В преддверии выборов, как и прогнозировалось, парламент VII созыва работал в популистско-публицистическом стиле, продуцируя популярные в глазах общества законодательные продукты. В их числе и принятый 20 октября с.г. на внеочередном заседании Верховного Совета Украины за основу и в целом законопроект № 5141 — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно некоторых вопросов наследования)».
Как задекларировано в пояснительной записке автором этой инициативы — народным депутатом Сергеем Мищенко, этот документ призван упростить процедуру оформления наследства и регистрации прав наследников на наследуемое ими недвижимое имущество (прежде всего в сельских населенных пунктах). Для этого предусматривается предоставление соответствующих полномочий органам местного самоуправления сельских населенных пунктов. Также принятым законом предлагается отменить обязательное проведение оценки имущества в случаях наследования имущества наследниками первой и второй очереди по закону и по праву представления (к таким наследникам, в частности, относятся дети наследодателя, внуки, родные братья и сестры, тот из супругов, который его пережил, родители и т.п.), а также в случае наследования наследства, которое облагается налогом по нулевой ставке.
Вместе с тем законодательная инициатива предусматривает дифференцированные временные рамки для вступления в силу новаций. Так, установлено, что в случае его принятия нормы, которыми предусматривается отмена обязательной оценки имущества при наследовании, вступят в силу уже на следующий день после официального опубликования Закона, а нормы о предоставлении полномочий органам местного самоуправления по оформлению права на наследство и о регистрации прав на наследуемое жителями сельских населенных пунктов недвижимое имущество — с 1 января 2016 года. Последняя отсрочка аргументируется тем, что на этом настаивали Министерство юстиции Украины и народные депутаты: дескать, потребуется определенное время для соответствующего обучения, стажировки работников сельских советов, разработки и предоставления профильным министерством соответствующих методических рекомендаций, подготовки соответствующих рабочих мест в сельских советах и т.д.). «Законопроектом предполагается ввести эти ожидаемые обществом законодательные новеллы путем внесения изменений и дополнений в Гражданский кодекс Украины, Закон Украины «О нотариате», Закон Украины «Об оценке земель», Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности на Украине», Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений», — подчеркивает автор в пояснительной записке.
Отметим, что идея разграничения функциональных возможностей органов местного самоуправления и нотариусов относится к числу «долгожителей». О нормотворческой эпопее с упрощением процедуры оформления наследства на земельный участок, дом или имущество для жителей сельской местности наше издание писало уже не раз. Напомним: еще в конце мая с.г. после длительных доработок парламент принял во втором чтении проект Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно оформления наследства» (№ 0985), в котором, как было заявлено, предлагалось замкнуть процесс оформления наследства жителями сельской местности на должностных лицах соответствующих органов местного самоуправления. Это вызвало широкий резонанс и в экспертной среде, и в нотариальном сообществе. Но, как оказалось впоследствии, тревога была несколько преждевременной. 6 августа 2014 года Президент Украины подписал Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам оценочной деятельности», который оказался фактически уменьшенной копией заявленных в законопроекте № 0985 изменений: коррективы касаются лишь деятельности Фонда государственного имущества Украины в сфере оценки имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности. А вот изменения относительно передачи полномочий по оформлению наследства органам местного самоуправления в текст этого закона не вошли. Как выяснилось позже, в ходе финального рассмотрения законопроекта № 0895 в сессионном зале на голосование поставили вопрос о принятии этого документа в целом с учетом предложений главы государства, то есть заявленных еще ранее замечаний Виктора Януковича.
Эту техническую оплошность законодатели исправили в рамках принятия нового закона. Новые-старые новации для представителей нотариального сообщества стали неприятной неожиданностью. «20 октября 2014 года Верховным Советом Украины в связи с «политической целесообразностью», с нарушением Регламента и без учета юридического анализа нотариального сообщества, заключения Главного экспертного управления парламента был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно некоторых вопросов наследования)», — констатирует президент Нотариальной палаты Украины (НПУ) Наталья Василина, называя такое решение чисто декларативным и популистским, не имеющим отношения к защите прав и интересов граждан. Она напоминает: НПУ неоднократно официально обращалась к главе государства, спикеру и председателям профильных комитетов с требованием прислушиваться к обоснованным возражениям нотариусов относительно принятия «ложного, способного привести к крайне негативным последствиям документа». Последнее обращение, датированное 20 октября с.г., направлено Президенту Украины с просьбой применить право вето к принятому закону.
Контраргументы нотариусов следующие. Делегирование полномочий по оформлению наследственных прав нотариусам обусловлено установлением для них законодательством высоких квалификационных требований, гарантирующих предоставление качественной профессиональной оценки юридическим фактам и соблюдение прав лиц на правовую помощь при совершении нотариальных действий, связанных с наследованием. «Возможное наделение полномочиями нотариусов относительно оформления наследства должностных лиц органов местного самоуправления никак не гарантирует лицу соответствующего уровня профессионализма и безопасности при удостоверении права собственности на наследуемое имущество. Оформление наследственных прав соответствующими должностными лицами не согласуется с природой и основным назначением службы в органах местного самоуправления», — отмечает г-жа Василина, добавляя, что оформление наследства фактически ставится в зависимость от периодичности сессий сельских и поселковых советов.
Наша собеседница обращает внимание на то, что неурегулированными в предлагаемом законе остаются следующие вопросы: обеспечение надлежащих условий для хранения архивов и порядок их передачи в соответствующее архивное учреждение; возмещение ущерба, нанесенного физическому или юридическому лицу, и погашение его расходов, связанных с неправомерными действиями должностных лиц органов местного самоуправления (в отличие от нотариусов, которые обязаны до начала занятия частной нотариальной деятельностью заключить договор о гражданско-правовой ответственности); соблюдение нотариальной тайны уполномоченными должностными лицами органов местного самоуправления сел, поселков и т.д.
Кроме того, по словам президента НПУ, нотариус одновременно с выдачей свидетельства о праве на наследство регистрирует приобретенное право собственности в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, что не предусмотрено для должностных лиц органов местного самоуправления. Поэтому для реализации данной инициативы необходимо привлечение дополнительных затрат из Государственного бюджета, связанных с обучением должностных лиц органов местного самоуправления; обеспечением соответствующей компьютерной и оргтехникой, необходимой для работы с реестрами; обеспечением канцелярскими принадлежностями, бланками, печатями, доступа к сети Интернет, образованием архивных учреждений и т.д. «Ограничение населения сельской местности в их праве на получение профессиональной правовой помощи при оформлении наследственных прав является нарушением конституционных гарантий, а, следовательно, приведет к потере доверия к государственным институтам», — прогнозирует Наталья Василина.
© Юридична практика, 1997-2024. Всі права захищені
Кількість адвокатських балів | Вартість |
---|---|
Відеокурс з адвокатської етики | 650 грн |
10 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 2200 грн |
16 адвокатських балів (включаючи 2 бали за курс з адвокатської етики) | 3500 грн |
8 адвокатських балів (без адвокатської етики) | 1800 грн |
Щодо додаткової інформації
Email: [email protected]
Тел. +38 (050) 449-01-09
Пожалуйста, подождите…