудового законодательства.

 

Попасть под волну

 

Юлия МАКАРЕНКО, юрист АФ «Династия»

Закон Украины «Об очищении власти» от 16 сентября 2014 года призван навести порядок в государственных органах власти и органах местного самоуправления. Как мы помним, указанный закон был принят по требованию народа, дабы восстановить справедливость после событий, произошедших на Майдане.

При этом Закон оставляет множество вопросов и не имеет четкого механизма действия, что не позволит ему нормально работать и приведет к необоснованному увольнению лиц.  Закон содержит перечень должностей и лиц, которые прямо подпадают под его действие и подлежат увольнению  с запретом занимать должности в течение десяти лет. Согласно Закону, компетентный орган должен провести проверку на соответствие должности и вынести решение, результаты которого можно обжаловать в судебном порядке. Однако действие Закона не распространяется на выборные должности, такие как депутаты, уполномоченный по правам человека, конституционные судьи.

Замечу, что в такой редакции закон не очистит власть, поскольку всегда существует вероятность лояльного отношения к «своим» людям, к тому же на сегодня под волну люстрации уже несправедливо попали многие судьи и чиновники.

 

Несистемный характер

 

Богдан Слободян,юрист ЮК FCLEX

Существенным недостатком постановления Кабинета Министров Украины «Некоторые вопросы реализации Закона Украины «Об очищении власти» от 16 октября 2014 года № 563 (постановление № 563) следует считать его ненадлежащую системность. В соответствии с пунктом 5 постановления № 563 руководитель органа или председатель суда, согласно плану проведения проверок, принимает решение о начале проведения проверки в соответствующем органе, в котором устанавливает дату начала проведения проверки. В то же время план проведения проверок в соответствии с Законом Украины «Об очищении власти», утвержденный распоряжением Кабинета Министров Украины от 16 октября 2014 года № 1025-р, носит абстрактный характер, поскольку не устанавливает конкретных дат начала проведения проверок в конкретных органах, судах или государственных предприятиях. Таким образом, существенным является риск обыкновенного затягивания начала люстрационных проверок руководителями всех уровней.Положительная практика обжалования решений об увольнении на основании непрохождения проверки имеет перспективы в силу того, что большое количество оснований для непрохождения люстрационной проверки должно быть установлено судебными решениями в отношении лиц, подлежащих проверке. Пренебрежение данным обстоятельством уполномоченными на люстрацию органами приведет к большому количеству исков о восстановлении на должности уволенных лиц.

 

Поділитися

Підписуйтесь на «Юридичну практику» в Facebook, Telegram, Linkedin та YouTube.

Баннер_на_сайт_тип_1
YPpicnic600x900
баннер_600_90px_2
2024
tg-10
Legal High School

Зміст

Акцент

Уголовно предсказуемый

В фокусе

Торговые ремарки

Государство и юристы

Оценочное сужение

Государство и юристы

Новости законотворчества

Утверждена новая структура воинского резерва

Усиливается ответственность за нарушения в сфере обращения с отходами

Изменен порядок оплаты товаров оборонного назначения

Неделя права

Новости из-за рубежа

Страны ЕС могут не выплачивать пособия безработным иностранцам

Неделя права

Заседание с советом

Переезд суда

Штатная ситуация

Полезные советчики

Новости юридических фирм

Частная практика

Юристы МА «Сквайр Паттон Боггс — Салком» защитили право собственности клиента в ВСУ

МЮФ Integrites стала победителем DealMakers Global Awards 2014

ЮФ «Лавринович и Партнеры» успешно защитила интересы «Ведерстад» в Высшем административном суде Украины

Изменения в партнерском составе МПЦ EUCON

ЮФ «Ильяшев и Партнеры» защитила интересы ГП «Антонов»

Отрасли практики

Люстрированное пособие

Время ждет

Мир в электронике

Офисные технологии

Продуктивный набор

Офисные технологии

Решения недели

Не получил корреспонденцию

Офисные технологии

С глазу на глас

Причастный оборот

Офисные технологии

Решения недели

Фирменное наименование

Одной причины мало

Офисные технологии

Офисное замещение

Рабочий график

Съездят адвокаты

КАЛЕНДАРЬ НА НЕДЕЛЮ

Репортаж

Мировое приглашение

Самое важное

Ценные налоги

Дорожно-транспортная помощь

Стратегическое измышление

Кодификационный акт

Судебная практика

Приручить отсрочку

Судебная практика

Судебные решения

Граждане не могут нести ответственность за ошибки государственных органов, допущенные при подготовке документов

Судебная практика

Ненадлежащий ответчик

Лишили собственности

Тема номера

Жесткий риск

Прозрачный шанс

Бюджетный запрос

ИТоговая программа

Без всякого провода

Частная практика

Завести свояка

Інші новини

PRAVO.UA